Дидактическая игра и учебная деятельность младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа
Краткое описание
Предмет исследования: возможности дидактической игры для развития школьников. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1.раскрыть особенности развития интеллектуальных способностей в школьном возрасте; 2. охарактеризовать дидактические игры; 3. проанализировать дидактическую игру как средство интеллектуального развития школьников;
Содержание
Введение…………..…………………………………………………………3 Глава 1 Теоретический анализ вопроса развития интеллекта школьников в работах отечественных и зарубежных психологов……….………………..……...…………………………………………..5 1.1 Развитие интеллектуальных способностей в школьном возрасте………………………..…………………………………………….………..5 1.2. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………..…….14 1.3 Характеристика дидактических игр………………...………………….16 Глава 2 Дидактическая игра и учебная деятельность младших школьников…………………………………………………………………………21 2.1 Дидактическая игра как средство интеллектуального развития школьников…………………………………………………………………………21 2.2 Игровая деятельность на уроках математики………..………………...25 2.3 Игровая деятельность на уроках русского языка………..…………….28 Заключение………………………………………………………...…………38 Список литературы………………………………………...………………...
- На берёзе три толстых
ветки, на каждой толстой ветке
по три тоненьких веточки. На
каждой тоненькой веточке по
одному яблочку. Сколько всего
яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки
не растут.)
Игра «Найди лишнее».
Эта игра позволяет формировать
мыслительные операции по анализу, синтезу
и обобщению. Учитель предлагает учащимся
группу слов, объединенных по какому -
либо свойству. В группе имеется слово,
которое не принадлежит по какому - либо
характеристическому свойству данной
группе. Дети должны проанализировать
каждое слово по значению, грамматике
и орфографии, определить объединяющее
группу свойство и выяснить, какое слово
не обладает этим свойством.
Например, предлагается группа
слов:
Морковь, картофель, огурец,
помидор, яблоко. Характеристическое свойство
данной группы - принадлежность к группе
растений «Овощи». Лишнее слово яблоко. В
дальнейшем с полученным словом проводится
работа в соответствии с планом урока. В
зависимости от подготовки учащихся задание
можно усложнять, увеличивая количество
слов или характеризующих свойств.
Игра «Волшебный мешочек».
Эта игра позволяет развивать
тактильные ощущения, формулировать их
словами. Игра может быть использована,
например, при изучении темы «Прилагательные
как часть речи» в качестве введения в
тему.
Учитель предлагает учащимся
мешок, в котором находится один или несколько
предметов. Учащиеся должны опустить в
мешок руку и, не доставая предметов из
мешка, определить, что там находится и
дать как можно больше описаний своих
тактильных ощущений, например, круглый,
гладкий, мягкий, маленький, резиновый.
На основе этих слов можно дать
определение прилагательного и его значения
в речи и перейти к изучению прилагательных.
Аналогично проводится работа
по теме «Существительное как часть речи».
Игра «Исправь ошибку».
Эта игра позволяет отрабатывать
орфографическую зоркость, находить ошибки
в текстах, повторять правила, уметь применять
их на практике, способствовать выработке
навыка орфографического письма. Учитель
предлагает текст или набор слов, с ошибками
в некоторых словах. Задания могут подразделяться
по уровню сложности:
С указанием количества ошибок.
Без указания количества ошибок.
С ограничением по времени или
ввести элементы соревнования между учениками.
Учитель или сам предлагает
слова или выбирает их из детских работ,
что позволяет отработать наиболее частые
ошибки, допускаемых учащимися. Учащиеся
должны обнаружить ошибки и оформить результаты
работы в указанном виде (исправить прямо
в тексте, выписать слова с ошибками и
т.д.).
Вася и Миша приехали в село.
Перед ими большой пруд. В нём водятся
карпы. Мальчики решили порыбачить. У их
были удочки и наживка. Ребята поймали
много их. К им прибежал кот Мурзик. У его
хитрые глазки.
Спиши, ставя местоимения
в нужную форму. Игорь и Алик рисовали.
К (они) пришла девочка. (Она) зовут Сабина.
У (она) не было красок. Они дали (она)
краски. Ребята стали рисовать картину
вместе. Картина у (они) вышла очень красивая.
