Дошкольная лингводидактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:04, доклад

Краткое описание

Целью коммуникативно-развивающей технологии является развитие языковых и речевых способностей, умений и навыков, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном языковом и речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение языку, речи и речевому общению.

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольная лингводидактика проблемы.docx

— 25.79 Кб (Скачать файл)

Теоретической основой работы по обучению языку, развитию речи и  речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных  в лаборатории развития речи Института  дошкольного воспитания АПН (ныне –  Институт дошкольного образования  и семейного воспитания Российской академии образования) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, а также  исследования, выполненные под руководством академика АПН Украины А.М.Богуш.

      Целью коммуникативно-развивающей  технологии является развитие  языковых и речевых способностей, умений и навыков, культуры  речевого общения, разработка  способов овладения дошкольниками  навыками практического общения  в различных жизненных ситуациях,  формирование предпосылок чтения  и письма.

            Общеизвестно, что дети даже без  специального обучения с самого  раннего возраста проявляют большой  интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь  как на смысловую, так и на  грамматическую сторону языка.  При стихийном языковом и речевом  развитии лишь немногие из  них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное  обучение языку, речи и речевому  общению. 

      Концепция коммуникативно-развивающей технологии – положение Ф.А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования Л.И.Айдаровой, А.Г.Арушановой, А.М.Богуш, С.Н.Карповой, Е.Л.Крутий, свидетельствующие о том, что возможности формирования лингвистического отношения к слову у детей дошкольного возраста гораздо выше, чем представлялось раньше.

      В классической  и современной лингводидактической  науке уровень развития языка  и речи является одним из  показателей когнитивного развития  ребёнка, однако в в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений потенциальные возможности детей не используются.

      Важным положением есть утверждение учённых о том, что речевой опыт ребёнка охватывает, прежде всего, практическое овладение языком, во-вторых, эмпирические обобщения над языком, полученные носителем, независимо от специальных знаний о языке (Е.Д.Божович), что соответствует феномену «чувство языка» (М.М.Гохлернер).

      Актуальность  предлагаемой технологии обучения  родному языку, развития речи  и речевого общения определяется  той уникальной ролью, которую  играет родной язык в становлении  личности ребенка-дошкольника. 

      Язык и  речь традиционно рассматривались  в психологии, философии и педагогике  как «узел», в котором сходятся  различные линии психического  развития – мышление, воображение,  память, эмоции. Являясь важнейшим  средством человеческого общения,  познания действительности, язык  служит основным каналом приобщения  к ценностям духовной культуры  от поколения к поколению, а  также необходимым условием воспитания  и обучения. Развитие устной монологической  речи в дошкольном детстве  закладывает основы успешного  обучения в школе. 

      Дошкольный  возраст – это период активного  усвоения ребенком разговорного  языка, становления и развития  всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической (О.С.Ушакова). Полноценное владение родным  языком в дошкольном детстве  является необходимым условием  решения задач умственного, эстетического  и нравственного воспитания детей  в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

      Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах А.М.Богуш, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, О.С.Ушаковой, А.М.Шахнаровича и др. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

речь ребенка развивается  в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и  собственной речевой активности

язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который  «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций

ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного  осознания явлений языка и  речи

ориентировка ребенка  в языковых явлениях определяет условия  для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает  речи творческий характер.

 По нашему мнению, необходимо  выделить четыре приоритетных  направления разработки психолого-педагогических  проблем обучения языку и развития  речи дошкольников, совершенствования  содержания и методов, которые  между собой взаимосвязаны:

структурное (формирование разных структурных уровней системы  языка - фонетического, лексического, грамматического)

когнитивное (формирование способностей к элементарному осознанию  явлений языка и речи)

функциональное (формирование навыков владения языком в его  коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения)

рефлексивное (формирование оценочно-контрольной деятельности).

   Обучение языку  мы рассматриваем не только  в лингвистической сфере (как  овладение ребенком языковыми  навыками - фонетическими, грамматическими,  лексическими), но и в сфере  общения детей со сверстниками  и взрослыми (как овладение  коммуникативными умениями). Отсюда  важнейшей задачей становится  не только формирование культуры  речи, но и культуры общения. 

      Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях является главной, центральной задачей, которая традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

      Языковые  способности традиционно рассматриваются  как индивидуально-психологические  особенности личности, способствующие  быстрому и прочному овладению  языком.

      Языковая  способность - это прижизненное, онтогенетическое образование, ведущую  роль в формировании и развитии  которого играет среда, обучение  и воспитание, а природной предпосылкой  является наличие задатков, анатомо-физиологических  особенностей мозга и нервной  системы. Языковая способность  имеет многокомпонентную структуру,  вбирающую в себя интеллектуальный (общий) и специальный компонент (состоящий из речевой и языковой части), ядром которой является "чувство языка", языковая интуиция.

      В языковую  способность личности также входят  логико-языковые и творческие  компоненты, обуславливающие умение  ребёнком совершать логико-языковые  и творческие операции с языковым  материалом.

      Однако  при традиционном обучении родному  языку в детском саду не  происходит ожидаемого развития  важнейших компонентов языковой  способности дошкольников.

      Это обусловлено,  прежде всего, сложностью и  недостаточной изученностью психофизиологической  природы языковой способности,  ее структуры, основных компонентов  (необходимых для языкового развития  личности) и периферийных ее элементов,  не разработанностью проблемы  в методической литературе и  дошкольной лингводидактике. 

      Поэтому  развитие языковой способности  при обучении языку в ДУУ  представляет собой стихийный,  нерегулируемый и, следовательно,  несовершенный процесс. 

      Кроме того, затрудняет формирование языковой  способности отсутствие ориентации  воспитателей на реализацию развивающих  задач обучения. Так, только 9% опрошенных называют целью дошкольного образования языковое развитие ребенка, 4 % - совершенствование его "чувства языка". Педагоги, как правило, не владеют понятиями "языковое развитие", "языковая способность", "чувство языка", в лучшем случае понимают его односторонне, узко, неправильно определяют сущность взаимоотношения обучения родному языку и языкового развития ребенка, а значит, не могут осознанно вести работу по стимулированию языкового развития дошкольников.

      Главная  цель предлагаемой технологии  состоит в том, чтобы ребенок  практически и творчески освоил  нормы и правила родного языка,  умел гибко их применять в  конкретных ситуациях, овладел  основными коммуникативными способностями.  Обучение языку, развитие речи  и речевого общения рассматриваются  не только в лингвистической  сфере (как овладение ребенком  языковыми навыками – фонетическими,  грамматическими, лексическими), но  и в контексте развития общения  детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

      Очертим  практические аспекты реализации  коммуникативно-развивающей технологии. В качестве базовых были приняты  следующие основные структурные  компоненты языкового образования  детей дошкольного возраста:

языковая система –  совокупность до теоретически (практических) знаний о языке в виде понятий, сведений, правил, а также формируемые  на основе знаний языковые умения: фонетические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические) и  др.

речевая деятельность как  реализация языка, включающая процессы слушания, говорения чтения, письма

речевые произведения (микротексты), которые используются педагогом  в процессе обучения языку и развития речи в качестве дидактического материала  и представляют собой тексты –  образцы определенного типа и  стиля речи

способы деятельности, обеспечивающие усвоение детьми системы языка и  формирование языковых, речевых и  общепознавательных умений

культура речевого поведения (культура общения)

культура народа носителя русского языка (социокультура).

 Языковое образование  в комплексе со специально  языковыми и речевыми компонентами  имеет личностную ориентацию  на воспитание ребёнка как  гражданина своего отечества,  на развитие его познавательных  способностей, гуманного отношения  к окружающим и требовательности  к самому себе. Новый этап в  понимании языковой компетенции  дошкольников как определенного  уровня языкового образования  в настоящее время рассматривается  с позиций функционально –  семантического аспекта обучения  родному языку. 

      В дошкольной  лингводидактике языковое образование  дошкольника и его речевое  развитие всё более основательно  и обоснованно сливаются в  единый процесс. Одним из аспектов  указанной взаимосвязи является  внимательное отношение в обучении  к функциям (роли) языка как средства  общения, познания окружающего  мира, а также саморазвития личности  со своими интересами, потребностями  и способностями их осуществить. 

      Коммуникативно-деятельностная технология создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая система, которая направлена на решение в интервалах одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны языкового и речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – на развитие связной монологической речи в целом.

      Ведущим  принципом при разработке технологии  служила взаимосвязь задач, которые  на каждом возрастном этапе  выступают в специфических сочетаниях.

      Отсюда  вытекает необходимость преемственности  в их решении. Выделяются две  формы обеспечения преемственности  в обучении языку и развитии  речи дошкольников: линейная и  концентрическая. Решение каждой  задачи (воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического  строя речи, словарная работа, развитие  связной речи) осуществляется, прежде  всего, линейно, так как от  группы к группе идет постепенное  усложнение материала внутри  каждой задачи, варьируются и  сочетаемость упражнений, их смена  и связь. Однако в этом усложнении  на каждом этапе обучения сохраняется  программное ядро, определяются  аспекты. 

      В последние  годы ряд государственных документов, а также результаты исследований  учённых, отражают необходимость  изучения языка в культурологических  аспектах. Нельзя изучать язык  народа, его историю иначе. Важно  показать, что язык - не только  средство общения, а изучение  языка предполагает изучение  народной психологии, традиций, обрядов. 

      Знакомство  с культурой осуществляется на  нескольких уровнях. Объектом  изучения становятся слова, фразы  с национально неповторимой семантикой: пословицы, поговорки, загадки,  фразеологизмы, крылатые слова  и изречения. Звучание национальной  музыки, разучивание элементов народного  танца, разучивание народных песен,  колыбельных - наиболее удачные  формы привития интереса к  национальной культуре.

      Именно  их осмысление формирует национально-культурный  фон, необходимый для восприятия  культуры родного народа.

      Лексические  и грамматические особенности  слов можно реализовать через  различные ситуации или блоки.  Блок - это тема, рассчитанная на  одну или две недели, которая  проходит через все режимные  процессы и занятия. 

      Предлагаемая  нами коммуникативно-деятельностная технология построена на материале бытовых тем (блоков): 1. Знакомство. 2. Семья. 3. Вежливые слова и т.д.

      Коммуникативно - деятельностная технология, основанная на блочной системе планирования, для детей, обучающихся условиях полилигвизма, в конце года дает следующие культурологические результаты:

      Дети усваивают:

этнокультурные особенности  наименований верхней одежды; (тема «Одежда»)

национальный колорит  цветовых прилагательных; (блок «Цвета»)

национально-культурную символику  наименований флоры и фауны (блок «Овощи и фрукты»)

национальную кухню (блок «Еда. Продукты питания»)

наименования национальной посуды (тема «Посуда»)

Информация о работе Дошкольная лингводидактика