Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Игра – наиболее близкая ребёнку деятельность. Она требует активной умственной работы, создаёт атмосферу общей увлечённости, расширяет границы для проявления творчества.
Игры создают положительный эмоциональный фон, который способствует более активному познанию, учению, повышению умственной активности.
Введение.
Особенности развития умственной активности дошкольников через дидактическую игру
О значении развития умственной активности у дошкольников
Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников
Заключение
Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: А.К. Бондаренко, А.И.Сорокина, Л.В.Артемова, З.М. Богуславская, Е.И.Удальцова и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).
Так, А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
1) игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2) настольно- печатные;
3) словесные игры.
Кроме того, каждая
группа дидактических игр имеет
ещё более дробную
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактические и игровые задачи. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
2) игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действие, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
3) игровые действия. Выполнение игровых правил контролируется игровыми действиями.
4) результат.
Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:
Успех в решении
дидактической задачи достигается
путем использования
Любая игра может стать дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Перед тем, как проводить дидактическую игру, воспитатель должен к ней подготовиться: отобрать игру в соответствии с поставленными задачи и программой, определить время проведения игры, место проведения игры, предварительно отобрать количество играющих, подготовить необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал и т.д.), определить и осмыслить свою роль в игре, подготовить к игре детей.
Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых заданий); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.
Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, "Найди дерево по описанию", "3апомни буквы", "Считай дальше", "Выложи фигуру", "Загадай, мы отгадаем" и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре "Что нужно ученику?" участвуют "Букварь", "Пенал", "Портфель", "Тетради", "Карандаши" и др., действуя по заранее подготовленному несложному сценарию. Игра "Сказка в гости к нам пришла" может начаться с прихода сказочных персонажей. И здесь воспитатель сам может не раскрывать игровые действия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки.
Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры "Что это за птица", "Считай дальше", "Скажи наоборот"). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).
Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.
Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).
Как правило, чтобы
повысить активность детей в игре
и сохранить к ней
Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
В новых дидактических
играх роль ведущего выполняет педагог.
По мере усвоения игр эта роль может
поручаться хорошо подготовленным детям,
а воспитатель незаметно
Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, "гусек" и более сложные - шашки, шахматы, игры-головоломки. Предлагая эти игры впервые, воспитатель знакомит с их названием, выполнением игровых действий, закрепляет правила игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.
Освоение методики проведения дидактических игр проходило на базе детского дошкольного учреждения… Предварительно педагог-психолог ознакомила с результатами оценки умственного развития воспитанников второй младшей группы.
Диагностика умственного развития проводилась психологом дошкольного учреждения на основе методики Е.А. Стребелевой, которая используется для оценки уровня умственного развития детей с 2 до 3 лет.
Диагностика включала в себя 10 заданий: лови шарик, спрячь шарик, разборка и складывание матрешки, разборка и складывание пирамидки, парные картинки, цветные кубики, разрезные картинки, конструирование из палочек, достань тележку, нарисуй (дорожку или домик).
Оценка уровня умственного развития психологом дошкольного учреждения показала, что из 19 человек детей второй младшей группы 3 человека относятся к первой группе, 8 человек ко второй группе и 8 человек к 3 группе.
Разделение воспитанников второй младшей группы по уровню умственного развития на начальный период, представленное психологом дошкольного учреждения.
Воспитанники второй младшей группы по возрастному развитию уже умеют анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форму, величину, особенности материала, из которого они сделаны (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий) и т.п. В играх и упражнениях у детей формируется умение использовать такие признаки для обозначения предметов, в которых они имеются.
Кроме того, дети трёх лет способны анализировать строение простых предметов, выделяя существенное для решения задачи соотношение их частей. Выполняя специальные задания, малыши овладевают умением действовать со схемой предмета, фиксирующей такое соотношение.
В младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять и некоторые пространственные отношения между предметами. Этому способствуют игры, направленные на формирование умения пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве.
У трёхлетних детей начинают появляться элементы творческого воображения. [6, с 9].
Диагностика умственного
развития по Е.А. Стребелевой показывает
реальные достижения ребенка, сложившиеся
в ходе воспитания и обучения.
Основными параметрами оценки познавательной
деятельности детей раннего возраста
можно считать:
Принятие задания, т.е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. Отмечается: самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого, т.е. возможно диагностическое обучение; самостоятельное выполнение задания после обучения.
Адекватность
действий определяется как соответствие
действий ребенка условиям данного
задания, диктуемым характером
материала и требованиям инструкции. Наиболее
примитивным способом является действие
силой или хаотичное действие без учета
свойств предметов.
Неадекватное выполнение задания во всех
случаях свидетельствует о значительном
нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость. Обучение ребенка во время диагностического обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией.
На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания от взрослого, действуя одновременно с ним. Количество показов способов выполнения задания не должно превышать трех раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действий ребенка. Обучаемость, т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для нормально развивающихся детей. Безразличное отношение к тому, что он делает, и к полученному результату характерно для ребенка с нарушениями интеллекта.
Все эти параметры нашли можно отразить в балльной оценке умственного развития детей. Правда, при этом появляется определенного рода формальность, т.к. результат – это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель умственного развития – это умение ребенка-дошкольника получать новые знания, умение рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций и т.д.
Информация о работе Дидактическая игра как средство умственной активности