Жизнь и творчество Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Мария Монтессори (курсовая).doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 Чтобы способствовать независимости  ребенка от взрослых Монтессори  – материал дают ему возможность  контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

 В «подготовленной среде» (по Монтессори) ребенок может получать разнообразные физические и духовные упражнения, познать свою телесно – духовную целостность и развиваться всесторонне. С помощью предметов (материалов) «подготовленной среды» ребенок в состоянии сам упорядочить имевшиеся у него рани представления и соединить их в единую систему.

 Настоящее образование, собственно, состоит не в том, чтобы накапливать  изолированные знания, а в том,  чтобы собрать их воедино и  связать в систематизированное  целое. Главное назначение разума  – это создание порядка.

 Все это приходит путем  сравнения, установления различий, нахождения пар, контрастов, сопоставления, что, по сути, тоже можно отнести к установлению

 

порядка (упорядочению). Так становится видимыми взаимосвязи, проявляется взаимозависимость, познаются противоречия, делают выводы.

 Сенсорный и моторный опыт различного свойства – все это суть следствия открытий. Они -  неотделимые предпосылки и постоянные спутники вербального развития всех органов чувств: «Ничто не может быть постигнуто разумом, что ранее не было воспринято чувствами».

 Дидактические материалы побуждают  ребенка развивать свою личность  с помощью самостоятельной деятельности  и в полном согласии с его  собственным внутренним кодом  развития.

Развитие и совершенствование  происходит от простого, легкого и  конкретного к сложному, комплексному, абстрактному. Такое развитие предполагает:

Упражнения повседневной практической жизни.

Мария Монтессори считала, что дети «впитывают» культуру обращения  с предметами с помощью слуха, зрения, тактильных и других ощущения. В то же время нам, взрослым, необходимо понимать, как лучше помочь им овладеть этими нехитрыми умениями, как выработать собственное отношение к культурным вещам, созданным природой или руками человека.

 Понаблюдайте за 3-х летним, выполняющим  простейшую работу: шнурующим ботиночки, переливающим компот из кружки в миску или застегивающим пуговицы.

Он концентрируется, смотрит  в глубь себя. И, кроме того, незаметно упражняет обычные человеческие умения. Ребенок поднимает, носит, пересыпает, взвешивает, наблюдает, приводит в порядок. Он учится жить осмысленно, с внутренним расположением к окружающим его людям и вещам. Детям доставляет особенную радость, например, звонкое пересыпание камешков из одной плошки в другую. Они могут долго – долго, захватывая в кулачок горсть гальки, опрокидывать ее в деревянную, глиняную плошку или глубокую тарелку. Галька – совершенно особый материал для работы ребенка. Когда он берет в руки маленькие камешки, то одно это помогает развитию его

 

пальчиков. А если предложить им выложить красивый узор из гальки, кедровых орешков, разноцветных бусин и гороховых зерен, то это вызовет особенный интерес, особенную концентрацию внимания. Как просто! Взрослым надо лишь положить и поставить на небольшой поднос все, что необходимо для этого занятия, и не прятать в шкаф, а оставить на низенькой открытой полке (в рост ребенка) в его уголке. Там будут стоять и другие привлекательные для малыша предметы: коллекция колокольчиков, пузырьки и коробочки с крышками, различные застежки: шнурки, бантики, молнии, булавки. Обратите внимание – все это обыкновенные вещи, которые есть в каждом  доме, а не специально придуманные и изготовленные на фабрике. Развитие ребенка происходит спонтанно, незаметно для него самого никаких назиданий! Просто поставили на  детскую полку «материал» и покажем, как с ним люди обращаются. Если мы будем наблюдательны, то очень скоро заметим, что у малыша появилась ловкость и точность в движениях, сосредоточенность и аккуратность ни один камешек не пролетает мимо плошки, ни одна капелька воды не остается  на подносе с кувшинами.

Есть еще нечто немаловажное имеющее отношение к освоению практических умений. В первые годы жизни ребенок переживает сенситивный период развития точности движений. В это время он особенно остро воспринимает формы деятельности, которые связаны с овладением и совершенствованием разнообразных движений.  М. Монтессори писала, что в период примерно с 1 года до 4 лет маленькие дети спонтанно стремятся стать хозяевами своих действий. Сначала их движения неловки ,часто бесцельны. И  мы взрослые решаем, что надо устраивать для детей специальные физкультурные занятия. М. Монтессори  удивлялась, чем так уж хороши упражнения, предлагаемые детям на занятиях физкультурой? Ведь их цель, замечала она, прежде всего « научить детей выполнять определенные стройные движения, навязываемые им в форме команды». Она писала: «Руководящий дух такой гимнастики –

 

 

принуждение и я убеждена, что эти упражнения подавляют самопроизвольные движения и на их место навязывают другие…