На преддипломной практике
в МБОУ лицее №1 имени Героя Советского
Союза Б.А. Котова в 4»В» классе я проводила
дидактическую игру «Исправь ошибку»
на уроке русского языка. В 4»В» классе
обучается 22 ученика: 7 мальчиков и 15 девочек.
По русскому языку мы изучали тему «Местоимения».
С целью проверки знаний учащихся,я решила
провести с ними эту игру. В начале урока
я разделила класс на 3 группы по рядам,
на интерактивную доску выставила слайд
текста с ошибками. Задача детей – списать
текст с исправленными ошибками. Когда
ребята выполнили задание, я выставила
слайд текста с исправленными ошибками.
Затем я вызвала по одному ученику с каждого
ряда и дала им команду,чтобы они проверили
ошибки у своих соперников,после подсчитали
результаты: 1 ряд – допустили ошибки 3
ученика, 2 ряд – все ученики выполнили
верно, 3 ряд – допустили ошибки 2 ученика.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема «Организация дифференцированного
подхода в начальной школе».
При проведении игры «Биржа»
предлагаются детям дифференцированные
задания. Существует фондовая биржа —
это рынок ценных бумаг. А наша «Биржа»
интеллектуальная: мы «покупаем акции»
и обмениваем свои знания на оценку. На
доску вывешивается пособие: название
игры, открывающиеся ставни, внутри четыре
кармашка, куда вкладываются «акции» (карточки
с заданиями). Карточки-«акции» отмечены
кружками разного цвета: красным — задания
для сильных учащихся, зеленым — средней
сложности, желтым — для слабоуспевающих
детей, ПТ — повышенной трудности. После
объяснения учителем условий выбора карточки
каждый ребенок «покупает» нужную «акцию»,
т.е. выбирает карточку с определенным
кружком (красным, зеленым или желтым),
и самостоятельно выполняет задания. Два
ученика, которые заранее сдали зачет
по всем четырем карточкам, назначаются
«спонсором» и «брокером». Если ученику
непонятно задание, он поднимает индивидуальный
флажок с буквой «С», т.е. зовет «спонсора»,
который оказывает помощь в объяснении
задания (но не подсказывает!). Если же
ученик справляется со своей карточкой-«акцией»
раньше отведенного времени, следовательно,
он может обменять ее на другую. В таком
случае поднимается индивидуальный флажок
с буквой «Б» (брокер) и флажок такого цвета,
на какую «акцию» хочет обменять свою
карточку ученик. В случае выполнения
трудного задания или задания средней
сложности можно «купить акцию» — карточку
с пометкой ПТ (обычно это кроссворды или
логические задания).Таблички разного
цвета для помощников учителя (вывешиваются
на грудь или надеваются в виде шапочек-полосок
на голову). Такая работа обеспечивает
состояние успеха для каждого ученика,
вселяет в него уверенность, устраняет
страх и формирует правильную самооценку. Предлагаю
несколько карточек-«акций» по математике. Математика.
Тема: «Действия с многозначными числами».
1. На складе было 986 ц картофеля.
Одному магазину отправили 455 ц второму
—127 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля
осталось на складе? 2. Вычисли. 7592+92468 90305-56246
(200 000-149 900): 100 200000-149900:100 3. Реши уравнения:
х -200 =800
1. С бахчи собрали 550 арбузов,
а дынь на 170 меньше. Сколько арбузов
и дынь собрали вместе?
4. Сделай преобразования.
7руб.=...коп. ... руб. = 500 коп. ... м ... см =920 см
...кг 130 г =8130 г 1. Школьники собрали 300 кг
яблок, а груш в 2 раза меньше. Пятую часть
всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых
ящиков поровну. Сколько килограммов фруктов
в каждом ящике?
4. Вычисли удобным способом.
12 км 315 м - 9 км 850 м -1 км 315 м
1. Найди неизвестное число.
24 (38) 52 47 (50) 53 14 (?) 38 2. Коля и Петя вышли из
своих домов навстречу друг другу, Петя
шел со скоростью 5 км/ч, Коля — 4 км/ч. Ч(
два часа они встретились. Кто из них оказался
ближе к школе в момент встречи?