Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсрвик.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

титульный 
оглавление 

введение

Сегодня в обществе идет становление  новой системы  дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы  ориентируют на взаимодействие с  родителями: родители должны участвовать  в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками  всех проектов, независимо от того, какая  деятельность в них доминирует, а  не просто сторонними наблюдателями.  Задача педагогов выстроить эффективное  взаимодействие с семьёй, а это  будет возможно, если педагог сам  подготовлен для этой работы. Цель моей работы – изучить взаимодействие воспитателя в ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с нормативными документами.

 

 

Глава 1.

Общение с родителями, безусловно, является нелегкой, а порой  даже самой трудной  частью в работе воспитателя.

  Задачи  взаимодействия педагогов с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста.

Общение с родителями, безусловно, является нелегкой, а порой даже самой  трудной частью в  работе воспитателя.     Приведу цитату известного психолога Венгера Л.А. - «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Работа воспитателя с родителями

  • Задачи  взаимодействия педагогов с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста.
  • Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
  • Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга, развитию у детей умений безопасного поведения дома, на лице и на природе.
  • Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках.     
  • Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье; поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
  • Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъективных проявлений ребёнка в элементарной трудовой деятельности, развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.
  • Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства и художественной литературе.  

 

Задача педагогов  выстроить эффективное  взаимодействие с  семьёй, а это будет  возможно, если педагог  сам подготовлен  для этой работы.

 

В ходе проведённой  работы с педагогами были проанализированы и рекомендованы следующие формы работы педагога с семьей:

Организация совместной трудовой деятельности (нав природе, в группе)

Семейные творческие проекты

Презентации

Интеллектуальные  марафоныРодительские гостиныеИнтерактивное взаимодействие с родителями через сайт ДОУ

 

В ходе данной работы педагог должен усвоить основные принципы при организации  работы в рамках новых форм работы с семьей:

- открытость детского сада для  семьи (каждому родителю обеспечивается  возможность знать и видеть, как  живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и  родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей  среды, активных форм общения  детей и взрослых, обеспечивающих  единые подходы к развитию  ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных  проблем в воспитании и развитии  ребенка. 

Взаимодействие  с семьёй. 
6.1.Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.  
6.2.Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы

 

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

1.      Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

2.      Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.

3.      Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

4.      Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

5.      Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

6.      Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

7.      Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

8.      Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

9.      Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

Основная общеобразовательная  программа помогает ребенку овлад

 

 

   

Общение с родителями, безусловно, является нелегкой, а порой даже самой трудной частью в работе воспитателя.

     Приведу цитату известного психолога Венгера Л.А. - «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». 

 

 

 

 

 

 

формирование активной педагогической позиции родителей; 
 
-вовлечение родителей в активное воспитание детей.

Активное участие родителей  во всех аспектах подготовки ребёнка  к школе.

Тесное сотрудничество педагогов  и родителей в вопросах подготовки ребёнка к школе.

 

Начало обучения в школе  – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно  новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.  
Обсуждение психологической готовности к учебной деятельности. Родителям напоминают, что необходимо научить ребенка слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Перечисляется то, что является  фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе (физическое здоровье ребенка; развитый интеллект ребенка; умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми; выносливость и работоспособность  и т.д.).  Каждому из родителей выдается информация о том, что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу: свое имя, отчество и фамилию; свой возраст; свой домашний адрес; домашних животных и их детенышей; знать и уметь рассказывать русские народные сказки и т.д.). Так же обращается внимание родителей на самостоятельность первоклассника. Желательно, чтобы ребёнок заранее знал, где находится школа, как до нее добраться, как вернуться домой; ребенок должен уметь сам открывать и закрывать входные двери; он должен помнить: если что-то произошло, нужно сразу позвонить маме или папе  и т.д.). 
Сообщается  о том, что первую неделю ребенок будет постоянно звонить, спрашивать, скоро ли придете домой, где лежит пачка чая, правильно ли он закрыл замки, можно ли позвать соседа Васю смотреть мультики. Предлагается заблаговременная подготовка, которая превратит одиночество дома не в стресс, а в забавную игру «я уже взрослый», обучит самостоятельности, а родителям даст возможность заниматься работой и еще больше гордиться своим чадом.  Мы расскажем о том, что ребенок может находиться в кризисе, остановимся на основных симптомах и   напомним, что  не стоит пугаться этого слова, но необходимо распознать его и суметь пережить его со своим чадом без особых проблем.  
Освещается тема школьных неврозов и то, что к ним могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Родителям на стол выкладываются карточки, а на проектор может выводится слайд из презентации,  на которых написаны наиболее распространенные фразы родителей, например :« Вот пойдешь в школу, а там тебе…», « Ты, наверное, будешь двоечником!...» После прочтения фразы мы озвучим, каким может быть внушающий эффект фразы для ребенка. 
Напоминается, что важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Так же нужно помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, родитель в процессе выполнения упражнения развивают запоминание, внимание и мышление. Родителям сообщается одна простая истина « образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей». 
 Подведение итогов. 
Родителям демонстрируется цветочек «цветик - семицветик», который освещает основные принципы успешной учебной деятельности ребенка в школе(« учиться надо весело, что б хорошо учиться!»; явная применяемость знаний в реальных условиях( на примере стихотворения «Авария» А.Барто); потребность получать знания из различных источников; сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума»; благоприятная обстановка; положительное отношение, любовь и забота; уважительное отношение к успехам ребенка, т.е создание ситуации успеха. 
В конце встречи можно предложить несколько советов родителям будущих первоклассников (приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке; не пугайте ребенка трудностями и неудачами; научите ребенка правильно реагировать на неудачи; приучайте ребенка к самостоятельности и т.д)

 
 

 

А могут ли родители сами определить готов ли их ребенок  к школьной жизни?

- Конечно. Внимательные заинтересованные родители могут провести так называемую самодиагностику и понять, какие качества достаточно сформированы у малыша, а над формированием каких надо специально поработать. В настоящее время существует много специальной литературы для родителей, необходимый материал можно без труда найти в Интернете.

- Могут ли родители  помочь своему ребенку привыкнуть  к условиям обучения в школе?

-Не только могут, но  и, на мой взгляд, это их прямая  обязанность. Кто в первую очередь,  как ни мама с папой должны  быть заинтересованы в благополучии  и успехе своего ребенка. Соблюдая  несложные рекомендации, родители  не только помогут своему сыну  или дочери справиться со сложностями  на первых порах, но и станут  надежными помощниками в достижении  положительных стабильных результатов  на протяжении многих учебных  лет.

Поддерживайте в ребенке  его стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в  его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его  первым достижениям и возможным  трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсуждайте с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе, объясняйте их необходимость и целесообразность. Помогайте ребенку привыкать  к мысли, что когда человек  учится, у него может что-то не сразу  получаться, это естественно. Ребенок  имеет право на ошибку. Не пропускайте  трудности, возможные у ребенка  на начальном этапе овладения  учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная  поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Поддерживайте тесный контакт с  учителем, уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Если вас что-то беспокоит  в поведении ребенка, его учебных  делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к  учителю или школьному психологу.

Поступление в школу существенно  меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых  занятий.

Учение – это нелегкий и ответственный труд.

Впереди еще много трудностей, проблем, с которыми ребенку легче  будет справиться, чувствуя любовь и поддержку родителей.

 

.

Внутреннюю позицию школьника  можно определить как систему  потребностей  и

стремлений ребенка, связанных  со школой т.е. такое отношение к школе, когда

причастность к ней  переживается ребенком, как его собственная  потребность

(«Хочу в школу»).Наличие  внутренней позиции школьника  обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам,которые непосредственно связаны с учением.Такая положительная направленность ребенка на школу, как на собственное учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение.

школьная готовность– это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную,волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению. Психологическая  готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность. Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами.

Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении  к ним учителя, а в остальное  время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются  на замечания,когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

 

Работа учителя или  психолога по снятию школьной тревожности  и страхов может проводиться  непосредственно в ходе учебных  занятий, когда используются отдельные  методы и приемы, а также в специальной  группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий  в семье и школе, поддерживающим ребенка позитивном отношении к  нему со стороны окружающих.

Информация о работе Дошкольная педагогика