Дидактическая игра как средство развития мышления в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие мышления, его виды и формы……………………………………5
1.2 Особенности развития мышления у дошкольника…………………….....15
Глава 2. Развитие логической сферы мышления в дошкольном возрасте….21
2.1 Формирование и развитие логической сферы дошкольников…………...21
2.2 Дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников……………………………………………………………………25
Глава 3. Практическое применение дидактических игр………………………31
3.1 Игровой комплекс для развития логического мышления дошкольников……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

 Б). Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе  не стало?»

 В) Картинки переворачиваются.

 Можно предложить перечислить  по порядку все группы, затем  подгруппы, затем порядок картинок  в подгруппах.

  • «Запомни и повтори» (для читающих детей).

 Упражнение направлено  на закрепление знаний букв, на  развитие произвольной памяти  и взаимоконтроля детей.      Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют.

1. Х, К, Ж, У, М, Я

2. С, О, Э, Ю, З, Ы

3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х

4. А, Л, Д, Н, Ч, И.

  • «Выложи по памяти».

 Детям предлагается  образец схематичного изображения  предмета. Затем убирается. Дети  из палочек выкладывают по  памяти изображение (либо рисуют  его карандашами).

  • Игры-головоломки.

 Направлены на развитие  произвольного внимания, памяти, логического  мышления.         Для игры необходимы счетные палочки по 15-20 штук на каждого ребёнка. Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

  • «Рассыпанные буквы» (игровое задание предназначено для читающих детей)

 Педагог пишет несколько  слов, в которых он изменяет  порядок букв на обратный или  меняет местами слоги.      Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).          Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.

2.    Логические задачи  на поиск недостающих фигур  и нахождение закономерностей.

  • «Каких фигур не достаёт?»

 Эта задача может  быть решена только на основе  анализа каждого ряда фигур  по вертикали и горизонтали  путём их сопоставления.

3.    Игры на воссоздание  из геометрических фигур  и  специальных наборов образных  и сюжетных изображений.

  • Игра «Колумбово яйцо»

 Овал размером 15×12 см разрезают по линиям. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д. Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4.    Игровые упражнения  на закрепление умения ориентироваться  на ограниченной плоскости.

  • «Путешествие бабочки»

Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность.        Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.     Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо , вниз , вверх, налево , вниз ,направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»

  • Занимательные вопросы, игры-шутки.   

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

  • Разминка на быстроту реакции.
    • Из чего видна улица?
    • Дед, который раздает подарки?
    • Съедобный персонаж?
    • Часть одежды, куда кладут деньги?
    • Какой день будет завтра?
  • Дополни фразу.
    • Если песок мокрый, то...
    • Мальчик моет руки, потому что...
    • Если переходить улицу на красный свет, то...
    • Автобус остановился, потому что...
  • Закончи предложение.
    • Музыку пишет... (композитор).
    • Стихи пишет... (поэт).
    • Белье стирает... (прачка).
    • Горные вершины покоряют... (альпинист).
    • Обед варит... (повар).
  • Загадки – шутки
    • В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
    • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
    • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
    • Вышла курочка гулять,  Забрала своих цыплят.  7 бежали впереди,  3 осталось позади.  Беспокоится их мать  И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята,  Сколько было всех цыплят.
    • На большом диване в ряд  Куклы Танины стоят:  2 матрешки, Буратино  И весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
    • Сколько глаз у светофора?
    • Сколько хвостов у четырех котов?
    • Сколько ног у воробья
    • Сколько лап у двух медвежат?
    • Сколько в комнате углов?
    • Сколько ушей у двух мышей?
    • Сколько лап в двух ежат?
    • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.       Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.       Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением            Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников - это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 328 с.
  2. Болотова А. К., Макарова И. В., Угарова Г.М. Прикладная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 383 с.
  3. Венгер Л. А. Умственное развитие дошкольников. - М., 1974. - 275 с.
  4. Вилюнас В.К. Развитие мышления и воображения у детей. - Ярославль: «Академия развития», 1996. - 239 с.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии //Собр. Соч. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-426.
  6. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - 540 с.
  7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. - М., 1956. - С. 236-278.
  8. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. - 237 с.
  9. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1958. - С. 81-91.
  10. Кравцова Е.Е. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 276 с.
  11. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 560 c.
  12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - 427 с.
  13. Люблинская А. А. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 218 с.
  14. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Ювента, 2006.
  15. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - М.: Педагогика, 1975. - 319 с.
  16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000. - С.164.
  17. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.
  18. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 346 c.
  19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1969. - 372 с.
  20. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и др. - Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. - 223 с.
  21. Рубинштейн С.Л. Психология. - М.: Просвещение, 1991. - 790 с.
  22. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. - М.: Школа_пресс, 1997. - 381 с.
  23. Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1972. - 341 с.
  24. Философский словарь /Под ред. проф. А.Г. Смирнова. - М.: Энциклопедия, 1996. - 560 с.
  25. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
  26. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2007.
  27. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  28. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.
  29. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  30. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
  31. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
  32. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2006.
  33. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Книголюб, 2007.
  34. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М.: АСТ, Слово, 2009.

 

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство развития мышления в дошкольном возрасте