Дидактические основы математического развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 05:22, контрольная работа

Краткое описание

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю начало в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, дети охотно участвует в играх, ждут их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. Таким образом, роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна

Содержание

Введение.....................................................................................................2 стр
1. Задачи и особенности построения содержания математической подготовки детей.......................................................................................................3 стр
2. Принципы и методы математического развития детей в детском
саду.........................................................................................................8стр
3. Формы и средства математической подготовки детей в детском
саду........................................................................................................ 10стр
4. Заключение...........................................................................................14стр
5. Список используемой литературы......................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и методика математического развития».doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

3) формирование умений  и навыков в счете,

4) овладение детьми  терминологией;

 5) развитие у них  интересов и умственное развитие ребенка в целом

 

2.Принципы и методы  математического развития детей в детском

саду.

При выборе методов учитываются:

 —цели, задачи обучения;

—содержание формируемых знаний на данном этапе;

—возрастные и индивидуальные особенности детей;

—наличие необходимых дидактических средств;

—личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

 — конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др. Теория и практика обучения накопила определенный опыт использования разных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста. При этом классификация методов используется с опорой на средства обучения. В период становления общественного дошкольного воспитания на развитие методики формирования элементарных математических представлений оказали влияние методы обучения математике в начальной школе. В практику работы детских садов проникли монографический метод А. В. Грубе и вычислительный метод (метод изучения действий). Работая с дошкольниками, Е. И. Тихеева внесла много нового в разработку методов обучения детей. Составленные ею игры-занятия сочетали в себе слово, действие и наглядность. По ее мнению, дети до 7 лет должны учиться

9

считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е. И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже «извлечено детьми из самой жизни» Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая взгляд на нем, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число. Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий может отрицательно сказываться на развитии ребенка. Практические методы характеризуются прежде всего самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности. Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей. К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассмат- ривание таблиц, моделей. К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д. Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и

10

умения, но может — и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок»).

 

3. Формы и средства  математической подготовки детей  в детском 

саду

 

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. 
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений: 
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий; 
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; 
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий; 
— сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников; 
семьи. 
При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют  разнообразные  функции: 
—  реализуют  принцип  наглядности; 
— адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме; 
                                                             11

— помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения  элементарных  математических  представлений;. 
— способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного   к  абстрактному; 
— дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления  и  т.  д.; 
— увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях  по  математике  и  вне  их; 
— расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных  и  развивающих  задач; 
— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения. 
Таким образом, средства обучения выполняют важные функции :в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских  дошкольных  учреждениях. 
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.; 
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них,  нарисованные  на  карточках; 
— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы,  модели. 
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С

                                                             12

возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия. 
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п. 
Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это — комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах  обучения. 
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и

                                                                13

умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными. 
К  демонстрационным  материалам  относятся: 
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.; 
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <; 
— фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности  доски  фланелеграфа; 
— мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации  объемных  наглядных  пособий; 
— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных  изображений; 
— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий; 
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные  (на  подставках); 
—  карточки  и  таблицы; 
—  модели  («числовая  лесенка»,  календарь  и  др.); 
—  логические  блоки; 
— панно и картинки для составления и решения арифметических задач; 
—  оборудование  для  проведения  дидактических  игр; 
— приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры  и  т.  д.). 
Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д. 
К  раздаточным  материалам  относятся: 
— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме,  материалу  и  т.  д.; 
— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с

                                                                14

изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми  пуговицами,  карточки-лото  и  др.; 
— наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета,размера; 
—  таблицы  и  модели; 
—  счетные  палочки  и  т.  д. 
Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа,  и  для  упражнений. 
Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований.

 

Заключение

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Математическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным в том случае, когда оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления (гибкости, системности,

                                                                     15

критичности, логичности, вариативности, рациональности и др.) что приводит к стимуляции и упрочению способностей к продуктивному оперированию математическим содержанием. Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, основным способом обучения ребенка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  16

Список литературы

 

1.Е. И. Щербакова Теория  и методика математического развития  дошкольников Учебное пособие Москва — Воронеж 2005

2.http://www.allbest.ru/

3.http://www.maam.ru/

4.http://www.i-gnom.ru/


Информация о работе Дидактические основы математического развития детей