Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсрвик.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

 

 
Изучив Федеральные Государственные  Требования в ДОУ я выделила

     минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 

любознательный, активный, эмоционально отзывчивый; 

овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу  и по образцу, слушать взрослого  и выполнять его инструкции.

 

 

\Готовность к школьному  обучению – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень  развития физиологического, психологического  и функционального, которые необходимы  для успешного обучения вашего  ребёнка. 
Что включает в себя понятие «готовность к школьному обучению»? 
Физиологическую, психологическую и социальную готовность. 
Прежде всего, физиологическая готовность - состояние здоровья, уровень развития основных функциональных систем организма вашего ребёнка. 
Социальная готовность – готовность ребёнка к новым формам общения, к новому отношению к миру, к самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения.  
А теперь немного о психологической готовности к школьному обучению. Что же это такое? 
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. 
Психологическая готовность состоит из трёх аспектов: 
o    интеллектуальная готовность; 
o    личностная готовность; 
o    социально-психологическая готовность.

 

От года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка к школе и до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать.

 

 

Чем Вы, как родитель, можете помочь вашему ребенку:

1. Не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать  ребенок. Но и не давать исчерпывающих  ответов на них.

Полезнее всего рассуждать вместе с ребенком обо всем, что его  интересует и что его окружает, побуждать его интерес, развивать  пытливость ума, задавать вопросы и  вместе искать на них ответы. Тем  самым Вы способствуете развитию логического мышления, развитию речи, расширяете кругозор ребенка и его  общую осведомленность об окружающем мире, желание узнавать новое, то есть мотивацию учения. Таким образом, подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

2. Не отгораживать ребенка от  вашей окружающей взрослой жизни.

Например, если вы иногда берете ребенка  с собой в магазин, то он может  попробовать посчитать, сколько  нужно денег, чтобы купить ему, скажем, конфету: если конфета стоит шесть  рублей, то сколько ему дадут сдачи с десятирублевой купюры. Какую конфету он желает купить – вот написаны названия, пусть назовет хотя бы первые три буквы.

3. Можно вместе с ребенком  решать так называемые логические  задачи.

Например, сегодня мы решили испечь пирог. Что нам для этого нужно? И пусть ребенок называет все, что, по его мнению, необходимо. В  конце вы подводите итог. Далее  раскладываете процесс приготовления  пирога по шагам (я беру миску, разбиваю ножом яйца и таким образом описываете полностью весь процесс приготовления вплоть до накрытия на стол). Важно, чтобы сам ребенок рассказывал, что нужно брать, делать. Вы лишь корректируете и соединяете воедино весь процесс.

Так можно рассуждать обо всем –  сбор на прогулку ли это или поход  в магазин. Но важно – о том, что вы реально делаете вместе с ребенком. Таким образом, вы способствуете  развитию памяти, внимания, мышления, речи, причинно-следственных связей, умению планировать свою деятельность.

Очень хочется обратить ваше внимание вот на что: обученность и умственное развитие — это не синонимы!

Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили. Например, умение писать, читать, считать.

Интеллектуальное развитие — это  некий умственный потенциал, способность  ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности может истощиться – на старых запасах долго не проедешь.

Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных  умений, которыми ребенок будет овладевать в школе, а на развитии психических  функций, обеспечивающих обучаемость.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: Эмоциональная  и социальная готовности ребенка 

И здесь мы с вами подошли к  эмоциональной и социальной готовности ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы такие понятия, как « надо», «можно», « нельзя». Связано это с развитием  воли и самоконтроля. Ребенок к 6-7 годам может регулировать свое поведение  усилием воли.

Как же можно помочь ребенку развить  волевые качества:

1. Игры с правилами. 

Любые коллективные игры, в которых  есть четкие правила, способствуют развитию воли. Поэтому играйте больше с  детьми. Замечательные игры: вышибалы, салочки, жмурки, холодно-горячо и многие другие. Такие игры, помимо воли, помогают развивать пространственные ориентации: право — лево, вверх — вниз и т.д., а также навыки общения, умение действовать сообща, умение проигрывать.

2. Весь дошкольный возраст –  это сенситивный возраст для  познания социальных правил и  развития моральных качеств (как  правильно себя вести, что хорошо, что плохо). 

Поэтому важно давать адекватную оценку действиям ребенка, самим быть примером поведения с другими людьми. Читая  книги, вместе размышляйте о поступках  героев, кто хорошо поступил, кто  плохо, а как хорошо. Все это  будет способствовать развитию нравстенно-волевых качеств, умению планировать свое поведение, а, следовательно, и в школе ребенку будет проще. Ведь в школе детей ожидает усвоение сложных социальных правил.

Для развития социальных навыков ребенка  достаточно посещения им любых детских  коллективов: детский сад, кружки, детские  праздники, поход в гости, общение  с братьями и сестрами.

Важно, чтобы ребенок к поступлению  в школу обладал достаточно широким  арсеналом способов общения, поведения  в конфликтных ситуациях.

Приобретению этих навыков также  способствуют любые коллективные игры.

Перечисленные критерии далеко не все, и, наверняка, существует «еще что-то, чему должен соответствовать ваш ребенок». Однако, помните, что ваш ребенок ничего не должен! У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами — к обучению. И главное условие успешной учебы – не сформировать потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума», желании познать все вокруг, и детское любопытство тоже основано на стремлении узнать что-то новое. И задача школы и родителей эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

 

 

Можно выделить пять уровней  участия родителей: 
1) оказание разовой помощи; 
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий; 
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; 
4) родители помогают определять основные направления работы в группе; 
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом

 

 

 заключение 

список литературы 
«Наши с мамой секретные языки», « Синонимы- антонимы», кроссворды, загадки и т.д.). Для этого выдается список книг  которыми можно воспользоваться (Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своём ребёнке. М., 1997.; Виноградова Н., Журова Л.Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Под редакцией А.Г .Хрипковой.М.,1992.).

 


Информация о работе Дошкольная педагогика