Мы под гимнастикой  подразумеваем ряд упражнений, имеющих  целью облегчить нормальное развитие физиологических движений ( ходьба, дыхание, речь), и те, что нужны для  выполнения обыденных житейских актов( одевание, раздевание, застегивание платья, шнуровка башмаков, ношение таких предметов, как шары, кубы и т. п.» И все таки какое отношение гимнастика может иметь к навыкам практической жизни. Выходит, самое прямое. Для того чтобы не разбить чашку, надо  во-первых, аккуратно донести ее до стола, во-вторых, умело  налить в нее сок  из кувшинчика, не пролив ни капельки. Выполняя, это нехитрое действие часто ребенок тренируется в «грациозности» (термин М.Монтессори) движений. Заметьте, все происходит опосредованно, то есть мы видим: малыш переливает сок из сосуда в сосуд, а на самом деле он развивает в себе координацию и точность движений. «Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни – настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движений….» Вот почему в группе детского сада – Монтессори большинство предметов для упражнений стоят на низких полочках. А рабочие столики располагаются поодаль. Ребенку невольно приходится взять поднос с предметами, сделать несколько шагов к рабочему столу и заняться, например, переливанием из одного сосуда в другой или раскатать коврик, на котором удобнее, чем на столе, скажем выкладывать узор из цветных ленточек, бусин и соломинок. Ребенок невольно координирует свои движения, сосредоточивается на собственных действиях, тем самым совершенствует, оттачивает их и в то же время осваивает важные для человека умения, которые необходимы в повседневной жизни.

 Дети особенно любят  упражнения, которые встречаются в их жизни дома. Например, мытье рук, плетение косички, стирка, глажка, подметание пола, вытирание стола, застегивание пуговиц курточки или завязывание шнурков на

 

ботинках. Сначала за деятельностью ребенка наблюдают  взрослые. И если он просит о помощи, показывают способы обращения с интересующим ребенка предметами. Детям важен подробный показ сложных действий. Поэтому презентацию обращения с предметом наставница детского сада – Монтессори проводит медленно, акцентируя внимание ребенка на каждую ступеньку работы. Но в отличие от взрослых детям важен прежде всего процесс работы, а не ее результат. Дело в том, что трех – пятилетние дети не в состояние выслушивать долгие объяснения взрослых, но готовы много минут заворожено следить за их действиями. Через выявление деталей этих действий дети приходят к построению собственных моделей поведения с предметами культуры. Вот почему так важна точность движений взрослого при показе обращения с предметом. Трехлетний ребенок может полчаса с упоением тереть какое-нибудь пятнышко на столе только из одного желания тереть, и вовсе не ожидая никакого результата. Внешняя цель налить воду в стакан – интересует ребенка гораздо меньше, чем лить так, чтобы не пролить на скатерть ни одной капли. Мытье рук гораздо привлекательнее, если при этом нужно точно вспомнить, на каком месте находится мыло и куда нужно повесить полотенце». В отношениях ребенка с наставницей действует принцип « помоги мне это сделать самому». То есть вместе со взрослым ребенок делает только то , что не может выполнить самостоятельно. Но через некоторое время движения его становятся более точными и совершенными. Он начинает выполнять упражнения сам без помощи взрослого. Понятно, что и предметы, с которыми ребенок работает предполагают возможность такой самостоятельности. По Крайней мере, в них должен содержаться внутренний контроль, позволяющий ребенку определять собственные ошибки и достижения. Позднее ребенку становится важен и результат собственного труда. Он стремится доделать начатое до конца и «отчитаться» о проделанной работе перед взрослым или своими друзьями. В книге «Открытие ребенка» М.Монтессори писала: «Ребенок, который посредством длительных упражнений учился в

 

совершенстве владеть  своими движениями и действиями, доволен  тем, что может эффективно и интересно удовлетворять свою жажду деятельности, полон радости, здоровья и выделяется своим спокойствием и дисциплиной». Попадая, в специально подготовленную взрослыми среду Монтессори – детского сада, уже в 2,5 года ребенок ежедневно и ежечасно стоит перед выбором, чем бы ему заняться, на каком предмете сосредоточить свое внимание. И он, чаще бессознательно, выбирает то, что продвигает его в естественном развитии. Было бы неточным назвать занятие ребенка с дидактическим материалом игрой. Скорее всего он выполняет серьезную, содержательную работу, выбранную им самим. Он действует абсолютно самостоятельно, в собственном темпе и занимается столько времени, сколько ему хочется. Он свободен. Но не той свободой,    которой вседозволенность, отсутствие границ. Речь идет о свободе целенаправленной деятельности и познания. Но направленным действием надо учиться. Вот почему Лев Семенович Выготский считал, что обучение идет впереди развития. Действительно, ребенок растерян и слаб, если не умеет пользоваться окружающими его предметами. Обучение точному назначению окружающих ребенка предметов и действием с ними и есть гарантия свободы ребенка.

 Профессионализм Монтессори  – педагога во многом зависит  от его мастерства составить  алгоритм действий с тем или иным предметом, находящимся в окружающей ребенка среде. Эту последовательность действий показывает наставница во время презентации материала. Ребенок на бессознательном уровне воспринимает логику действий взрослого и с помощью природной «памяти движений» впитывает логику алгоритма обращения с предметом.

