Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Взаимодействие педагога и родителей – одно из важнейших направлений в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 печать!!!!!.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Взаимодействие педагога и родителей – одно из важнейших направлений в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного союза школы и семьи.

Сложность задач, стоящих перед школой и  родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления школы.

Решающим  условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возникли интерес к процессу воспитания и уверенность в своих силах.

Однако  сам процесс взаимодействия может складываться по-разному. В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех институтов воспитания. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной ситуации: ею утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания. Следствием этого является неблагополучие детей, рост девиантного поведения, растет число малолетних правонарушителей и преступников.

 Выяснить, насколько эффективным складывается процесс взаимодействия «педагог-родитель» помогает диагностическое сопровождение. Без диагностирования нельзя построить процесс взаимодействия.

К сожалению, в школьной практике педагогическая диагностика, по мнению В.Г Максимова. «...пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса» [22].  К тому же далеко не всегда проводимая учителем педагогическая диагностика является эффективной. Взаимоотношения учителя и родителей не всегда нормальны, а их действия – согласованы.

Таким образом, организовать  профилактическую, коррекционную  работу с семьей можно только на основе взаимодействия с ней,  на основе диагностики ее насущных проблем, потребностей каждой семьи в помощи, поддержке. Без диагностического сопровождения добиться каких-либо результатов в деятельности весьма сложно, также довольно проблематично проследить тенденцию изменений, выявить отличительные особенности, направить коррекционную работу.  В этом заключается проблема современных школ.

Исследованиям педагогической диагностики в целом, и семьи в частности, посвящены работы таких ученых, как Кочетов А.И. [21], Максимов В.Г. [22], Щуркова Н.Е. [17], Загвязгинский В.И. и Атаханов Р. [24], Коломинский Я.Л. [10], Кухарев Н.В. [25] и др.

Следовательно, можно подчеркнуть актуальность темы курсовой работы – «Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия педагог – родитель», которая на сегодняшний день мало изучена.

Цель написания данной работы: изучить и разработать диагностическое сопровождение процесса взаимодействия «педагог – родитель».

Объект  исследования  – процесс взаимодействия «педагог-родитель».

Предмет исследования – способы диагностирования процесса взаимодействия «педагог-родитель».

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования поставлены задачи:

– изучить взаимодействие «педагог-родитель» в теории и практике;

– раскрыть сущность диагностического сопровождения;

– обобщить опыт педагогов по изучению темы исследования;

– разработать диагностические  процедуры.

Методы исследования – беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение, опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПЕДАГОГ –

РОДИТЕЛЬ»

    1. Взаимодействие «педагог – родитель» как психолого-педагогическая

проблема

Взаимодействие  является одной из философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие – это  начальная, исходная категория. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими [7, с. 306].

Леонтьев  А.Н. подходит к сущности категории «взаимодействие» с позиции диалектики, и подчеркивает: «жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел» [11, с. 160].

С точки  зрения Б.З. Фульфова, люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие, следовательно, можно сказать, что взаимодействие – «одно из воплощений связей, отношений между людьми» [14, с. 16].

В процессе взаимодействия формируются, проявляются  и реализуются межличностные  взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются  духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

Коломинский Я.Л. выделил в структуре взаимодействия и общения людей три составляющих и взаимодействующих компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий. Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. Это – ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Причем, если когнитивная взаимосвязь может не сопровождаться поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость – атрибут любой связи (отношений) людей. Эмоциональный компонент включает все то, что связано с состояниями и может быть зафиксирован на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, ... Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь – все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми [10].

По мнению И.А. Зимней, взаимодействие является основой любой системы, которая, как известно, всегда предполагает связь ее элементов, компонентов. Соответственно системность выступает неотъемлемой характеристикой взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях. Во взаимодействии людей выявляются также такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют  формы этого взаимодействия, например сотрудничество (в игре, учении, труде) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в образовательном процессе. Взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии [7, с. 308].

Можно отметить, что высшей формой взаимодействия Е.Д. Осипов выделяет сотрудничество как «гуманистическую идею совместной деятельности детей и взрослых, основанной на взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимоподдержке, на коллективном планировании, совместном распределении сил, средств; анализе процесса и результатов этой деятельности» [13, c. 27].

Обращаясь непосредственно к теме курсовой работы, важно  отметить, что повышение  воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие рассматривается в учебно-методическом пособии В.С. Богословской, оно предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успехи одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого. Происходящие в обществе кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряет кризис семьи. Низкий уровень взаимоотношений внутри семьи, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивные изменения [2, с. 5].

Семья сегодня  нуждается в помощи и поддержке  профессионалов (педагогов, психологов и др.). Следует отметить, что ближе всех к семье относится педагог, так как его взаимодействие с ребенком, с родителями имеет системный характер. И от этого, как будет функционировать система «педагог – дети – родитель», зависит ее результативность [4, с. 3].

 Разрешение  этих противоречий требует максимального  сближения семьи и школы. Под педагогическим взаимодействием Л.В. Байбородова понимает «взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения» [1, с. 21], а его целевое назначение – формирование ориентации педагогов и родителей на создание «условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья» [14, с. 16 – 17].

Байбородова Л.В. указывает на то, что нельзя забывать о том, что взаимодействие семьи и школы « процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Взаимодействие педагога и родителей – это организация общения, сотрудничества и сотворчества, педагогической поддержки родителей» [1, с. 19 – 21]. Как видим, в основе таких отношений лежат взаимодоверительные контакты, в создании которых ведущая роль принадлежит учителю.

Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность  педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности, а также зависит возможность достижения  желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.

На основе вышеизложенных требований, Л.И. Маленкова выделяет пять функций работы школы с родителями:

– ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

– корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

– работа с родительским активом, другими организациями родителей [12, c. 444 – 450].

Наряду  с функциями во взаимодействии можно  выделить этапы. Щуркова Н.И. в книге «Классное руководство» выделяет следующие этапы взаимодействия: 

– информационное педагогическое обеспечение родителей  сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника и т. п.;

–  педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая, прежде всего, касается отношения к  ребенку (искусства любить ребенка), а затем режима его жизни и  деятельности. Осуществляется это с  позиции профессиональной необходимости;

–  практическая совместная работа детей и родителей, которая организуется педагогом [17, с. 15].

Немало важно, чтобы процесс взаимодействия был максимально эффективным, при этом необходимо не упускать из виду его основные составляющие, проблемные вопросы. Маленкова Л.И. подчеркивает, что педагогическое взаимодействие с родителями важно для:

– выработки  единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;

– правильного  определения цели и задач воспитания, как школой, так и родителями;

– эффективной  расстановки сил;

– наилучшего изучения ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного – со стороны родителей и общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового и др. – со стороны школьных учителей;

–  выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;

–  установления эмоционально-положительных взаимоотношений  классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект) [12, с.442].

Очевидно, что семья –  важнейший институт социализации подрастающего  поколения. Это персональная среда  жизни и развития ребенка, качество которой, по мнению Т.В. Воликовой, определяется рядом параметров:

– социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

– социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

– технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

– демографический определяется структурой семьи. Именно она играет решающую роль в эффективности развития ребенка на том или ином возрастном этапе. Здесь его окружают близкие люди, каждый из которых влияет на становление его личности. Также Т.В. Воликова выделяет, что каждый ребенок в своей жизни должен встретить взрослого человека, который поможет ему в тяжелые моменты жизни, защитит, даст мудрый совет. Хорошо, когда этим человеком является отец или мать. Но, к сожалению, далеко не все родители справляются с этой ролью. И поэтому именно таким человеком для ребенка должен стать педагог. Детей не надо воспитывать – с ними надо дружить. Если педагогу удастся стать для ребенка старшим, опытным другом, то он лучше узнает и прочувствует его. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Она вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. Семья заботится о здоровье ребенка, об образовании, воспитании гражданина, развивает его задатки. Здесь дети приобщаются к труду и выбирают профессию [5].

Информация о работе Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"