Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3

нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………………………5

1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………………..14
1.3 Компоненты системы непрерывности нравственно-этического воспитания школьников……………………………………………………………………..22
2. Системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в целостной структуре учебно-воспитательного процесса школьников

2.1педагогические принципы нравственного воспитания школьников….23

3. Этический курс как предмет воспитания, цементирующий и организующий содержательную логику и непрерывность процесса нравственного воспитания учащихся в школе…………………23
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

отправить курсовую 2.docx

— 84.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Костанайский социально – технический университет имени    академика З. Алдамжар

 

Педагогический факультет

   Кафедра естественных наук

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:  Теория и методика воспитательной работы

 

ТЕМА: Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников

 

 

                                                                    

 

 

 

   Выполнила: Лошаева Олеся Владимировна

2 курса специальности Пимно 5В010200

Научный руководитель: Лукьянец Наталья Григорьевна

 

 

 

                                                         Костанай 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….......3

 

    1. нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………………………5

 

1.2 Особенности и  условия нравственного воспитания  младших школьников………………………………………………………………………………..14

1.3 Компоненты системы непрерывности нравственно-этического воспитания школьников……………………………………………………………………..22

2. Системный подход в нравственном  воспитании учащихся как основа  его непрерывности в целостной  структуре учебно-воспитательного процесса школьников

 

2.1педагогические принципы нравственного воспитания школьников….23

 

3. Этический курс как предмет  воспитания, цементирующий и организующий  содержательную логику и непрерывность  процесса нравственного воспитания  учащихся в школе…………………23

Заключение………………………………………………………………………39

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы. Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодёжи.

Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов и этносов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей. Это не случайно, как и не случайно, что смысловой ключ и ценностные основания жизнедеятельности человека лежат в плоскости морали, откуда черпает каждый человек свои смыслозначимые основы и символы жизни. Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности», употребляемое сегодня и акцентирующее ценностный аспект жизнедеятельности людей. Так не должен ли стать этот ценностный аспект предметом первостепенной важности в образовательной деятельности школы! Не должно ли быть выделено ему специальное время, затрачены педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребёнка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры! Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой. нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием. Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии. Для этого необходимо вычленить сферу целеполагания в структуре учебно-воспитательного процесса и считать её определяющей в образовательной деятельности школы, формирующей не только интеллектуальное, но и нравственное взросление школьников, перспективные возможности их морального противодействия и противоядия негативным процессам в школьной и окружающей социальной среде. Этого можно достигнуть при органичном включении в контекст учебно-воспитательного процесса школы адекватной его организационной структуре системы нравственного воспитания, отвечающей также социальным запросам общества и семьи. Органичное и естественное погружение подобной системы в логику учебно-воспитательного процесса школы позволит реализовать её направленность на позитивные проявления детей и их стимулирование, создание ситуации успеха и нравственной защиты каждому ребёнку, включённость его в процесс взаимодействия со старшими и младшими.

        Цели курсовой работы:

1.Содержание  нравственного воспитания школьников

2. педагогические принципы нравственного воспитания школьников

3. Системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в целостной структуре учебно-воспитательного процесса школы.

Задачи данного проекта:

- раскрыть  содержание нравственного воспитания  школьников

- описать  педагогические принципы нравственного  воспитания школьников- рассмотреть  системный подход, как основу  непрерывности в целостной структуре  учебного процесса школы.

Объектом данной работы является современный школьный коллектив. Предмет курсовой работы: нравстенное воспитание школьников.

 

1.1 нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Вся жизнь человека – от рождения до смерти – регулируется системой норм, которые  в свою очередь определяются экономической и социальной структурой общества. Среди этих норм важное место занимают нормы морали.        

Мораль – это нравственность. Изучением моральных норм, их сущности, возникновения и изменений в ходе исторического развития общества занимается наука этика. Поэтому моральные нормы нередко называются нравственными или этическими.        

А закрепляются моральные нормы в опыте людей и в литературе. Например, стихотворение: 

                                                           

           Зайку бросила хозяйка, 

                                                          Под дождем остался зайка. 

                                                          Со скамейки слезть не мог,  

                                                          Весь до ниточки промок.        

- повторяет вслед  за мамой малыш, который только  еще учится говорить, и зайку  ему почему-то становится жалко, если, конечно, стихи произносятся  выразительно.        

Почему бывает жалко, радостно, обидно или торжественно, возвышено на душе от произнесенного стихотворения, спетой песенки или прослушанной сказки, ребенок сначала не осознает, но, переживая то или иное состояние вместе с кем-то более опытным, усваивает главное – нравственные понятия и нравственные чувства, которые в данном обществе признаны нравственной нормой.        

А если «присвоенный» чужой опыт подкрепляется еще и личным нравственным поступком, например, если ребенок, пожалев кого-то, помог ему и, поступившись своими интересами, преодолев себя, испытал от этого радость, вот тогда-то и происходит нравственное становление личности, т. е. совершается то, что мы называем нравственным воспитанием.  Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.        

