Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:52, курсовая работа
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Изучив Федеральные
минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
овладевший универсальными
предпосылками учебной
\Готовность к школьному
обучению – это школьная
Что включает в себя понятие «готовность
к школьному обучению»?
Физиологическую, психологическую и социальную
готовность.
Прежде всего, физиологическая готовность
- состояние здоровья, уровень развития
основных функциональных систем организма
вашего ребёнка.
Социальная готовность – готовность ребёнка
к новым формам общения, к новому отношению
к миру, к самому себе, обусловленная ситуацией
школьного обучения.
А теперь немного о психологической готовности
к школьному обучению. Что же это такое?
Это необходимый и достаточный уровень
психического развития ребёнка для освоения
школьной учебной программы в условиях
обучения в группе сверстников. Этот уровень
позволяет прогнозировать успешность
или неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность состоит из
трёх аспектов:
o интеллектуальная готовность;
o личностная готовность;
o социально-психологическая готовность.
От года к году
требования к первоклассникам
Чем Вы, как родитель, можете помочь вашему ребенку:
1. Не отмахиваться от вопросов,
которые начинает вам задавать
ребенок. Но и не давать
Полезнее всего рассуждать вместе с ребенком обо всем, что его интересует и что его окружает, побуждать его интерес, развивать пытливость ума, задавать вопросы и вместе искать на них ответы. Тем самым Вы способствуете развитию логического мышления, развитию речи, расширяете кругозор ребенка и его общую осведомленность об окружающем мире, желание узнавать новое, то есть мотивацию учения. Таким образом, подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
2. Не отгораживать ребенка от
вашей окружающей взрослой
Например, если вы иногда берете ребенка с собой в магазин, то он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, скажем, конфету: если конфета стоит шесть рублей, то сколько ему дадут сдачи с десятирублевой купюры. Какую конфету он желает купить – вот написаны названия, пусть назовет хотя бы первые три буквы.
3. Можно вместе с ребенком
решать так называемые
Например, сегодня мы решили испечь
пирог. Что нам для этого нужно?
И пусть ребенок называет все,
что, по его мнению, необходимо. В
конце вы подводите итог. Далее
раскладываете процесс
Так можно рассуждать обо всем – сбор на прогулку ли это или поход в магазин. Но важно – о том, что вы реально делаете вместе с ребенком. Таким образом, вы способствуете развитию памяти, внимания, мышления, речи, причинно-следственных связей, умению планировать свою деятельность.
Очень хочется обратить ваше внимание вот на что: обученность и умственное развитие — это не синонимы!
Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили. Например, умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное развитие — это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности может истощиться – на старых запасах долго не проедешь.
Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок будет овладевать в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Эмоциональная и социальная готовности ребенка
И здесь мы с вами подошли к эмоциональной и социальной готовности ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы такие понятия, как « надо», «можно», « нельзя». Связано это с развитием воли и самоконтроля. Ребенок к 6-7 годам может регулировать свое поведение усилием воли.
Как же можно помочь ребенку развить волевые качества:
1. Игры с правилами.
Любые коллективные игры, в которых есть четкие правила, способствуют развитию воли. Поэтому играйте больше с детьми. Замечательные игры: вышибалы, салочки, жмурки, холодно-горячо и многие другие. Такие игры, помимо воли, помогают развивать пространственные ориентации: право — лево, вверх — вниз и т.д., а также навыки общения, умение действовать сообща, умение проигрывать.
2. Весь дошкольный возраст –
это сенситивный возраст для
познания социальных правил и
развития моральных качеств (
Поэтому важно давать адекватную оценку действиям ребенка, самим быть примером поведения с другими людьми. Читая книги, вместе размышляйте о поступках героев, кто хорошо поступил, кто плохо, а как хорошо. Все это будет способствовать развитию нравстенно-волевых качеств, умению планировать свое поведение, а, следовательно, и в школе ребенку будет проще. Ведь в школе детей ожидает усвоение сложных социальных правил.
Для развития социальных навыков ребенка достаточно посещения им любых детских коллективов: детский сад, кружки, детские праздники, поход в гости, общение с братьями и сестрами.
Важно, чтобы ребенок к поступлению в школу обладал достаточно широким арсеналом способов общения, поведения в конфликтных ситуациях.
Приобретению этих навыков также способствуют любые коллективные игры.
Перечисленные критерии далеко не все, и, наверняка, существует «еще что-то, чему должен соответствовать ваш ребенок». Однако, помните, что ваш ребенок ничего не должен! У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами — к обучению. И главное условие успешной учебы – не сформировать потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума», желании познать все вокруг, и детское любопытство тоже основано на стремлении узнать что-то новое. И задача школы и родителей эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
Можно выделить пять уровней
участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени
используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными
помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные
направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более
широких вопросов, решение которых должно
благотворно отразиться на работе детского
сада и жизни микрорайона в целом
заключение
список литературы
«Наши с мамой секретные языки», « Синонимы-
антонимы», кроссворды, загадки и т.д.).
Для этого выдается список книг которыми
можно воспользоваться (Матвеева Л., Выбойшик
Н., Мякушкин Д. Практическая психология
для родителей или что я могу узнать о
своём ребёнке. М., 1997.; Виноградова Н., Журова
Л.Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы
педагога и психолога. Книга для родителей
/ Под редакцией А.Г .Хрипковой.М.,1992.).