 Любое упражнение  с обыденными предметами окружающей  среды требует определенного порядка действий. Например, прежде чем гладить белье, его надо выстирать и высушить. Или, прежде чем вытирать посуду, ее надо вымыть. Кроме того, любая работа имеет определенное начало и конец. Нет смысла, например, ставить цветы в красивую вазу, если вокруг мусор из сухих

 

листьев и обрезанных стеблей. А стирка платочков не может  быть закончена, если они не повешены сохнуть на веревку, а тазики по–прежнему наполнены мыльной водой.

 В этом нехитром  умении ребенка обращаться с  предметами домашнего обихода  проглядывает спонтанно развивающаяся  логика его мышления, умение сравнивать, распределять, строить сериационные  ряды, тренировать координацию движений, умение концентрировать свое внимание. Ребенок учится в действии при помощи рук и посредством разума. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных людей», - говорила М.Монтессори. Предоставим ребенку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании, и он сам научится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Надо только позволить ему переливать воду, пересыпать зерно, многократно застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить зубы, ухаживать за одеждой и обувью, стирать и гладить.

Как устроен  уголок для упражнений в обыденной  жизни для детей 2,5 – 5 лет.

Такой уголок можно условно  разделить на несколько частей: упражнения с водой, упражнения на переливание, пересыпание, классификацию и сортировку; упражнения в приготовлении пищи; упражнения в уходе за животными; мастерская ручного труда.

 Все материалы для  упражнений в обыденной жизни  наставница собирает сама, руководствуясь собственным эстетическим вкусом и удобством в обращении с ними детей.

 Используются не  игрушечные предметы, а самые  настоящие, которые взрослые употребляют  в хозяйстве каждый день. Это  могут быть, например настоящие  стеклянные кувшинчики – молочники, глиняные или фарфоровые плошки, электрический утюг, коробка с железными винтами и гайками, молоток и гвозди, замки с ключами, пузырьки и бутылки с крышками,

 

ножницы, шнурки, различные  застежки (включая булавки и крючки), щетки, тазики, ведерки… В обыденной жизни ребенок  постоянно наблюдает, как этими предметами пользуются его родители, но далеко не всегда малышу позволяют трогать их и тем более действовать с ними. Говорят: «Разобьешь, сломаешь, обрежешься, случайно проглотишь!»

 Может быть, именно  по этой причине многие предметы  каждодневной жизни так привлекательны  для детей. Особенно для маленьких,  главным стремлением которых является поскорее научиться, все делать самостоятельно. Если мы приглядимся к обыденным вещам, окружающим ребенка, то заметим, что в комнате немало изделий из ткани: скатерть, салфетки, полотенца, занавески, наша одежда. Дети постоянно наблюдают, как взрослые стирают, сушат, гладят. И им, несомненно, хотелось бы принять участие в этой работе. Почему бы не показать малышам, как складывать салфетки, стирать и гладить носочки или кукольную одежду?

 Собирая материал, надо постараться, чтобы он  выглядил красиво и как бы  манил ребенка: «Возьми меня  с полки!» Многое зависит от  подбора цветов. Лучше, если используются светлые тона основных и любимых детьми цветов: красного, синего и желтого. Подносы, на которых будут стоять собранные материалы, лучше сделать белыми или очень светлыми, в тон остальным предметам. Подносы и коробки, разрисованные цветными картинками, могут отвлекать внимание ребенка от основной работы. Лучше использовать в упражнениях предметы из естественных материалов – дерева, глины, металлов, ткани, плодов и семян. Естественные материалы не только экологичны и приятны на ощупь, но и красивы, воспитывают вкус.

 Некоторые упражнения  в обыденной жизни детям удобнее  выполнять не на рабочем столике,  а на полу, на специально приспособленном  для этого коврике. Он тоже  должен быть однотонным не  слишком большим (110 см. на 70 см.)

Столы, стулья и полочки, на которых стоят материалы для  упражнений в обыденной жизни, подбирают по росту ребенка. Ведра, тазики, кувшины и

 

подносы тоже ставят небольшие, чтобы детям было легко взять  их с полки и упражняться самостоятельно без помощи взрослого. Для стирки и уборки детям шьют из клеенки маленькие фартучки, а для работы с красками можно использовать старую папину рубашку, застегнув ее на спине. Чтобы вытирать мокрые руки, на низко прибитые крючки вешают маленькие полотенца, а на полку кладут стопку тряпочек.

 Подбирают легкий  электрический утюг с удобной  ручкой, небольшой электрический  чайник и маленькую плитку  с двумя конфорками. Лезвие ножа  может быть острым, но надо  пометить его тупую сторону  и постараться, чтобы кончик  был закругленным. Ножницы тоже  должны быть с тупыми концами. Материал для каждого упражнения собирается отдельно и стоит или лежит на подносе, который дети берут с полки, приносят на рабочий столик, выполняют упражнение, а потом относят на место. Исключение составляют некоторые материалы упражнений с водой (стирка с глажкой, взбивание пены, уход за комнатным цветком, водяная мельница, переливание воды через воронки и т.д.).

Информация о работе Жизнь и творчество Марии Монтессори