Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:40, дипломная работа
Цель исследования:обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Введение.............................................................................................................
3
Глава I. Теоретические аспекты развитиясенсорных представлений у детей раннего возраста................................................................................
5
1.1.Особенности сенсорного развитиядетейраннеговозраста.............................................................................................................5
1.2. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.............................................................................................................9
1.3.Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста...........................................................................................................15
Глава II. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста......21
2.2. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО........27
2.3. Анализ результатов проведенного опытно-экспериментального исследования..................................................................................................35
Заключение....................................................................................................38
Список литературы..................................................
Мы все стремимся, чтобы детям было в группе хорошо и уютно. С родителями обговаривалось каждое мероприятие, решались проблемы. Вопросы данной темы решалось на родительских собраниях, на консультациях, и др. При их реализации каждый вносил крупицу своего труда, умения и творчества.
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, мы убедили их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получиться.
Стремясь, повысит интерес детей к усвоению сенсорных представлений, прежде всего, мы пополнили предметно-пространственную развивающую образовательную среду в группе.
2.3. Анализ результатов проведенного опытно-экспериментального исследования
Для изучения эффективности проведенной работы был проведен контрольный этап эксперимента.
Цель: определить эффективность реализации дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки».
Контрольный этап эксперимента проводился аналогично констатирующему этапу. При анализе результатов повторного диагностирования была выявлена положительная динамика сенсорного развития детей. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сенсорного развития детей раннего возраста
на контрольном этапе эксперимента
Имя фамилия ребенка |
Сенсорные эталоны |
Общий результат | ||
Форма |
Цвет |
Величина | ||
Аня А. |
в |
в |
в |
в |
Артем К. |
в |
в |
в |
в |
Рома Р. |
в |
в |
в |
в |
Рома С. |
в |
в |
в |
в |
Давид Ш. |
в |
в |
в |
в |
Камилла Я. |
с |
в |
в |
в |
Полина К. |
с |
в |
в |
в |
Саша С. |
в |
в |
в |
в |
Мирослава И. |
в |
в |
в |
в |
Софья Т. |
в |
в |
в |
в |
Арина П. |
н |
н |
с |
н |
Саша Р. |
н |
н |
н |
н |
Настя В. |
с |
н |
с |
с |
Арсений К. |
с |
с |
с |
с |
Глеб М.. |
с |
с |
с |
с |
Максим П.. |
с |
с |
с |
с |
Ваня С.. |
с |
с |
с |
с |
Алина Х. |
с |
с |
в |
с |
Алиса К. |
с |
н |
с |
с |
Руслан К. |
с |
с |
с |
с |
Саша С. |
с |
н |
с |
с |
Валера З. |
с |
с |
с |
с |
Никита З. |
с |
с |
с |
с |
Полина Ж. |
с |
с |
с |
с |
Влада Ж. |
с |
с |
с |
с |
Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на контрольном этапе эксперимента по «показателю форма» (рис. 2) низкий - у 8% детей, средний у – 60% детей, высокий у – 32%.
Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на контрольном этапе эксперимента по «показателю цвет» (рис. 2)низкий у – 20% детей, средний у – 40%, высокий у - 40%.
Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на контрольном этапе эксперимента по «показателю величина» (рис. 2)низкий у 4% детей, средний у – 52% детей, высокий у– 44% детей.
Рис.2. Результаты диагностики сенсорных эталонов(форма, цвет, величина) детей раннего возраста (контрольный этап эксперимента)
Для сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента данные были занесены в таблицу 4.
Таблица 4
Динамика уровня сенсорного развития детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни |
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента | ||||||
Форма |
Цвет |
Величина |
Общий результат |
Форма |
Цвет |
Величина |
Общий результат | |
Низкий |
73% |
62% |
69% |
69% |
8% |
20% |
4% |
8% |
Средний |
15% |
15% |
12% |
12% |
60% |
40% |
52% |
52% |
Высокий |
12% |
23% |
19% |
19% |
32% |
40% |
44% |
40% |
Рис.3. Уровень сенсорного развития детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Анализ таблицы 4 и рисунка 5 свидетельствует, что уровень сенсорного развития детей изменился, в частности: высокий уровень сенсорного развития на констатирующем этапе эксперимента был отмечен у 19% детей, на контрольном этапе эксперимента у - 40% детей, средний уровень на констатирующем этапе эксперимента был у – 12% детей, на контрольном этапе эксперимента у – 52% детей, низкий уровень на констатирующем этапе эксперимента был у – 69%, на контрольном этапе эксперимента у - 8% детей.
По данным рисунка и таблицы мы видим, что хорошо у детей усваиваются эталоны величины, именно по этому показателю больший процент детей имеют высокий уровень.
Сложнее воспринимаются эталоны формы. И больше всего затруднений вызвало усвоение эталонов цвета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы выявили роль дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста. Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти и т.д.). Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога. В практической части исследования мы убедились, что дидактическая игра способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.
Для выявления эффективности влияния дидактических игр на процесс сенсорного развития детей раннего возраста нами была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Веселые фигурки».
Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень сенсорного развития детей изменился, в частности: высокий уровень сенсорного развития на констатирующем этапе эксперимента был отмечен у 19 % детей, на контрольном этапе эксперимента у - 40% детей, средний уровень на констатирующем этапе эксперимента был у – 12 % детей, на контрольном этапе эксперимента у – 52 % детей, низкий уровень на констатирующем этапе эксперимента был у – 69 %, на контрольном этапеэксперимента у - 8% детей.
Таким образом, разработанная иреализованная дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Веселые фигурки» показала свою эффективность в решении проблем сенсорного развития детей раннего возраста.
Список литературы
1.Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста[Текст]/ З.М.Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207с.
2.Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]/А.К.Бондаренко- М.: Просвящение,1991.-160 c;197с.
3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л.А. Венгер,Э.ГПилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвящение, 1998г.- 143стр.
4.Венгер,Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада [Текст]/Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина - М.: Просвещение, 2000г.-267с.
5.Зворыгина, Е. В. Формирование
игры в группах раннего
6.Изгаршев, В. Они оставляют
автографы в небе[Текст]/В.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика.5-е издание [Текст]/С.А Козлова,Т.А Куликова- М.: Академия, 2004г.- 409с.
8.Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе/ Дошкольное воспитание [Текст]/Г.Любина, М.:, 2000г-№11. - 128с.
9.Михайленко, Н. Овладение
игровыми умениями в раннем возрасте /
Дошкольное воспитание [Текст]/Н.Михайленко,Н.
Короткова 1989г.-№ 5.-156с.
10.Палагина Н. Развитие
воображения у детей второго
года жизни//Дошкольное
11.Палагина, Н. Н. Развитие воображения ребенка в педагогике [Текст]/ Н. Н. Палагина // Вопр. психол.-2001г.-187с.
12. Палагина, Н. Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]/.Н. Н Палагина - М.: 1995г.-240с.
14.Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]/Э.Г. Пилюгина - М.: Просвящение,1993г.- 93стр.
15.Поддьякова, Н.Н. Изд- 2[Текст]/ Н.Н. Поддьякова, В.Н Аванесова- М.: Просвящение,1991г- 191 стр.
14.Психология и педагогика игры дошкольника[Текст]/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.- М., 1996.-112с.
16.Развитие общения у дошкольников [Текст]/ Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.- М., 1994г.-140с.
17.Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]/.Под ред. А.В. Запорожца,А.П. Усовой - М., 1993г.- 226с.
18.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова, Метод. Указание- М.: Просвещение, 2001, - 176с.
19.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/Метод.указание./ Под ред.Л.А. Венгер- М.: Просвящение, 1999г.- 145с.
20.Фридрих, Фребель Будем жить для своих детей [Текст]/ Л.В. Волубцева, - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001г.-128с.
21.Фролова,А.Н. Игры – занятия с малышами[Текст]/А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 1997г.-197с.
22.Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст]/-Г.А. Широкова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г.- 251с.
23.Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]/Д. Б. Эльконин - М., 2000г.-280с.
24.Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 « Воспитание в дошкольных учреждениях»[Текст]/ Под ред.В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд. испр.и доп., - М.: Просвещение, 2006г.-156с.
25.Ранний возраст[Электронный ресурс]: http://ia-vospitatel.taba.ru/
26. Занятия с детьми раннего
возраста [Электронный ресурс]-
Режим доступа:http://detsad-kitty.
27.Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс]-
Режим доступа:http://www.
Приложение1
Фрагмент дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки»
Игра «Сделаем куклам бусы»
Материал: деревянные или стеклянные бусинки восьми цветовых тонов по шесть каждого цвета; восемь кукол, одетых в однотонные платья всех цветов спектра.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям кукол и говорит, что куклы пришли к ним в гости. Затем он просит детей по очереди разместить кукол на своих местах. Рядом с куклой в черном платье ставиться кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом.
Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и шнурки разного цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Педагог предлагает воспитанникам помочь куклам.
Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из предложенных четырех цветовых тонов. При этом взрослый предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать бусинки понравившегося цвета. После того как все дети выберут необходимые предметы, воспитатель раздает им шнурки и предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнурка следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали.
В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Детям поочередно он предлагает найти ту куклу, для которой малыш сделал бусы, и надеть их. При выполнении задания воспитанники ориентируются на слова « такая бусинка», «такого же цвета».
Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста