- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:углубление и обобщение знаний,развитие сенсорных способностей,активизация психических процессов (память,внимание,мышление,речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дид.игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры,где дети могут спокойно играть,не мешая другим;
- определение кол-ва играющих(вся группа,небольшие подгруппы,индивидуально);
- подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры(игрушки,разные предметы,картинки…);
- подготовка к игре самого воспитателя:он должен изучить и осмыслить весь ход игры,своё место в игре,методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей:обогащение их знаниями,представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни,необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение
дидиктических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры,с дид-им материалом,который будет использован в игре (показ предметов,картинок,краткая беседа,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры.При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры,на чёткое выполнение правил ;
- показ игровых действий,в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие,доказывая,что в противном случае игра неприведёт к нужному результату (например,если кто-то из ребят подсматривает,когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре,его участие в качестве играющего,болельщика или арбитра.Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется аозрастом детей,уровнем их подготовки,сложностью дид-ой задачи,игровых правил.Участвуя в игре,педагог направляет действия играющих (советом,вопросом,напоминанием);
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею,т.к. по результатам,которых дети добиваются в игре,можно судить об её эффективности,о том,будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.При подведении итогов воспитатель подчёркивает,что путь к победе возможен только через преодоление трудностей,внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает
у детей,понравилась ли им игра,и обещает,что в следующий
раз можно играть в новую игру,она будет
также интересной.Дети обычно ждут этого
дня. Анализ проведённой
игры направлен на выявление приёмов
её подготовки и проведения:какие приёмы
оказались эффективными в достижении
поставленной цели,что не сработало и
почему.Это поможет совершенствовать
как подготовку,так и сам процесс проведения
игры,избежать впоследствии ошибок.Кроме
того,анализ позволит выявить индивидуальные
особенности в поведении и характере детей
и,значит,правильно организовать индивидуальную
работу с ними.Самокритичный анализ использования
игры в соответствии с поставленной целью
помогает варьировать игру,обогащать
её новым материалом в последующей работе.
3.Руководство дидактическими играми.
Успешное руководство
дид-ми играми прежде всего предусматривет
отбор и продумывание их программного
содержания,чёткое определение задач,определение
места и роли в целостном воспитательном
процессе,взаимодействие с другими играми
и формами обучения.Оно должно быть направлено
на развитие и поощрение познавательной
активности,самостоятельности и инициативы
детей,применение ими разных способов
решения игровых задач,должно обеспечивать
доброжелательные отношения между участниками,готовность
прийти на помощь товарищам.
Маленькие
дети в процессе игр с игрушками,предметами,материалами
должны иметь возможность постучать,переставить,переложить
их,разобрать на составляющие части (разборные
игрушки),вновь составить и т.п.Но поскольку
они могут многократно повторять одни
и те же действия,воспитателю необходимо
постепенно переводить игру детей на более
высокую ступень.
Например,дидактическая
задача "научить детей различать
кольца по величине" реализуется
через игровое задание "собери
башенку правильно".У детей
возникает желание узнать,как
правильно.Показ способа действий
содержит в себе одновременно развитие
игрового действия и новое игровое правило.Выбирая
колечко за колечком и надевая на стержень,воспитатель
даёт наглядный образец игрового действия.Он
проводит рукой по надетым колечкам и
обращает внимание детей на то,что башенка
становится красивой,ровной,что она собрана
правильно.Тем самым педагог наглядно
показывает новое игровое действие-проверить
правильность собирания башенки-предлагает
детям самим это сделать.
Развитие
интереса к дидактическим играм,формирование
игровой деятельности у более старших
детей (4-6лет) достигается тем,что воспитатель
ставит перед ними усложняющиеся задачи,не
спешит подсказывать игровые действия.Игровая
деят-ть дошкольников становится более
осознанной,она в большей мере направлена
на достижение результата,а не на сам процесс.Но
и для старших дошкольников руководство
игрой должно быть таким,чтобы у детей
сохранялось соответствующее эмоциональное
настроение,непренуждённость,чтобы они
переживали радость от участия в ней и
чувство удовлетворения от решения поставленных
задач.
Воспитатель
намечает последовательность игр,усложняющихся
по содержанию,дид-им задачам,игровым
действиям и правилам.Отдельные
изолированные игры могут быть
очень интересными,но,используя
их вне системы,нельзя достигнуть
общего обучающего и развивающего результата.
Поэтому следует чётко определять взаимодействие
обучения на занятиях и в дидактической
игре.
Для детей
раннего возраста дид.игра является
наиболее подходящей формой обучения.Однако уже на втором,а особенно на
третьем году жизни малышей привлекают
многие предметы и явления окружающей
действительности,происходит интенсивное
усвоение родного языка.Удовлетворение
познавательных интересов детей третьего
года жизни,развитие их речи требуют сочетание
дид игр с целенаправленным обучением
на занятиях,осуществляемым в соответствии
с определённой программой знаний,умений,навыков.На
занятиях более успешно,чем в игре формируются
и способы учения:произвольное внимание,умение
наблюдать,смотреть и видеть,слушать и
слышать указания воспитателя и выполнять
их.
Следует учитывать,что
в дид. игре необходимо правильное
сочетание наглядности,слова воспитателя
и действий самих детей с
игрушками,игровыми пособиями,предметами
и т.д. К наглядности относятся:1)предметы,которыми играют дети
и которые составляют материальный центр
игры;2)картинки,изображающие предметы
и действия с ними,отчётливо выделяющие
назначение,основные признаки предметов,свойства
материалов;3) наглядный показ,пояснение
словами игровых действий и выполнение
игровых правил.
Созданы специальные
типы дид. игр:с парными картинками,типа
картинного лото,домино с тематическими
сериями картинок и др.Начальный
показ игровых действий воспитателем,пробный
ход поощрительно-контрольные значки,фишки
- всё это также входит в фонд наглядных
средств,которые используются для организации
игр и руководства ими.
При помощи
словесных пояснений,указаний воспитатель
направляет внимание детей,упорядочивает,уточняет
их представления,расширяет опыт.Речь
его способствует обогащению словаря дошкольников,овладению
разнообразными формами обучения,способствует
совершенствованию игровых действий.
Руководя
играми,воспитатель использует разнообразные
средства воздействия на дошкольников.Например,выступая
в качестве участника игры,он незаметно для них
направляет игру,поддерживает их инициативу,сопереживает
с ними радость игры.Иногда педагог рассказывает
о каком-либо событии,создаёт соответствующее
игровое настроение и поддерживает его
по ходу игры.Он может и не включаться
в игру,но как умелый и чуткий режиссёр,сохраняя
и уберегая её самодеятельный характер,руководит
развитием игровых действий,выполнением
правил и незаметно для детей ведёт их
к определённому результату.Поддерживая
и пробуждая детскую деятельность,педагог
делает это чаще всего не прямо,а косвенно:выражает
удивление,шутит,использует разного рода
игровые сюрпризы и т.п.
Надо помнить,с
одной стороны об опасности,чрезмерно
усиливая обучающие моменты,ослабить
игровое начало,придать дид.игре
характер занятия,а,с другой, увлёкшись занимательностью,уйти
от задачи обучения.
Развитие
игры во многом определяется
темпом умственной активности
детей,большей или меньшей успешностью
выполнения игровых действий,уровнем
усвоения правил,их эмоциональными
переживаниями,степенью увлечённости.В период усвоения
нового содержания,новых игровых действий,правил
и начала игры,темп её,естественно,более
замедленный.В дальнейшем,когда игра развёртывается
и дети увлекаются,темп её убыстряется.К
концу игры эмоциональный подъём как бы
спадает и темп её снова замедляется.Не
следует допускать излишней медлительности
и ненужного убыстрения темпа игры:убыстрённый
темп вызывает иногда растерянность детей,неуверенность,несвоевременное
выполнение игровых действий,нарушение
правил.Дошкольники не успевают втянуться
в игру,перевозбуждаются. Замедленный
темп игры возникает тогда,когда даются
чересчур подробные объяснения,делается
много мелких замечаний.Это приводит к
тому,что игровые действия как бы отдаляются,правила
вводятся несвоевременно,и дети не могут
руководствоваться ими,допускают нарушения,ошибаются.Они
быстрее утомляются,однообразие снижает
эмоциональный подъём.
В дид.игре
всегда имеется возможность неожиданного
расширения и обогащения её
замысла в связи с проявленной
детьми инициативой,вопросами,предложениями.Умение удержать
игру в пределах установленного времени-большое
искусство.Воспитатель уплотняет время
прежде всего за счёт сокращения своих
объяснений.Ясность,краткость описаний,рассказов,реплик
является условием успешного развития
игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая
игру педагог должен вызвать
у детей интерес к её продолжению,создать
радостную перспективу.Обычно он
говорит: "Новая игра будет
ещё интереснее".Воспитатель разрабатывает
варианты знакомых детям игр
и создаёт новые- полезные и увлекательные.
Своё выступление
мне хочется закончить словами
Н.К.Крупской: "Для ребят дошкольного
возраста игры имеют исключительное
значение:игра для них-учёба,игра
для них-труд,игра для них-серьёзная
форма воспитания".
Педагогическая ценность дидактических
игр.
(Как Вы думаете
, в чём заключается пед.ценность
дид.игр?)
- В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи,решение которых требует сосредоточенности,внимания, умственного усилия,умения осмыслить правила,последовательность действий, преодолеть трудности.
- Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий,формированию представлений,усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.В этом их развивающая роль.
- Необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,но и способствовала бы общему развитию ребёнка,служила формированию его способностей.
- Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,развитию у детей общительности.Воспитатель ставит детей в такие условия,которые требуют от них умения играть вместе,регулировать своё поведение,быть справедливым и честным,уступчивым и требовательным.
Занятие
№3:
Планирование
дидактических игр в воспитательно-образовательном
процессе.
Цель:
- Дать рекомендации педагогам по планированию дидактических игр в работе с детьми.
- Составить циклограмму различных типов дидактических игр для планирования в работе с детьми.
План.
- Результаты тематической проверки: "Дидактическая игра в педагогическом процессе".
- Рекомендации для воспитателей по планированию дидактических игр.
- Создание циклограммы по использованию дидактических игр в работе с детьми в воспитательно-образовательном процессе.
1.Результаты
тематической проверки: "Дидактическая
игра в педагогическом процессе
д/с":
- не всегда используют дидактические игры в соответствии с возрастом детей;
- нет системы в планировании дидактических игр;
- не используется полностью время,отведённое на игровую деятельность;
- недостаточно используются в воспитательно-образовательной работе с детьми настольно-печатные,музыкально-дидактические игры, словесно-дидактические игры.
2.При планировании
необходимо:
- Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке;оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Соблюдать время,отведённое для игр в режиме дня;способствовать тому,чтобы их организация обеспечила детям интересную,содержательную жизнь.
- В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость,выдержку,формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие,взаимопомощь,умение выполнять правила.
- Систематически формировать у детей игровые умения,способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность,поощрять проявление инициативы.
Рекомендации по планированию дидактических
игр.
Планирование
дидактических игр должно занимать
значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной
работы с детьми.Являясь эффективным средством
обучения,они могут быть составной частью
занятия,а в группе раннего возраста-основной
формой организации учебного процесса.Кроме
того,в часы,отведённые для игр,д/игры
планируются и организуются как в совместной,так
и в самостоятельной деятельности детей,где
они могут играть по своему желанию как
всем коллективом,небольшими группами
или же индивидуально. В плане должен предусматриваться
подбор игр и материала для них в соответствии
с общим планом педагогической работы.