Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:27, доклад
В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации.
Сущность и содержание понятия «малая группа».
Классификация малых групп.
Структура межличностных процессов в малой группе.
Динамика малой группы. Элементы групповой динамики.
Факторы и механизмы групповой динамики.
Измерение групповой динамики как социальная техника.
К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.
К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.
У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зави-симости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультирования.
Экспериментально было установлено, что некоторые члены малых групп разделяют нормы поведения не своих групп, а других, на которые они ориентируются, хотя своим членством в них и не представлены. Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел Г. Хаймен.
Группы членства — это группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя — с ним.
Кроме перечисленных, можно выделить множество других социально-психологических критериев для дифференцирования малых групп, например:
— естественные: семья;
— подобия (психологического, экономического и идеологического): классы, партии, секты, движения;
— по общности профессиональных или любительских интересов клубы;
— организованные и стихийные;
— долговременные и кратковременные;
— устойчивые и нестабильные;
— открытые и закрытые;
— развивающиеся и уже сложившиеся;
— психотренинга, психокоррекционные и психотерапевтические.
Группы исследуют по:
— степени подчиненности личности;
— типу контроля за групповой деятельностью;
— характеру распределения ролей в группе;
— характеру коммуникаций в группе.
В современных условиях образование и формирование малых групп имеет, как минимум, три источника:
1) разделение труда, производственная необходимость: бригады, участки, цеха, отделы, классы, курсы;
2) потребности человека в общении, принадлежности, помощи другим и самому себе: клубы по интересам, группы общения;
3) вынужденное сосуществование: воинские подразделения, осужденные к лишению свободы, детские дома, больницы, группы не кратковременного (более недели) отдыха и др.
3. Структура межличностных процессов в малой группе.
Взаимоотношения (межличностные процессы) в малой группе - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. В силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности система межличностных процессов в малой группе порою складывается стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период функционирования группы. Между тем руководитель (менеджер) должен придавать взаимоотношениям сослуживцев чрезвычайное значение, поскольку на их основе формируются такие компоненты психологии малых групп как взаимные требования, межличностные оценки, сопереживания, самоутверждение и др.
В структуре взаимоотношений людей в психологии обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент взаимоотношений в малой группе включает в себя все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, представление, воображение, внимание, мышление, речь). Взаимодействующий с другими людьми человек с их помощью познает индивидуально-психологические особенности партнером по совместной деятельности.
Под влиянием особенностей взаимных восприятий складывается взаимопонимание, существенно влияющие на характер взаимоотношений. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Первая представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Вторая рассматривается как отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В этом проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.
Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Он выполняет основную регулирующую функцию в ходе неофициальных взаимоотношений. В качестве его проявлений могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность или неудовлетворенность совместной деятельностью и др. Возникающий в результате процесс эмоциональной идентификации проявляется в отождествлении двух субъектов и сопровождается эмпатией – эмоциональным откликом на сопереживания другого, сопереживанием и сочувствием. В этом случае сопереживание рассматривается как проявление тех же чувств, которые испытывает другой человек, а сочувствие как положительное личностное отношение к ним.
Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент, который включает в себя мимику, жестикуляцию (жесты), пантомимику, речь и действия, выражающие отношение одного человека к другим людям и группе в целом.
Считается, что основным критерием
оценки взаимоотношений является состояние
удовлетворенности-
Для усиления положительного влияния взаимоотношений на функционирование малой группы необходимо строить их на принципах уважения и субординации, сплоченности, гуманизма, групповой устремленности.
Принцип уважения и субординации предполагает создание в малой группе таких взаимоотношений, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей. Не менее важен учет индивидуальных и социально-психологических особенностей всех членов группы, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами малой группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.
Принцип сплоченности членов группы требует формирования у всех его членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Все члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать от недостойных для данной группы поступков.
Принцип гуманизма придает взаимоотношениям чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность которые проявляются в доверии друг другу, искренности и доступности.
Групповые устремления – это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности) лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. В них комплексно и обобщенно выражаются объективно встающие перед ними общие для всех и индивидуальные для каждого цели и задачи, а также реализуются их конкретные интересы, отвечающие потребностям каждого в отдельности и всех вместе. Именно устремления ориентируют и ведут малую группу в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них периодически опосредованно контролируются промежуточные результаты их жизни и совместной деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности. Следовательно, в системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют конкретные функции, к числу которых относятся ценностно-нормативная (возможность устремлений отражать запросы всех членов группы), организационно-функциональная (групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутригруппового и межгруппового взаимодействия) и индивидуально-мотивационная (фиксация личностного смысла и значимости совместной деятельности для всех членов малой группы).
Весьма важным социально-психологическим явлением малой группы также выступают феномены лидерства и конфликта.
4. Динамика малой группы. Элементы групповой динамики
Сам термин групповая динамика употребляется в трех различных значениях:
— во-первых, этим термином обозначают определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школу Левина;
— во-вторых, этим термином обозначают определенные методики, которыми пользуются при исследовании характеристик малых групп в рамках психологических экспериментов;
— в-третьих, этим термином обозначают собственно динамику малых групп как таковую, т.е. совокупность тех динамических процессов, которые происходят в группе, изменяя ее характеристики от стадии к стадии и тем самым предопределяя ее развитие.
В современном представлении групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы, а также внешним воздействием на группу.
Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
Важнейшие процессы групповой динамики:
— образование малых групп;
— руководство и лидерство;
— нормообразование: выработка групповых мнений, правил и
ценностей;
— формирование функционально-ролевой структуры группы;
— сплочение;
— конфликты;
— групповое давление;
— конформизм;
— принятие групповых решений и др.
Жизнь группы не бывает неподвижной, под влиянием внешних или внутренних причин в группе возникают изменения. Они могут быть небольшими, не способными поставить под угрозу существование группы в целом. Значительные изменения ведут к нарушению равновесия. Психологический обмен, или, по мнению иных авторов, ценностный обмен, представляет собой такой механизм групповой динамики, при котором имеет место обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.
Закономерности групповой динамики подчиняются действию двух основных законов: целое доминирует над его частями и отдельные элементы объединяются в целое.
Первый закон означает, что:
— группа — это не просто сумма индивидов, группа — это общность, которая влияет на поведение своих членов;
— извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;
— каждый член группы признает свою зависимость от всех других членов.
Второй закон означает, что:
— не сходство, а взаимосвязь членов — основа для формирования группы;
— человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а не той, от которой он больше всего зависит;
— человек остается среди тех людей, к кому он себя причисляет, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.
Понятие групповой динамики включает пять основных элементов и несколько дополнительных. Основные элементы — цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы.
Дополнительные элементы — создание подгруппы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой. Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен. Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур.
Цели группы. Этот элемент определяется тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной степени – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемые.
Нормы группы, которые возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы. Нормы, выработанные группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться эти нормам.
Структура группы и проблемы лидерства. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем остальные члены группы, уровень активности. Лидер – это социальная роль определенной личности в группе. Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные результаты используются для управления процессами групповой динамики.
Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентации групповым нормам и ценностям; способствует управлению этой группой при достижении групповых целей.