Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:30, доклад
На основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмыс-
ление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.
Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЙ
В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
На основе социально-философского
анализа исследуется духовно-
ление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья.
Ключевые слова: труд, народные традиции, фольклор, пословицы.
С ростом самосознания народов России, интереса к ее истории и культуре особое
значение приобретает
Поволжья, одним из компонентов которого являются народные традиции, содержащие
многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.
Социально-философское
том, что многие произведения устного народного творчества содержат в себе идеи о це-
лях и задачах трудового воспитания молодого поколения. Представления о труде носят
традиционный характер и в течение многих веков передаются из поколения в поколение.
Представители старшего поколения, умудренные опытом жизни, давали молодежи советы,
пожелания, которые впоследствии переросли в пословицы и поговорки. Мудрые народ-
ные изречения, притчи являлись своеобразной школой воспитания. Детям внушалось, что
труд — источник человеческого существования. Трудолюбие считалось настолько важной
чертой нравственности, что народ оценивал моральный облик человека по качеству и ре-
зультатам его труда. Общественное мнение убеждало всех, что здоровый человек не дол-
жен сидеть без дела — Чем сидеть без дела, вдоль положи предмет, лежащий поперек
1
.
Следует отметить и то, что в пословицах и поговорках, как в сказках и рассказах о тру-
долюбии, центральное место уделено землепашцам или пастухам — людям труда; эти
примеры призваны решать проблемы воспитания воспитанию подрастающего поколения,
способствовать формированию трудолюбия как основы жизни, человеческого благополу-
чия — Человека человеком делает труд и т. д.
2
Труд, по народным представлениям, является первой нравственной заповедью.
Нравственная сторона труда широко и всесторонне отражена во многих произведени-
ях устного народного творчества. Без труда нет добра — гласит народная пословица.
Объективная оценка трудовых заслуг человека — прежде всего общественное признание
выполненного долга. По нравственным представлениям народов Урало-Поволжья, доб-
ро — только то, что опирается на труд, зло же достается без трудовых усилий. Изменяя
и формируя вещи, предметы природы, человек меняет при этом и себя: развивает свой
кругозор, духовный мир, отношением к труду определяется нравственность и гуманизм
человека в обществе. Произведения устного народного творчества показывают, что трудо-
любие и творческий труд формируют основные нравственные качества человека: коллек-
тивизм, дружбу и взаимопомощь, честность и правдивость, силу воли, терпение и вынос-
ливость, благородство. Нормы нравственности выражают естественное стремление людей
к установлению подлинно человеческих взаимоотношений, основанных на взаимном ува-
жении, равенстве, справедливости, скромности, простоте и гуманизме.
В произведениях устного
ни, источник всех созданных человеком жизненных благ. Отражение трудовых традиций
закреплено афоризмами: Жизнь, прожитая в труде,— золотая жизнь; Счастье мужчины
в труде; Нет труда — нет почета
3
; Дерево славится плодами,
мед — люби и пчел; Хорошо поработаешь — вкуснее поешь; Любишь за столом посидеть,
люби и за плугом ходить
4
; Сколько труда вложишь,
трудишься, хорошо поспишь
5
; Без труда не поешь, без
еды не проживешь; Что посеешь,
то и пожнешь
6
. В них заключены ведущие
идеи народных трудовых
пронизывают всё устное поэтическое творчество.
Труженик, создающий все материальные ценности, необходимые в жизни, не может
не уважать труд. В народе издавна уважали умельцев. Это нашло отражение в пословицах,
например: Не тот плотник, который щепки делает, а тот, который дом срубит7
.
На протяжении многовековой истории
социально-философское
труда и трудовых традиций в нравственном формировании личности получило художест-
венное воплощение в образах фольклорных героев Алпамыша, Кузыйкурпеса, Урала
и др.
Следует отметить, что в эпических произведениях «Урал-батыр», «Акбузат», «Зухра
и Алдар» трудовая деятельность героев обычно выступает в форме коллективного охот-
ничества и скотоводства, причем подчеркивается, что охотничество — дело отважных
и смелых.
