Дидактическая игра как средство развития мышления в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие мышления, его виды и формы……………………………………5
1.2 Особенности развития мышления у дошкольника…………………….....15
Глава 2. Развитие логической сферы мышления в дошкольном возрасте….21
2.1 Формирование и развитие логической сферы дошкольников…………...21
2.2 Дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников……………………………………………………………………25
Глава 3. Практическое применение дидактических игр………………………31
3.1 Игровой комплекс для развития логического мышления дошкольников……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.          Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка в методике рекомендуют задания, в которых ребенку необходимо рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения. Способом организации такого всестороннего (или по крайней мере многоаспектного) рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.    Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это»:

    • Какие из этих предметов большие и желтые? (Мяч и медведь.)
    • Что большое желтое круглое? {Мяч.) и т. д.

Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу - умению отвечать на вопрос:

    • Что ты можешь рассказать об этом предмете? (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.)
    • Вариант. Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая.)
    • Вариант. «Что это: белое, холодное, рассыпчатое?» и т. д.

Методически рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем - признаки их сходства.  Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.) требуют сравнения.  Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать. Для ребенка 2-4 лет признаки, по которым ищется сходство, должны быть хорошо опознаваемыми. Для более старших детей количество и характер признаков сходства могут широко варьироваться. Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить в одно и только в одно подмножество.     Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

  • по наименованию предметов (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
  • по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие мячики; в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
  • по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
  • по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
  • по другим признакам (съедобное и несъедобное, плавающие и летающие животные, лесные и огородные растения, дикие и домашние звери и т. д.).

Все перечисленные выше примеры - это классификации по заданному основанию: педагог сам сообщает его детям. В другом случае дети определяют основание самостоятельно. Педагог задает только количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов). При этом основание может быть определено не единственным образом.  При подборе материала для задания педагог должен следить за тем, чтобы не получился набор, ориентирующий детей на несущественные признаки объектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. Следует помнить, что при эмпирических обобщениях дети опираются на внешние, видимые признаки объектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определить понятие.       Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связи с изменениями в содержании и методике обучения математике в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в детском саду обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности (В.В. Давыдов), учить ребенка сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

2.2 Дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.         Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы. Так как важным средством формирования мыслительной деятельности ребёнка, его интеллекта является игра, то в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки.     Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.          На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.          Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.          В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.      В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.          Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.           Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры головоломки.            Применение в работе нестандартных дидактических игр, требует разработки некоторых этапов при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определенные цели и задачи. [Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб.: ООО «РИВ», 2007.]

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 Этап: Внесение новой  игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов
  • Развивать пространственные отношения
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра  детей с развивающим материалом.

  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.   Игры и упражнения применяются в определенной системе. Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно - практический характер.           Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.           Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.    Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

Логические игры              Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

 Логические задачки  по математике могут быть следующими:

 • Стоит клен. На  клене две ветки, на каждой  ветке по две вишни. Сколько  всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене  вишни не растут.)

 • Если гусь стоит  на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)

 • У двух сестер  по одному брату. Сколько детей  в семье? (Ответ: 3.)

 Если ребенок не  справляется с решением математической  задачи, то, возможно, он еще не  научился концентрировать внимание  и запоминать условие. Вполне  вероятно, что, читая или слушая  второе условие, дошкольник забывает  предыдущее. Поняв принцип решения  логических задач, ребенок убедится  в том, что решать такие задачи  по математике просто и даже  интересно.          Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

 • Два конца, два  кольца, а посередине гвоздик (ножницы).

 • Висит груша, нельзя  скушать (лампочка).

 • Зимой и летом  одним цветом (елка).

 • Сидит дед, во  сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

 Все описанные приемы  активно используются на занятиях  по формированию элементарных  математических представлений в  нашем центре развития ребенка. Но они настолько просты, что  у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.

 Но это не только  математическая тренировка, это  также и прекрасно проведенное  время вместе с собственным  ребенком. Однако в стремлении  к изучению основ математики  важно не переусердствовать. Самое  главное — это привить дошкольнику  интерес к познанию. Для этого  занятия по математике должны  проходить в увлекательной игровой  форме и не занимать много  времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практическое применение дидактических игр

3.1  Игровые  комплексы для развития логического  мышления дошкольников

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.         Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).   Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.  Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит играм математического содержания.

Игры по характеру мыслительных операций:

1.    Игры и игровые  упражнения, направленные на развитие  познавательных процессов (произвольного  внимания и памяти).

  • «Запомни картинки».

 Игровое упражнение  направлено на развитие зрительной  памяти, произвольного запоминания  с использованием приёма «группировки».  На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты, джинсы для женщины и.т.д. ), транспорт (грузовой, пассажирский).        Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:

1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;

2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский  транспорт.

 А). Педагог убирает  одну из групп картинок (5 штук)

 Вопросы: «Какой группы  не стало?»

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития мышления в дошкольном возрасте