В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом. При определении содержания нравственного просвещения детей и подготовке к проведению этических бесед учителю важно знать, какие нравственные представления дети уже имеют.        

В результате специально проведенных исследований было выяснено, что первоклассники могут самостоятельно дифференцировать хорошие и плохие поступки. Если ребятам давались картинки, где были изображены различные поступки их сверстников, то они без труда могли определить, кто поступает хорошо, а кто плохо. Правда, незначительная часть детей не умела увидеть за предметными действиями нравственный смысл поступка. Так, на одной из картинок был изображен мальчик, сидящий в трамвае, а рядом стоял взрослый человек, нагруженный сумками. Они не увидели нарушения нормы поведения со стороны мальчика.        

Картинка, где был изображен мальчик, перебегающий дорогу перед самой автомашиной, вызвала другие ответы. Большинство детей увидело плохое в самом поступке мальчика («мальчик плохо поступает, машина может его задавить»), не связывая его последствия с переживаниями других людей. Лишь немногие дети после дополнительных вопросов сказали: «Маме этого мальчика будет очень плохо. Она будет плакать. Шоферу тоже будет плохо – ему придется отвечать за мальчика». Следовательно, первоклассники умеют самостоятельно выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях людей в простых случаях. Это умение по отношению к более сложным случаям приходит постепенно, не сразу. Задача педагога состоит в том, чтобы подбирать различные по содержанию ситуации и постепенно усложнять характер их обсуждения с детьми, обучая их умению давать правильную нравственную оценку происходящему.        

Очень часто этические беседы начинаются с прочтения литературного произведения, прослушав, которое детям предлагается подумать, как бы они поступили, если бы с ними случилась подобная ситуация.   В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит как в процессе специальных запланированных беседах, так и в процессе обучения. Как известно, ведущий принцип организации всей учебно-воспитательной работы с детьми в школе – принцип воспитывающего обучения, а основная форма работы – урок. Следовательно, в любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Но воспитательные возможности учебных предметов различны. Для нравственного воспитания младших школьников, особенно благоприятные условия, создаются на уроках чтения – классного и внеклассного. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость. И действительно, воспитательные возможности литературы, в частности детской, чрезвычайно велики. Писатели в доступной детям художественной форме выражают истины, которые каждому следует усвоить и принять на всю жизнь:         

 

Если хочешь строить мост,        

Наблюдать движенье звезд,        

Управлять машиной в поле        

Иль вести машину ввысь,-        

Хорошо работай в школе,        

Добросовестно учись! 

                                                (С. Я. Маршак)

Или:        

 

Помни это 

                           каждый сын.        

Знай 

                 любой ребенок:        

Вырастит из сына свин,        

Если сын свиненок.                 

                                                (В. Маяковский)        

Писатели показывают за обычными и привычными фактами жизни удивительные и неповторимые явления, привлекают внимание к окружающим людям и событиям, возбуждая мысли и чувства.         

Детские книги вводят ребенка в ситуации, которых он, как правило, пока не переживал и которые, казалось бы, должны предварять его ограниченный личный опыт более цельным и полным опытом, накопленным человечеством.        

Я остановилась пока главным образом на стихах и не случайно: нравственная значимость детской поэзии непреходяща, смысл предельно обнажен, понятен детям 7 – 10 лет, а форма привлекательна и легко запоминается. Словом, очень многое хочет и может рассказать ребенку детская книга, о многом предупредить, против многого предостеречь. Всего не перечислить. Сжато и образно роль и место детской книги, на которые она рассчитана в жизни ребенка, определил С. Я. Маршак. В одном из своих писем к ребятам он писал, что ему очень хотелось бы подарить каждому из них говорящую куколку. И чтобы говорила она только такие слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например, «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее!» Или: « Не обижайся. Будь умнее своего обидчика!» А так  как таких    куколок   не существует, С. Я. Маршак советовал ребятам говорить самим себе в трудную минуту те слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить. « А помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, - писал он, - могут хорошие книжки. Надо только подобрать такие книжки, которые больше всего могут пригодиться и детям, и большим, и молодым, и старым».        

Обучая учащихся читать – формируя навык правильного сознательного беглого выразительного чтения, умение работать с текстом произведения, ориентироваться в книге и в доступном круге чтения, - чего хотим мы достичь? На какой воспитательный эффект рассчитываем?  Коротко говоря, мы хотим и можем за годы начального обучения приучить детей практически пользоваться знанием книг и умением читать как средством неограниченного беспрепятственного общения с лучшими, интереснейшими людьми, живущими сейчас и жившими прежде. А это общение – общение, избранное самим ребенком в нужные для него минуты, - и есть школа нравственности.        

Информация о работе Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников