Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:27, доклад
В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации.
Сущность и содержание понятия «малая группа».
Классификация малых групп.
Структура межличностных процессов в малой группе.
Динамика малой группы. Элементы групповой динамики.
Факторы и механизмы групповой динамики.
Измерение групповой динамики как социальная техника.
Семинарское занятие по социальной психологии №3.
Динамические процессы в малой группе.
1. Сущность и содержание понятия «малая группа».
В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации.
Для первых важным моментом в определении понятия малой группы выступает именно общая совместная деятельность, и тогда малая группа рассматривается прежде всего как определенная система взаимодействия.
Для вторых в этом же определении важными оказываются элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, независимо оттого, на основе ли общей деятельности или простого взаимодействия функционирует группа.
Под группой понимают психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Важно отметить, что каждый член группы признает эту свою зависимость от других ее членов.
Иногда понятие «малая группа» трактуется как:
— собрание людей, включенных координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;
— миниатюрная социальная система, исследование которой дает
понимание социального устройства в целом;
— жизненное пространство личности.
Существуют и другие подходы к описании малой группы. Указываются, в частности, такие ее критерии, как:
— частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе;
— число составляющих ее членов;
— взаимоотношения и взаимовлияния членов группы;
— определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;
— обособленность лидеров, влияющих на остальных членов группы;
— общность целей, деятельности и организации;
— наличие у членов группы «мы-чувства», единства группы;
— сплоченность людей, степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения членов группы, а с другой — от интереса, вызываемого деятельностью группы.
Группа представляет собой социальный союз, наделенный особыми свойствами, характерными для поведения ее членов:
— структурой и организацией: силовое измерение эффективности
группы;
— системой норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу, к другим группам: оценочное измерение того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе, а что рассматривается как отклонение.
Существенным является вопрос о количественных характеристиках малой группы.
Говоря о низших границах малой группы, можно отметить, что ни в теоретическом, нив практическом планах вопрос о том, два или три члена образуют минимальную малую группу, окончательно до сих пор не решен. В специальной литературе присутствует немало аргументированных положений в защиту как диадной, так и триадной концепции, а практически все равно приходится считаться с тем что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады.
Не менее остро стоит
вопрос и о верхнем пределе
малой группы. Одно время таким
пределом стремились
Есть точка зрения, что максимальное число членов малой группы определяется эмпирически, важно только, чтобы группа была единицей предписанной ей совместной деятельности.
Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи следующие призна-ки.
Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция.
Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.
Референтность— принятие членами группы общих эталонов.
Лидерство — степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.
Интрагрупповая активность — мера внутри групповой активности ее членов.
Интергрупповая активность — степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.
Направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
Организованность — реальная способность группы к самоуправлению.
Эмоциональность -— межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.
Интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного вос-приятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.
Волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях.
Можно выявить и множество других признаков, определяющих малую группу, например:
— преимущественно прямой контакт между ее индивидами, непосредственное, личное («лицом к лицу») общение ее членов между собой;
— межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
— общность цели деятельности;
— переживание общих чувств;
— общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек;
— внутренняя расчлененность групповых ролей;
— определенная локализация в пространстве и относительная устойчивость по времени.
2. Классификация малых групп.
Есть разные основания для классификации малых групп.
По порядку возникновения: первичные и вторичные.
Первичные: в них существуют непосредственные контакты.
Вторичные: члены группы не связаны интимностью отношений.
Впервые такое деление групп было предложено Ч. Кули. Практического значения эта классификация сейчас не имеет. В социальной психологии есть другая трактовка малых групп как первичных и вторичных. Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей. Для них характерна непосредственность контактов, в них происходит культуризация индивида, с очень тесными межличностными отношениями и взаимодействиями. Вторичные — большие по размеру группы, отношения в которых формализованы.
По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (не-официальные).
Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе.
Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юри-дически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.
Практически установлено, что в действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникаю! в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.
По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.
Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих групп, уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и др.
По уровню развития: низкого уровня и высокого развития.
Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.
В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются: время существования группы, наличие отношений власти и подчинения, количество групповых коммуникаций, число взаимных выборов.
В отечественной социальной психологии для характеристики уровня группового развития принимают во внимание два фактора: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности, т.е. целями, ценностями, организацией, и социальный характер этих целей и ценностей, т.е. степень соответствия их общественно-историческому процессу — прогрессу, стагнации или регрессу.
Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов.
Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды.
Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. В них отсутствуют совместная деятельность, организация и управление, ценностные ориентации проявляются при групповом общении. Ассоциации могут быть просоциальными и асоциальными, в зависимости от тога, общественный или антиобщественный характер имеют ценностные ориентации группы.
Корпорации — организованные группы, характерные своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям. Межличностные отношения опосредуются асоциальными и нередко антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация одних индивидов в корпорации осуществляется за счет деперсонализации других.
Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совмести ой деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников. В этих группах взаимоотношения опосредуются только симпатиями и антипатиями.
Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Примером группы высокого развития может служить коллектив. Подробнее об этом — в теме «Психология организованных социальных групп: психология производственного коллектива».
По значимости: референтные и группы членства.
Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.
Референтная группа выполняет две важные функции.
Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (соци-альной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других
Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительны-ми», так и «отрицательными».