Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Взаимодействие педагога и родителей – одно из важнейших направлений в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 печать!!!!!.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

– сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;

– компромисс (действие на основе взаимных уступок);

– перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к решению проблемы на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);

– спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

– выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;

– временный отказ от своего требования;

– привлечение других лиц (директора, других преподавателей) в качестве «третейского судьи»;

– выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых формах);

– проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

– конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону в продуманном и логически выстроенном диалоге со специально отработанным содержанием, убедительными доводами, доказательными фактами);

– умение поставить себя на место  противоположной стороны, оценить  все «ее глазами и умом»  и избрать на основании этого  верное решение и выстроить логику действий [3, с. 18 – 19].

Таким образом, взаимодействие «педагог – родитель» – это актуальная проблема в социально-бытовых условиях. Об этом свидетельствует анализ теоретических источников и практики педагогической деятельности. Проблема заключается в недостаточной подготовке педагогов к проведению диагностических процедур, нехватке учебно-методической литературы. Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов. Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с семьями и родителями. Необходимо еще раз подчеркнуть, что эффективное взаимодействие невозможно без диагностирования. Диагностика является неотъемлемой частью процесса взаимодействия. Поэтому необходимо акцентировать на этом внимание школьного коллектива, всеми силами способствовать разрешению проблемы для того, чтобы достичь эффективного взаимодействия «педагог – родитель».

 

 

 

 

    1.  Диагностическое сопровождение как условие эффективного

взаимодействия  «педагог-родитель»

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Определение диагностики, данное Б.Т. Лихачевым, звучит следующим образом: «диагностика – процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов» [19, с. 300]. Причем в качестве основных объектов диагностики он указывает следующие: дети, знания, педагогическая диагностика, сам учитель, т.е. целостный педагогический процесс [19, с. 301].

В свою очередь В.А. Мижериков определяет диагностирование как

«деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы [13, c.68 – 69]

Нас же интересует понятие «педагогическая диагностика». В педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как Кочетов А.И. [21], Максимов В.Г. [22], Коломинский Я.Л. [10], Щуркова Н.Е. [17] и др.

И сегодня оно определяется неодинаково. Щуркова Н.Е. определяет педагогические диагностики как «способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторных условиях» [17, с. 4].

Белорусский ученый А.И. Кочетов объясняет сущность педагогической диагностики в «изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» [21, с. 7]. Близким по логике к определению А.И. Кочетова является понятие, сформулированное С.С. Кашлевым и С.Н. Глазачевым: «педагогическая диагностика – процедура изучения состояния (степени развития) участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия посредством системы диагностических средств» [13, c.69].

Также Кочетов А.И. указывает вопросы, на которые призвана ответить педагогическая диагностика: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей в воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности, при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс [21, c. 7]

В последние  годы появились теоретические и  методологические работы, посвященные диагностике и прогнозированию учебно-воспитательного процесса в школе, подготовке учителей к профессионально-диагностической деятельности, созданию школьных информационно-диагностических центров, особенностям диагностической деятельности учителей разных специальностей.

Педагогическая диагностика как новое направление педагогической науки, подчеркивает Р. Капралова, требует серьезного и тщательного изучения. «Выявление ее сущности, содержания, методов, особенностей и условий на современном этапе является одним из важнейших направлений совершенствования учебно-воспитательной работы за счет построения деятельности всего коллектива школы на основе педагогической диагностики» [20, с.16].

Кочетов А.И. утверждает, что сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания) [21, с. 7].

Обращаясь непосредственно к теме курсовой работы, предметом исследования которой являются способы диагностирования процесса взаимодействия «педагог – родитель», стоит не забывать, что семья – главный институт социализации личности ребенка.

Данилюк С.Н., автор статьи «педагогическая диагностика семьи» подчеркивает, что «от позитивного семейного воспитания зависит будущее народа, общества, а также стабильность в том или ином государстве. В нынешней социальной ситуации семья нуждается в помощи, поддержке профессионалов. Тем не менее, каждая семья имеет свои отличительные особенности (уклад жизни, ценности, отношение к детям и т.п.). Чтобы оказать необходимую помощь семье, исходя из ее потребностей, важно знать как общие тенденции в развитии семьи, так и то особенное, что характерно для жизнедеятельности конкретной семьи. Вот почему проблема психолого-педагогической диагностики семьи приобретает в настоящее время особую актуальность [3, c. 11].

Для педагогической диагностики характерны свои уровни, функции,  принципы.

Как правило, выделяют два уровня диагностики:

1) нормативная  педагогическая диагностика, цель  которой  –  оценка состояния педагогического явления, процесса (деятельность учителя, ученика, родителей и др.) путем сравнения данных с установленными нормами (критериями, показателями);

2) динамичная  педагогическая диагностика, которая нацелена на оценку развития, динамики развития процесса, явления путем сравнения результатов с ранее полученными в предыдущем диагностировании [13, c. 69].

Анализируя  уровни педагогической диагностики  исходя из структуры учебно-воспитательного процесса, В.Г. Максимов выделяет такие из них: компонентная диагностика, структурная диагностика и системная  диагностика [22].

Ученые (Кочетов А.И., Максимов В.Г., и др.) выделяют три функции педагогической диагностики: информационная (или обратной связи – Максимов В.Г.), оценочная, формирующая (или управленческая – Максимов В. Г.).

– Информационная функция или обратной связи позволяет  проанализировать прошлый опыт, его эффективность и конструировать по-новому педагогический процесс.

– Оценочная  функция диагностики включает такие  аспекты, как ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий, измерительный.

– Формирующая  функция. Исследования, опыт подтверждают, что диагностика имеет прямое отношение к управлению развитием коллектива детей, отдельной личности (воспитанника, родителя и др.) [21].

В свою очередь  Б.Т. Лихачев характеризует такие из функций:

 –  стратегически-информационную, которая состоит в том, чтобы обеспечить педагогическое руководство процессом приобретения детьми знаний.  Такая информация делает педагогический процесс контролируемым, просматриваемым, практически целенаправленным;

 –  коррекционную, которая осведомляет педагога необходимой информацией и позволяет вносить соответствующие коррективы, изменять ход педагогического процесса, структуру и содержание отдельных форм, методов воспитания и обучения, совершенствовать свою позицию и себя;

 –  прогностическую, позволяющую улавливать, выявлять тенденции развития ребенка, семьи, делать прогнозы. Реальное владение этой прогностической информацией требует от педагога систематического ведения специального дневника [19, с. 249 – 250].

В педагогической теории нет однозначной трактовки  принципов, требований, на которых базируется педагогическая диагностика. Тем не менее, каждая из классификаций достойна внимания, и ее  полезно знать педагогу.

Представляет  интерес классификация принципов педагогической диагностики, разработанных В.Г. Максимовым. Это:

1) целостное изучение педагогического  явления;

2) комплексное использование методов  исследования;

3) объективность, занимающая в педагогике особое место в силу наличия большого числа субъективных факторов в самом педагогическом процессе;

4) единство изучения и воспитания;

  1. одновременность изучения коллектива и личности; изучение явления, процесса в движении, развитии [22].

Так как процесс диагностирования – это длительная процедура, которая  проводится в течение всего учебного года, то можно отметить необходимость реализации целостной системы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в целях диагностического сопровождения родителей.

Сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем. Под сопровождением родительства  понимается целостная системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей, направленная на повышение знаний основных закономерностей и особенностей воспитания и обучения детей, знакомство с содержанием и методами воспитания; общение, формирующее социально ценные формы поведения и отношение ребенка к окружающим людям.

Родители  зачастую испытывают определенные трудности  в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Это дает толчок к использованию педагогом разнообразных форм сотрудничества с родителями, дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. Таким образом, организация полноценного диагностического сопровождения, является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед школьным коллективом.

По мнению Т. Яничевой, под сопровождением понимается «система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования образовательного учреждения, дающего возможность самореализации личности» [36].

В свою очередь  Р.В. Овчарова трактует психологическое сопровождение как «комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными диагностическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности». Также Р.В. Овчарова определяет ряд условий для эффективного сопровождения родителей: готовность педагогов и родителей к сотрудничеству, понимание важности и необходимости педагогической работы, как со стороны педагога, так и со стороны родителей; специальная подготовка педагогов к сотрудничеству родителями, позволяющая обеспечить их реальное взаимодействие в ходе решения совместных задач по воспитанию и развитию детей; точечный мониторинг на протяжении всего учебного года [29].

Отсюда  можно подчеркнуть, по мнению А.И. Кочетов, что «в настоящее время особенно актуальной проблемой, определяющей успех единства действий семьи и школы, является проблема глубокого изучения и учета в процессе школьного воспитания семейных отношений. Педагогу нужны знания психолого-педагогической характеристики семьи, потому что в одних и тех же случаях, в зависимости от ее особенностей, воздействие на семью, помощь ей должны быть разными. Однако неумение классного руководителя педагогически целенаправленно изучать семью подрывает веру в возможность такой диагностики в целом» [21, c. 147 – 148]. Поэтому очень важно знать и уметь правильно применять различные методы изучения семьи на практике, во взаимодействии с родителями.

Информация о работе Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"