Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 14:54, доклад
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры
Панова Людмила Алексеевна
Воспитатель МАДОУ № 49 г.В.Новгород
89052394501
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода
на ФГОС ДО.
«Руководить нравственным воспитанием
– это значит создавать тот моральный
тонус жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то заботится,
о ком-то печется и беспокоится, кому-то
отдает свое сердце».
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы.
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, педагогов, быть готовыми к ним. Цель работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности дошкольников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и
принципы воспитания дошкольник
- выявить методы и приемы воспитания дошкольников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в ДОУ.
Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов педагога на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа среди родителей;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего дошкольного уклада жизни;
-интеграция усилий детсада, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
-развитие и воспитание
ребенка не самими
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования обоснован «портрет выпускника детского сада» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольника.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника детского сада, а именно:
– умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
– владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
– обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
– любящий свою семью, свой край, свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности общества;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и своими товарищами;
– выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.
Я предлагаю перечень проводимых воспитательных форм и мероприятий:
Формы |
Мероприятия | |
(средняя.гр.) |
Беседы
участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов
спортивные соревнования
проектная деятельность |
«Здравствуй, детский сад», «Правила поведения в детском саду», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твоё здоровье». «Что значит - быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец». Праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Рождество Христово» |
Неделя Добра, Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица» , «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,
«Правила безопасности» «Я и мир вокруг меня» «Доброта» | ||
(старшая- подг.гр.) |
Беседы
участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов
спортивные соревнования,
проектная деятельность |
«Здравствуй, детский сад», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?» цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья…», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Народный костюм», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Моя любимая книга». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Мисс Осень», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я -спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,
«Вместе весело шагать», «Мои друзья». «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». «Я и мир вокруг меня». |
Тема проекта: «Добро и доброта»
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1 неделя.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Эпиграф проекта:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети. (Н. Тулупова)
Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.
Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
● формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
● воспитывать умение оценивать поступки окружающих;
● развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;
● поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
● развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;
● сохранение и укрепление здоровья детей.
Направленность проекта: Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.
Актуальность проекта:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Формы реализации проекта:
● Непосредственно образовательная деятельность
● Игры
● Беседы
● Театрализованные постановки с участием детей
● Консультации родителям.
Продукты реализации проекта:
● Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта?»
● Открытое занятие по теме: «В мире доброты».
План реализации проекта:
Первый этап. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта.
1. Довести до детей и родителей важность данной темы.
2. Подбор методической литературы.
3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).
Третий этап. Выполнение проекта.
Интеграция образовательных областей
Формы организации совместно-образовательной деятельности
Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев, этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты».Ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках в течение дня, расширение словаря за счет слов-понятий «хороший - плохой», «добрый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый». Беседы «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо разговаривать».Чтение сказок и рассказов по теме, воспроизведение диалогов сказочных героев, разучивание стихов по теме, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах). Дидактические игры «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо?».Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».«Лечим» книжки, ухаживаем за комнатными растениями, помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим порядок в уголках).Рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок).Беседа «Добрые слова улучшают настроение».Дидактическая игра «Скажи другу доброе слово».Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки»; «Друзья» (группа «Барбарики»).Беседа «Добрый человек не оставит в беде».Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием.
Четвертый этап. Итоги проекта.
1. Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта?»
2. Открытое занятие по теме: «В мире доброты».
Пятый этап. Определение задач для новых проектов.
1. Продолжать формировать
добрые дружеские
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО