Дидактическая игра как средство умственной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Игра – наиболее близкая ребёнку деятельность. Она требует активной умственной работы, создаёт атмосферу общей увлечённости, расширяет границы для проявления творчества.
Игры создают положительный эмоциональный фон, который способствует более активному познанию, учению, повышению умственной активности.

Содержание

Введение.
Особенности развития умственной активности дошкольников через дидактическую игру
О значении развития умственной активности у дошкольников
Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая дид игра.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

Достоверно  оценить результаты работы  и  роль предложенных дидактических игр  в развитии умственной активности воспитанников  можно только по истечении определённого  промежутка времени.

На наш взгляд, довольно эффективно это можно сделать с помощью методики диагностики умственного развития, предложенной Л.А.Венгером. Предлагаемые им методики направлены на определение уровня умственного развития детей двух возрастных категорий (от 4 до 5 и от 5 до 6 лет). Общий набор включает 5 методик, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких задач (от 4 до 25) одинаковой или разной сложности. Три методики выявляют уровень развития восприятия, две — уровень развития мышления.

В связи с  большим интересом детей этого возраста к дидактическим играм и деятельностям продуктивного типа диагностические задания представлены в методике в форме выполнения этих деятельностей с использованием специально разработанного предметно-игрового материала: диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предмета к заданным эталонам, диагностика степени овладения 
моделирующим перцептивным действием, диагностика уровня овладения действием идентификации, диагностика степени овладения действиями 
наглядно-образного мышления, диагностика степени сформированности 
действий логического мышления.

Хотелось бы заметить, что представленные в данной работе дидактические игры – это  лишь небольшая часть системы  использования дидактических как одного из способов развития умственных способностей детей дошкольного возраста.

В целях  повышения умственной активности воспитанников необходимо простроить систему использования дидактических игр каждому воспитателю, которая бы предполагала развитие и формирование познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Разнообразные, систематически проводимые с детьми словесные дидактические игры являются эффективным методом развития у детей дошкольного возраста мышления, развивают у детей познавательные интересы, а также интерес к умственному труду. А в дальнейшем такие навыки очень пригодятся малышам при переходе в школу.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра –  одна из эффективных  форм обучения и воспитания детей.  В процессе игры ребёнок живёт, действует, игра активизирует умственную активность школьника.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, результаты анкетирования, представленные психологом, проведя серию дидактических игр для воспитанников второй младшей группы, можно сделать следующие выводы:

– к проблеме развития умственной активности через  дидактическую игру обращались многие авторы (как психологи (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский и др.), так и педагоги (Бондаренко А.К., Сорокина А.И. и др.). Но каждый автор подчёркивает значимость проведения дидактических игр для развития умственной активности дошкольников.

– дидактическая игра является наиболее активной формой воздействия на умственную активность дошкольников.

– важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Значение игры как  ведущего всесторонне развивающего детей вида деятельности позволяет  широко использовать игровые приемы в работе воспитателя дошкольного учреждения образования. Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует.

Проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов в работе с дошкольниками приобретает большое теоретическое и практическое значение.

 

Литература

  1. Бесова М.А. К познанию мира – через игру: Метод. Пособие. – Мн.: ООО «Инвеста», 1995. – 192с.

  1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. (Вопросы психологии. - 1978. - № 4; 1979. - № 2,4.)

  1. Бондаренко А. К.  Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 1985.
  2. Венгер Л.А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников (Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР). — М.: Педагогика, 1978, 248 с., ил.
  3. Венгер Л.А. Программа «Развитие»/ Методические рекомендации для воспитателей. М., 1997.
  4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умстенных способностей у детей дошкольного возраста: Кн.  для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1989. – 127с.
  5. Выготский Л. Собрание основных работ. В 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  1. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-синтез, 2008г., 58с.

  1. Горунович Л.Б. Рисуем, играем, размышляем: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн.: Нар. асвета, 1999. – 64с.
  2. Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн: Университетское, 2000. –199с.
  3. Гулякевич Г.Ф. Игры по ознакомлению с окружающим миром. – Мн.: Нар. асвета, 1991г. –  40с.
  4. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников.,2004
  5. Карелина И.О.  Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71с.
  6. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н.  Развитие игровой деятельности дошкольников М.: Айрис-пресс. 2004.
  7. Кобитина И.И. Игра-сказка. Мн.: Нар.асвета, 1998. – 208с.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2001.
  9. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: Университетское, 2000 – 87с.
  1. Лейтес Н. С. Советская педагогика// Возрастные предпосылки умственных способностей. № 1 (1974). № 1, с.97-107.

  1. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Николаев.: 2005. — 76 с.

  1. Логинова В.И. Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983 г.
  2. Максакова А.И. Учите детей играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада. М.,1979.
  3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М., Просвещение – 1982
  4. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Мн.: Нар. асвета, 1989. – 176с.
  5. Новоселова  С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977.
  6. Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.—М.: Педагогика 1985. —200 с.
  7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
  8. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991
  9. Терехина О.А. Мой предметный мир. – Мн.: Нар. асвета, 2004. – 64с.
  10. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. – Мн.: Нар.асвета, 1991. – 112с.
  11. Швайко Г.С.  Игры и игровые упражнения для развития речи,/Под ред. В.В. Гербовой, М.1988.
  1. Ядэшко В. И., Сохин Ф. А. Дошкольная педагогика. Москва.: Просвещение, 1978 г.

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство умственной активности