В эпических сказаниях мы обнаруживаем и некоторые сведения об изготовлении ору-
дий труда, обучении детей приемам обращения с ними. Орудия труда, как правило, вруча-
ются батыру старейшиной рода, аксакалом от имени всего рода, общины. При этом произ-
носится напутствие, звучащее как наказ всего рода. В произведениях «Али батыр», «Конь
пустыни» и других отец передает сыну всё свое охотничье снаряжение — лук, стрелы,
топор. При этом напоминает сыну о том, что эти орудия труда достались ему от дедушки.
На наш взгляд, в основе передачи из поколения в поколение орудий труда заложен глубо-
кий нравственный смысл: жизнь, которую ты создаешь собственными усилиями, радост-
нее, крепче и дороже всего того, что достается в готовом виде.
Крупные и трудоемкие работы, требующие объединения коллективных усилий, на-
пример, рубка леса, строительство жилья, расчистка нового участка земли, выполнялись
всем родом. Коллективно осуществляются и другие виды работ — уборка урожая, стриж-
ка овец, выделка войлока и т. д. Традиция взаимопомощи, приобщение молодежи к кол-
лективным формам труда, основанного на принципе общности трудовых усилий, были
исключительно важной задачей трудовых традиций, поэтому народы Урало-Поволжья
поощряли коллективную охоту, формировавшую
чувство поддержки и
Трудовые традиции способствовали воспитанию бескорыстия, духовной щедрости,
отзывчивости, т. е. тех качеств, без которых не может быть подлинного коллективного
труда.
Это нравственное начало нашло отражение в пословицах: Имущество — не богат-
ство, единство — богатство; Когда вместе, и суп погуще; В единстве — жизнь; Где есть
духовное единство, разнообразие одежды не замечается; Одна пчела меду не припасет;
Одинокое дерево ветер легко валит8
. Одной рукой узел не развяжешь — подчеркивают
чуваши.
Благодаря труду человек духовно обогащается. Если в произведениях, отражающих
более ранний период жизни башкирского народа («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк
и Маянсылыу» и др.), батыры одерживали победу над сверхъестественными силами,
то в произведениях позднего периода честный труженик одерживает победу над предста-
вителями праздного слоя общества.
Народ, связывая жизнь с трудом, видит в нем основу всех благ и счастья — К без-
дельнику уважения нет. 100
Пословицы благословляют труд и осуждают лень: У кого есть работа, у того есть
и сила; Кто лежит без дела, у того напрягаются ребра; Старательный умирает один
раз, лентяй — тысячи раз.
Пословицы осуждают ленивых, нерадивых, болтунов
9
. Ленивому бык падет —
мясо, телега сломается — дрова; Ленивец — полчеловека, дельный десятерых стоит;
Поленишься — без хлеба
10
; Работающему достаточно одного слова, а лени-
вому надо сто слов
11
.
В пословицах утверждается, что труд способствует укреплению здоровья, одобряется
совместный труд, умение поддержать друг друга
12
: На охоте проворным будь, товарищу
опорой будь; Ленивого болезнь не отпустит; Дело мастера боится; Человек без ремес-
ла — птица без крыла; Джигиту и семидесяти ремесел мало; Лентяю — всегда празд-
ник
13
.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что какова жизнь народа, таковы и
герои его устного народного творчества. Эти мысли воплощены во многих произведени-
ях сказочного эпоса, в частности, в сказках «Аминбек», «Каман и Саман» и т. д. В них
богатство — это не материальные блага, а золотые руки человека, его ум, знания, мас-
терство.
Произведения фольклора
не увидит сразу конкретных результатов своего труда, в общем итоге, иногда значитель-
но позже, они принесет пользу. Эта мысль заключена в чувашской сказке «Садовод и его
сыновья», где повествуется о том, как один старый садовник перед смертью завещал сво-
им семерым сыновьям клад, который зарыл в саду, и они все вместе должны искать его.
Дети подумали, что отец спрятал в саду клад с деньгами, и после его смерти перерыли
весь сад. От этого земля стала мягкой, плодородной и дала большой урожай. Сыновья за-
жили в достатке и богатстве. Они нашли всё-таки завещанный клад отца — это совмест-
ная дружная работа
14
.
Для устного народного творчества народов Урало-Поволжья именно труд, способность
и ум определяют нравственный облик человека. Ум и знания в народе понимались неот-
делимыми от трудовой деятельности: трудолюбивый человек умен, умный человек тру-
долюбив.
Доказательством к сказанному может служить татарская сказка «Отцовские заветы».
Перед смертью, говорится в ней, отец позвал сыновей и дал им свои заветы. Старшему
сыну, который был груб и нелюдим, он сказал: «Постарайся, сынок, построить всюду
свои дома». Среднему, не любившему трудиться, старик велел есть только вкусную пищу.
Младшему он завещал почаще жениться. Умер отец, а сыновья не знают, как выполнить
оставленные отцом заветы. Они обратились к мудрецу, который растолковал смысл от-
цовских слов. «Построить всюду свои дома» — означает «заимей всюду друзей». «Есть
только вкусную пищу» нужно понимать так «трудись, тогда всякая пища будет вкусной».
А что касается женитьбы, то это означает «не сиди дома, будь подольше на работе и тогда
при каждой встрече с женой тебе будет казаться, что женишься вновь».
Н. А. Добролюбов справедливо отмечает, что «в сказках за фантастикой и вымыслом
стоит реальная жизнь, действительные отношения, что по сказкам и преданиям можно
судить и понять психологию и философию народа, сохранившего эти предания»
15
.
Труд создал человека и явился одним из решающих факторов объединения людей.
Прежде всего в процессе трудовой деятельности формировались, развивались и закреп-
лялись правила и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, человеком
и обществом. Эти нормы, правила поведения, принципы морали, дошедшие из недр 101
предшествующих эпох, несут в себе духовно-нравственный потенциал. Для народа труд
всегда был основой
объясняется тем, что в труде раскрывается ум человека, развивается его физическая сила
и укрепляется здоровье. Следует отметить, что трудом создается красота, в труде фор-
мируются эстетические вкусы, нравственные нормы, отношением к труду определяется
ценность человека.
Если в древнем башкирском обществе была развита традиция взаимной помощи и ро-
довой солидарности, которая выступала как жизненная потребность и необходимость,
то в период образования раннеклассового общества принцип родовой взаимопомощи вби-
рает в свое содержание такие нравственные понятия, как равенство, справедливость, вза-
имопомощь. Трудолюбие ценилось в народе очень высоко. Умение, сноровка, старание
считались у башкир, как и у других народов, лучшими качествами личности. О мастерст-
ве умельцев, о трудовой сноровке и смекалке слагались песни, в сказках восхвалялись на-
ряду с боевыми подвигами трудолюбие, упорство и выносливость. Людям старательным
и трудолюбивым, к тому же добрым, скромным и терпеливым, по убеждению народа, со-
путствует удача в жизни и, наоборот, ленивые терпят неудачу.
Трудовые традиции включали в себя своеобразные формы обучения труду. Особое
место у народов Урало-Поволжья занимало индивидуальное обучение. Пока ребенок мал
и воспитывался в семье, он получал первые уроки труда у членов семьи. Мальчика на-
ставляли отец, старшие братья, девочку — бабушка, мать, сестра, снохи. Очень интерес-
ной является форма организации труда девочек и девушек — «посиделки». На посиделках
постоянно внушалась мысль о важной роли труда в жизни человека, о его естественной
необходимости для всех, подчеркивалась необходимость привития молодому поколению
нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, друж-
бы и товарищества.
У всех народов Урало-Поволжья существовала продуманная система трудовых тради-
ций, накопленных в процессе своего исторического развития. Безделье исключалось самой
окружающей средой, действительностью. В процессе приобщения к трудовым традициям
человек открывал новые свойства окружающего мира, находил подтверждение или опро-
вержение своих догадок и идей. Гармонию природы человек стремился внести в челове-