Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:30, доклад
На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмыс-
ление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.
Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.
ческие отношения и воспитывать таких людей, которые преодолевают неожиданные пре-
пятствия. Эта мечта человека широко отражена в устном народном творчестве.
Труд формировал такие нравственные качества народов Урало-Поволжья, как коллек-
тивизм, сила воли, гостеприимство, прямодушие, простота, доброта и др. Как уже отме-
чалось, географические, исторические и социально-экономические факторы определяли
основные виды хозяйствования: земледелие, скотоводство, коневодство, ткачество, пчело-
водство, вырабатывали коллективистские чувства.
Коллективный труд является важнейшим фактором формирования нравственных вза-
имоотношений. Такая форма общественной помощи известна многим народам и выраба-
тывались в ходе тысячелетней практики человеческого общения.
Возьмем, к примеру, обычай «взаимопомощи» народов Башкортостана. При выполне-
нии особо трудоемких работ они вплоть до наших дней прибегают к древней традиции
коллективной, безвозмездной помощи.
Корни этого явления
былого родового коллективизма. Строительство жилья, начиная от заготовки материалов
(древесины, камня, глины) и до отделочных работ, а также трудоемкие работы часто вы-
полняются в индивидуальных хозяйствах в основном коллективно силами сородичей и
односельчан
16
. 102
Прополка полей под
считалась одной из самых трудоемких работ в полеводстве, поэтому ее всегда старались
проводить коллективно; таким же образом устраивались различные работы, связанные с
уборкой и первичной обработкой урожая, обработкой шерсти, где преобладал дух сорев-
нования и каждый старался проявить трудовую сноровку, выносливость, знания, умение
трудиться.
Традиции взаимопомощи у всех народов Урало-Поволжья называются по-разному: на-
пример, у татар — гусиный праздник (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сук-
на), у чувашей — пир сапни (в расколачивании холста), ниме, миме (при возведении дома);
у русских — помоги, толока.
До сих пор очень стойкими считаются традиции взаимопомощи у марийцев (ума, вума),
когда родственники помогают друг другу во время сенокоса, жатвы, обмолота хлеба, при
постройке дома. Удмурты ежегодно осенью устраивают традицию взаимопомощи при
закготовке гусей.
Все традиции взаимопомощи начинаются в форме различных игр и поучительных бе-
сед, затем показывался сам процесс труда, происходило посильное участие детей.
Одним из проявлений добродетели у народов Урало-Поволжья исстари считался дух
соревновательности — стремление ко всему лучшему, что есть в обществе: быть лучшим
в труде, храбрейшим в бою, оказаться первым там, где ждут помощи, последним, где идет
раздача наград.
Как уже отмечалось, у башкир также устраивали безвозмездные трудовые помочи.
Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк так описывает «помощь»: «Много народу пришло к бо-
гачу Бузыкаю, чтобы скосить его луг. По окончании работы хозяин организовал нечто
вроде сабантуя — праздника со скачками, состязаниями бегунов и башкирской борьбой.
Как видно, праздничная форма проведения “помощи” привлекает жителей к участию во
взаимопомощи»
17
. Также широко была
вызвано не только бытовой необходимостью, но и стремлением к воспитанию подрастаю-
щего поколения в духе традиций «помощи», воспитывающих у них чуткость и отзывчи-
вость. Научить молодых людей делать добро путем упражнений в нравственных поступ-
ках было важной целью воспитания в них гуманности
17
. «Помощь» хотя и требует от каж-
дого полной выкладки сил, воспринимается его участниками как праздник труда, потому
что на это коллективное действие каждый идет с благородными побуждениями, между
ними завязываются дружеские отношения, в итоге они получают радость и удовольствие
от труда. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и
обогащаются — это и есть проявление нравственной традиции в действии, в жизни.
Осмысливая бесценное наследие великих философов, педагогов, глубоко вникая в суть
философских воззрений народа, можно с полным основанием утверждать, что в народном
представлении трудовое воспитание молодого поколения неразрывно связано с нравст-
венными традициями. Народ веками мечтал видеть молодое поколение трудолюбивым,
нравственно чистым, физически здоровым, интеллектуально развитым, вот почему про-
изведения устного народного творчества содержат в себе многовековые традиционные
представления и обобщают светлые идеалы народов Урало-Поволжья.
Изучение устного народного творчества дает основание говорить о его глубоком ду-
ховно-нравственном содержании. Оно способствует поступательному движению челове-
ческого духа к Добру, Истине и Красоте, как целостные воспитательные системы устного
народного творчества прививают подрастающему поколению такие качества, как любовь,
доброта, трудолюбие и порядочность. 103
Именно нравственные традиции, на наш взгляд, воспитывают уважение к своим кор-
ням, уходящим не только в семейное прошлое, но и в судьбы и память народа. Основы
нравственной личности закладываются еще в детстве, и в этом немаловажную роль игра-
ют нравственные традиции.
Птенец, что видит в гнезде, то видит и в полете; Чему в детстве научился, тем и хлеб
будешь зарабатывать — гласят башкирские пословицы18
. Трудовые традиции формиру-
ют нравственное отношение к труду, уважение к нему человека.
Вне трудовой деятельности нет и не может быть нравственного воспитания, одним из
действенных и испытанных средств которого являются лучшие образцы трудовых тради-
ций. Уважение к труду человека есть одновременно и уважение к трудовым свершениям
всего народа в прошлом, на базе которого строится новое общество и традиции которого
живут постепенно. В идеях трудового воспитания выделяется трудовая активность, добро-
совестность, старательность, целеустремленность, предлагается потребность и привычка
трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в до-
стижении полезного результата труда. Трудовое воспитание составляет глубокое, сокро-
венное содержание народной морали.
Примечания
1
Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы и загадки. Уфа :
Китап, 1993. С. 23–41.
2
Там же. С. 41.
3
Там же. С. 23.
4
Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки / сост. Т. Г. Перевозчикова. Устинов :
Удмуртия, 1987. С. 16, 24.
5
Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие / Мордов. ун-т. Саранск, 1987. С. 90.
6
Татарские народные пословицы. Казань, 1959. Т. 1. С. 27.
7
Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1976.
С. 111–312.
8
Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 7, 22.
9
См.: Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы и загадки.
С. 30, 31.
10
Там же. С. 34.
11
Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 7.
12
Башкирское народное творчество : в 8 т. Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы и загадки.
С. 32.
13
Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 33.
14
Чувашское устное народное творчество : в 6 т. Т. 2. Сказки. С. 115.
15
Добролюбов, Н. А. Народные русские сказки / Н. А. Добролюбов // Добролюбов Н. А. Собр.
соч. : в 3 т. М., 1950. Т. 1. С. 591.
16
Кутлугильдина, Ю. З. Традиции башкирской народной педагогики / Ю. З. Кутлугильдина.
Стерлитамак, 1991. С. 37.
17
Башкирия в русской литературе : в 6 т. Уфа : Китап, 1993. Т. 3. С. 201–207.
18
Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки. С. 82.