Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 11:37, курсовая работа
Цель: Изучить влияние дидактических игр на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Объект: Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Предмет: Дидактические игры как средство развития связной речи дошкольников.
Гипотеза исследования: Если педагог систематически проводит дидактические игры с детьми дошкольного возраста, то это может повлиять на развитие у них связной речи.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогические исследования развития связной речи дошкольников.
Проанализировать опыт работы педагогов по развитию связной речи дошкольников.
Подобрать методики диагностики связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………….………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у старших дошкольников..................................................................................................8
1.2. Особенности развития связной речи у старших дошкольников……………………………………………………………………17
1.3. Развитие связной речи старших дошкольников в процессе дидактических игр………………………………………………………………20
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр
2.1. Диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………..40
В результате исследования теоретического аспекта проблемы формирования словарного запаса детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:
1. Словарная работа в детском
саду – это планомерное
2. Словарная работа, как и всякая
педагогическая деятельность
а) обогащение словаря
б) уточнение словаря
в) активизация словаря
г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
3. Содержание словарной работы
в дошкольных учреждениях
4. Словарная работа имеет
а) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
5. В развитии словаря детей
дошкольного возраста выделяют
две стороны: количественный рост
словарного запаса и его
6. Одним из средств развития
словаря детей дошкольного возр
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр
2.1. Диагностика связной
речи детей старшего
Целью опытно-практической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью дидактических игр является изучение уровня развития связной речи дошкольников. В качестве диагностических методик для определения уровня развития связной речи дошкольников планируется использовать диагностические методики, предложенные в учебном пособии Грибовой О. Е. «Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду ?» [24].
Методика 1 (приложение 1).
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нарисовано на картинке». Ребёнок должен составить рассказ по серии картинок. Если ребенок не может сразу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, кто и что делает, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»
Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов):
Ребенок составил рассказ самостоятельно.
Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).
Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.
В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас).
Ребенок строил фразы правильно, без ошибок.
Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов.
Все звуки ребенок произносит правильно.
Речь была в нормальном темпе.
Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами.
Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.
Критерии оценивания :
5 баллов - рассказ соответствует
ситуации, имеет все смысловые
звенья, расположенные в правильной
последовательности; 2,5 балла - допущено
незначительное искажение
Методика 2 (приложение 2)
Для изучения уровня развития связной речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.
2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика - полнота использования
лексики оригинала, замена авторских
выразительных средств
4) грамматика - правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
5) плавность речи - наличие или отсутствие длительных пауз;
6) самостоятельность - наличие или
отсутствие необходимости в
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла - правильное воспроизведение; 2 балла - последовательное и точное построение пересказа; 2 балла - использование авторских слов и своих точных словозамен; 2 балла - наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; 2 балла - полное отсутствие неоправданных пауз; 2 балла – самостоятельное пересказывание. 1 балл - незначительные отклонения от текста; 1балл - отсутствие нарушений логики; 1балл - отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; 1 балл- отсутствие длительных пауз; 1балл - небольшое количество подсказок. 0 баллов - неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов - среднему уровню, оценка меньше 6 баллов - низкому уровню.
Заключение
Связная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При общем недоразвитии нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Также наблюдается нарушения и в связной речи.
Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Изучение связной речи детей седьмого года жизни выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.
Список литературы.
25. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999.
Приложение 1.
Приложение 2.
Примерные тексты для пересказывания старшими дошкольниками.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
Заяц – хваста.
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: —У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: —Тетка ворона, я больше не буду хвастать! —А как ты хвастал? —А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи. Вот она его маленько и потрепала: —Более не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: —Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец! |
В обработке А.Н. Толстого.
Информация о работе Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников