Наблюдения
за самостоятельными играми детей
дают возможность выявить их
знания,уровень их умственного
развития,особенности поведения.Это
может подсказать педагогу,какие
игры полезны для детей,в чём они сильны,в чём отстают.
- Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
- Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей,стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих,не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять
детям возможность играть в разное
время дня:утром до завтрака,между
завтраком и занятием,в перерывах
между занятиями,на прогулке,во второй
половине дня.Игры в утренние часы способствуют
созданию у детей бодрого,радостного настроения на весь
день.Каждый может заняться любимыми играми,по
желанию объединиться с друзьями.Не редко
дети приходят в детский сад с определенными
игровыми намерениями,продолжают начатую
накануне игру.Если завтрак прервал игру,необходимо
предоставить детям возможность снова
возвратиться к ней после завтрака,в перерыве
между занятиями.При этом следует учитывать
характер предстоящего занятия.Перед
физкультурным занятием предпочтительны
спокойные игры,а если занятие требует
однообразного положения,желательны более
активные подвижные игры или словесные
с двигательным компонентом.Необходимо
чтобы время,отведенное для игр,было полностью
отдано игре.Иногда из-за чрезмерной загруженности
детей организованной учебной деятельностью
или из-за нерационального использования
времени-время игры сокращается.Этого
нельзя допускать!
Планируя
дидактические игры,педагогам необходимо
заботиться об усложнения игр,расширения
их вариативности (возможно придумывание
более сложных правил).
На занятиях
используются те д/игры,которые можно проводить
фронтально,со всеми детьми.Они используются
в качестве метода закрепления,систематизации
знаний детей.
При планировании
д/игр в воспитательно образовательном
процессе необходимо,чтобы новые
игры,взятые на занятии,затем
проходили в блоке совместной деятельности
с детьми и использовались детьми в их
самостоятельной деятельности,являясь
при этом высшим показателем способности
занять себя деятельностью,требующей
приложения умственных усилий.
Д/игры в
большинстве случаев проводятся тогда,когда дети уже получили
на занятиях определенные знания и навыки,иначе
будет достаточно трудно осуществить
игру.
Например,ребенок
только на основе знаний может
на ощупь определить предмет
в "волшебном мешочке"и назвать
его или найти сходные или различные качества изображаемых
на картинках предметов.Эти игры опираются
на способность детей сознательно запоминать
и воспроизводить то,что они воспринимали.Необходимо,чтобы
в д/играх определенных результатов достигали
все дети,а не только те,которые проявляют
себя наиболее активно.
Д/игры можно
использовать и для проверки
знаний и умений детей.Важным
показателем результатов обучения
является усвоением пройденного
на занятиях всеми детьми.
Чаще всего
это проверяется д/игрой,в процессе
которой,педагог устанавливает,на сколько
правильно поняли и усвоили содержание
зянятия не только способные,но средние
и слабые дети.Выявив уровень знаний и
умений детей,необходимо наметить дальнейшую
работу по усранению недостатков.
Д/игра-это
практическая деятельность,с помощью которой можно проверить
усвоили ли дети знания обстоятельно,или
поверхностно и умеют ли они их применить,когда
это нужно.Дети усваивают знания тем полнее,чем
шире их можно применить на практике в
различных условиях.Достаточно часто
бывает,когда ребенок усваивает на занятии
определенные знания,но не умеет использовать
их в измененных условиях.
В связи
с тем,что д/игра является незаменимым
средством преодоления различных
трудностей в умственном развитии
детей,необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе
с детьми.Как часто и много?По мере необходимости,очень
индивидуально,в зависимости от потребностей
и уровня развития детей.Индивидуальная
работа с детьми с использованием д/игр
может планироваться по всем видам и типам
игр.Индивидуальные д/игры,которые организует
воспитатель,создают благоприятные условия
для непосредственного контакта с ребенком,помогают
глубже выяснить причины отставания ребенка,способствуют
более активному упражнению в учебном
материале.
В д/игре
применяются знания,полученные на занятии,обощаются
сведения,полученные посредством личного
опыта,активизируются познавательные
процессы и повышается уровень умственного
развития отстающих детей.
Д/игры способствуют
развитию всех сторон человеческой
личности.Если они проводятся живо,умелым
педагогом,дети реагируют на них с огромным
интересом,взрывами радости,что безусловно
увеличивает их значение.
А.М.Горький,защищая
право ребенка на игры,писал: "Ребенок
до 10-летнего возраста требует
игр,забав,и требование его биологически оправданно и законно.Он
хочет играть,он играет всем и познает
окружающий мир прежде всего,и легче всего
в игре,игрой".
Обучение
должно быть таким,чтобы оно
вызывало усилие мысли,но не
требовало напряжения,не вызывало
усталости,страха и нежелания учиться раньше,чем ребенок
придет в школу.
Литература:
- Амонашвили Ш.А.Здравствуйте,дети!-М.,1988
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991.
- Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М.,Просвещение,1988г.
- Голецыова О. "Игры в детском саду",М.,1966г.
- Жуковская Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,1100%г.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.-М.,1100%г.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика.-М.,2000г.
- Максаков А.И. Учите,играя.-М.-1981г.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М.,1982г.
- Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.
- Столяр А. "Давайте поиграем",М.,Просвещение,1991г.
- Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием",М.,Просвещение,1987г.
- Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития <span class="dash041e_04