Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3

нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе…………………………………………5

1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………………..14
1.3 Компоненты системы непрерывности нравственно-этического воспитания школьников……………………………………………………………………..22
2. Системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в целостной структуре учебно-воспитательного процесса школьников

2.1педагогические принципы нравственного воспитания школьников….23

3. Этический курс как предмет воспитания, цементирующий и организующий содержательную логику и непрерывность процесса нравственного воспитания учащихся в школе…………………23
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

отправить курсовую 2.docx

— 84.71 Кб (Скачать файл)

- Что  же такое справедливость?

- Стремление  соответствовать истине в решениях  и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

- Следовательно, доброта, добро требует от человека  проявления чувств. Вспомните слова  А.С.Пушкина: «И долго буду тем  любезен я народу, что чувства  добрые я лирой пробуждал». Поразмыслим  в связи с этим над следующими  изречениями и пословицами, в  которых отражён нравственный  опыт поколений:

«Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в предверии могилы

Лишь зло пожнём».

«Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем».

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»...

- Вы обратили внимание на  то, что рядом с добром соседствует  зло. Как вы думаете, почему?

- Добро  всегда противодействует злу, борется  с ним. Известный врач и философ  Альберт Швейцер очень образно  определил сущность добра и  зла: «Добро – то, что служит  сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает  жизнь или препятствует ей». Следовательно, основное назначение человека  – творить добро. Вы согласны  с этим?

- Может  быть, именно поэтому ещё в  старой азбуке, когда буквы алфавита  обозначались самыми близкими  человеку словами: З – земля, Л  – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Особенное внимание следует отвести этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой подросток получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Это обеспечивается опосредованными способами овладения старшеклассниками этическим знанием, созданием условий для нравственного напряжения и личностного усилия в процессе диалога с целью решения конкретной этической задачи или проблемы.

Проследим это на примере урока в 9-ом классе «Цель жизни – самовыражение».

Предыдущий урок закончился поворотом мысли школьников к значимости собственного бытия. Финал, побуждающий их к размышлению, был выражен в строчках Баратынского:

«Мой дар убог, и голос мой негромок,

Но я живу – и на земле моё

Кому-нибудь любезно бытиё».

Эта мысль составляет начало данного урока:

- Вы размышляли, кому может быть любезно ваше  бытиё?

- Результаты  размышлений порадовали или огорчили?

- Что  было здесь главным в ваших  размышлениях?

- Может  быть, то, насколько вы сумели  себя выразить?

- Попробуем  сделать несколько попыток самовыражения.

В этом завязка, обращающая учеников к проблеме и интригующая предстоящим.

- Попытка  первая:

Представьте, что вы решили открыть своё дело, в котором смогли бы выразить свои стремления, способности, интересы, умения. Для успеха, как мы видим сегодня, необходима реклама. Прорекламируйте себя и своё начинание.

Важно предоставить возможность попробовать себя в рекламе всех желающих.

- Сделайте  вывод, насколько удалось самовыражение.

- Что  мешает успеху? Проанализируем.

Анализ идёт с помощью методики «свитка», когда на одном большом листе каждый записывает свою мысль или результат размышлений, затем заворачивает текст на этом листе и передаёт следующему. Педагог, получив «свиток», разворачивает его и читает подряд. Авторство детей остаётся анонимным, а содержание обозначенным для всех.

- Как  видите, основная помеха – сложность  нахождения способа самовыражения. Как быть?

- Может  быть, надо осознанно стимулировать  себя?

- Как  вы думаете, взрослея, выбирая свой  путь, профессию, определяя жизненный  уклад, вы должны стремиться к  самовыражению?

- Самовыразиться  и состояться – зависимые понятия?

- Значит, чтобы состояться, очень важно  выразить своё «Я», стремиться  к этому. И это выражение уже, конечно, не рекламное явление, а  большой и длительный труд. Попытайтесь  в следующей попытке определить  его суть.

Попытка вторая.

-Напишите, какие ассоциации вызывает в  вас слово «самовыражение».

Работа проводится письменно. Желающие читают написанное. Ассоциации, которые не звучали, могут быть дополнены коллективным обсуждением.

- На какие  размышления наводит представшая  палитра ассоциаций?

- Что  же важно, чтобы преодолевать  сложности на пути к самовыражению?

- Опереться  на положительное в себе. Сосредоточьтесь. Вычлените мысленно всё лучшее в себе и назовите в следующей, третьей попытке.

Этот момент поворота на позитивное видение себя и своих возможностей является кульминационным в уроке, т.к. стремление предстать перед другими в положительном свете очень значимо для девятиклассников. Попытка третья. - Назовите свои сильные стороны, те, которые вы особенно цените и принимаете в себе, которые могут дать вам чувство уверенности. Не умаляйте своих достоинств, не иронизируйте, будьте открыты. Это важно, иначе какое же это самовыражение. Высказаться надо дать всем. Для этого можно как-то поуютнее разместиться, создать необходимую обстановку. И этот момент внутренней борьбы и преодоления проблемы стеснительности, заниженной самооценки, момент усиленного интереса к тому, что о себе скажут другие, как отнесутся к высказываниям данного ученика и становится точкой наивысшего интеллектуального и эмоционального напряжения. Поэтому и результат общих усилий действенно воспринимается всеми и имеет особую воспитательную значимость.

- Видите, у  каждого есть своя изюминка  индивидуальности. Очень важно её  сберечь и не скрыть от окружающих. Постараемся более выпукло обозначить  её и объединить в единый  контекст. Содержательной мыслью  его станет выражение: цель жизни  – самовыражение. Каждый говорит  по одному слову, определяющему  главное, ключевое значение для  себя данного выражения. И это  будет четвёртая попытка. Она подводит к развязке урока как единого сюжета по данной теме. Педагог по мере произнесения ключевых слов записывает их на доске, чтобы прочесть всю цепочку в конце работы, обозначившей ценностные ориентации учащихся. Например, целеустремлённость, решительность, открытость и т.д.

- Составьте  дома небольшой текст с осмыслением  данных понятий, соотнеся их с  темой высказывания и собой.

Это открытый финал, продолжающий рефлексию школьников относительно затронутой проблемы в соотнесении с собой. Таким образом, этический диалог – это сюжет, развитие которого опосредованно влияет на школьников через эмоциональное насыщение разнообразных методических форм включения их в размышление, через альтернативные суждения, погружение в исследовательский поиск, через игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт старшеклассников, пробуждающие их чувства и собственные суждения. Эти суждения часто альтернативны суждениям других и нуждаются в пояснении, аргументации, доказательстве правильности выраженной позиции, что и рождает диалог. Альтернативность мысли необходимо стимулировать. Это становится особенно значимым в 10-ом и 11-ом классах, когда старшеклассники углубляются в интенсивный диалог с философами разных эпох, чтобы постигнуть значимость и сущность вопросов о смысле жизни и назначении человека. Диалог современного школьника с мыслителями различных эпох в истории развития этической мысли позволяет осознать существование и непреложность нравственной истины, этический смысл которой утверждает наивысшую ценность жизни и человека, а следовательно,  необходимость нравственного совершенствования себя и окружающего мира. Программа этих диалогов сконцентрирована на утверждении и реализации мысли о высокой значимости личности и её способности оказывать существенное влияние на среду обитания, окружающих, человеческие взаимоотношения силой своих этических убеждений и соответствующего им образа жизни. Их содержание ориентирует школьников на образ жизни, основанный на нравственной связи между способом действия и мышлением, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на общечеловеческие ценности. В чём же воспитательный потенциал диалогового взаимодействия с учащимися на этических занятиях?

- В стимулировании альтернативной  мысли и снятии страха её  несоответствия принятой норме  или образцу.

- В раскрытии резервов индивидуальности  и особенности личности в мышлении  и мироосознании.

- В развитии гибкости мышления  и стремления к самостоятельному  анализу жизненных явлений, способствующих  актуализации адаптационных функций  личности.

- В преодолении одномерности  представлений школьников о жизни  и человеке, стимулировании процесса  личностного осмысления нравственных  устоев в жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммой этических знаний, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование норм морального поведения, что влияет на развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников. Сам процесс нравственного развития школьников следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения. Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно значимых смыслов жизнедеятельности человека в образе жизни школьников. Всё это требует чёткого вычленения психолого-педагогических принципов организации процесса нравственного воспитания школьников, которые базируются на двухмерной позиции ученика, выступающего в роли объекта воспитания и субъекта организуемого воспитательного процесса. И это очень важно, поскольку действенность организуемого процесса зависит от характера взаимодействия этих позиций, в котором необходимо обеспечить развивающее нравственные основания ребёнка движение от позиции объекта к всё более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта. В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами и обеспечивающие их принципы, и методические подходы. На первом этапе, когда субъектность ученика сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. Достигает он этого с помощью широкого спектра насыщения школьников нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, практические формы деятельности с учётом возрастных особенностей детей, их уровня воспитанности. На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности школьника, необходимо эмоционально-образное сосредоточение учеников на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Усиление эмоционального начала в реакциях на других людей психологи связывают с культивированием гуманности. Этому способствует разбуженная эмоциональная сфера ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание как опосредствующие духовные звенья во взаимодействии и общении школьников приведут к конкретизации и обоснованию собственной нравственной позиции ученика, как на этических занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности. На третьем этапе на основе концентрации развившихся моральных представлений и чувств, формирующегося нравственного опыта. Поведения на максимально используемых педагогом и стимулирующих внутренние усилия школьников ситуациях нравственного выбора субъектная позиция ученика актуализируется. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты направлены на становление жизненно важных смыслов, поскольку учащимся важно выработать своё субъектное их основание. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного начала. Четвёртый этап, направленный на создание педагогических условий для нравственной рефлексии. Ведущей к самоопределению школьников, самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности, утверждения через оценку других положительного начала личности каждого, характерен развитием нравственного отношения к самому себе, уважения к своим человеческим достоинствам, осознания себя равным другим и рождением ответственности за последствия своего поступка, поведения. На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью. Данные нормы становятся устойчивым требованием школьников к себе, убеждением.

 

Список литературы

  1. Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
  2. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.
  3. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
  4. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.
  5. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42
  6. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
  7. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.
  9. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
  10. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. - №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников