Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить влияние дидактических игр на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Объект: Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Предмет: Дидактические игры как средство развития связной речи дошкольников.
Гипотеза исследования: Если педагог систематически проводит дидактические игры с детьми дошкольного возраста, то это может повлиять на развитие у них связной речи.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогические исследования развития связной речи дошкольников.
Проанализировать опыт работы педагогов по развитию связной речи дошкольников.
Подобрать методики диагностики связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………….………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у старших дошкольников..................................................................................................8
1.2. Особенности развития связной речи у старших дошкольников……………………………………………………………………17
1.3. Развитие связной речи старших дошкольников в процессе дидактических игр………………………………………………………………20

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр

2.1. Диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

Заключение………………………………………………………………...38

Список литературы………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ связ речь дошк.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

В результате исследования теоретического аспекта проблемы формирования словарного запаса детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:

1. Словарная работа в детском  саду – это планомерное расширение  активного словаря детей за  счёт незнакомых или трудных  слов. Другими словами основное  свойство, проводимой словарной  работы в дошкольных учреждениях  является постоянное пополнение словарного запаса у дошкольников.

2. Словарная работа, как и всякая  педагогическая деятельность должна  опираться на те задачи, которые  педагог перед собой ставит. В  настоящее время принято выделять  четыре основные задачи словарной  работы в детском саду:

а) обогащение словаря

б) уточнение словаря

в) активизация словаря

г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.

3. Содержание словарной работы  в дошкольных учреждениях определяется  тем, что здесь первоначально  складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.

4. Словарная работа имеет огромное  значение для дошкольного образовательного процесса, так как:

а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;

б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;

в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

5. В развитии словаря детей  дошкольного возраста выделяют  две стороны: количественный рост  словарного запаса и его качественное  развитие, т. е. овладение значениями слов.

6. Одним из средств развития  словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.

 

 

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр

 

2.1. Диагностика связной  речи детей старшего дошкольного  возраста

 

 

      Целью опытно-практической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр является изучение уровня развития связной речи дошкольников. В качестве диагностических методик для определения уровня развития связной речи дошкольников планируется использовать диагностические методики, предложенные в учебном пособии Грибовой  О. Е. «Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду ?»  [24].

Методика 1 (приложение 1).

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нарисовано на картинке». Ребёнок должен составить рассказ по серии картинок. Если ребенок не может сразу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, кто и что делает, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»

Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов):

Ребенок составил рассказ самостоятельно.

Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).

Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас).

Ребенок строил фразы правильно, без ошибок.

Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов.

Все звуки ребенок произносит правильно.

Речь была в нормальном темпе.

Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами.

Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

 Критерии оценивания :

5 баллов - рассказ соответствует  ситуации, имеет все смысловые  звенья, расположенные в правильной  последовательности; 2,5 балла - допущено  незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации.

Методика 2 (приложение 2)

Для изучения уровня развития связной речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.

Детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:

1) понимание текста - правильное формулирование основной  мысли;

2) структурирование текста - умение  последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

3) лексика - полнота использования  лексики оригинала, замена авторских  выразительных средств собственными;

4) грамматика - правильность построения  предложения, умение использовать сложные предложения;

5) плавность речи - наличие или  отсутствие длительных пауз;

6) самостоятельность - наличие или  отсутствие необходимости в подсказках  по ходу пересказа и в повторном  чтении текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла - правильное воспроизведение; 2 балла  - последовательное и точное построение пересказа; 2 балла - использование авторских слов и своих точных словозамен; 2 балла - наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; 2 балла  - полное отсутствие неоправданных пауз; 2 балла –  самостоятельное пересказывание. 1 балл - незначительные отклонения от текста; 1балл  - отсутствие нарушений логики; 1балл - отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; 1 балл- отсутствие длительных пауз; 1балл - небольшое количество подсказок. 0 баллов - неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов - среднему уровню, оценка меньше 6 баллов - низкому уровню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Связная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При общем недоразвитии нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Также наблюдается нарушения и в связной речи.

Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

Изучение связной речи детей седьмого года жизни выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.

Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы. 

  1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с. 
  2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16. 
  3. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с. 
  4.  Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.  
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. 
  6. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.  
  7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
  8. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. - 158с.
  9. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2004.
  10. Игры в логопедической работе с детьми. / Под редакцией Селиверстова В.И. - М.: Просвещение, 2002.
  11. Логопедия: Учебник для студентов дефектологии факультетов педагогических вузов. / Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2009.
  12. Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите, играя. - М., 2003.
  13. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.: Просвещение, 1981.
  15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2011.
  16. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей школьного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. М., 2009.
  17. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
  18. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
  19. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
  20. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
  21. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.
  22. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. Москва, 1972г.
  23. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 1982 г.
  24. Грибова О. Е.  Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? —М.: Айрис-пресс, 2004. —24 с.

                  25. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

Приложение 2.

Примерные тексты для пересказывания старшими дошкольниками.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

Заяц – хваста.

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

—У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

—Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

—А как ты хвастал?

—А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

—Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

—Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!


 

В обработке А.Н. Толстого.

 

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников