- Что
же такое справедливость?
- Стремление
соответствовать истине в решениях
и поступках, быть беспристрастным.
А можно ли быть беспристрастным,
стремясь к добру?
- Следовательно,
доброта, добро требует от человека
проявления чувств. Вспомните слова
А.С.Пушкина: «И долго буду тем
любезен я народу, что чувства
добрые я лирой пробуждал». Поразмыслим
в связи с этим над следующими
изречениями и пословицами, в
которых отражён нравственный
опыт поколений:
«Давай
вершить добро, пока есть силы.
Не то потом
и ты, и я в предверии могилы
Лишь зло
пожнём».
«Посеем
семена добра,
Покуда
сеять можем,
Пока земля,
что столь щедра,
Для нас
не станет ложем».
«Добро
и зло творить всегда
Во власти
всех людей.
Но зло творится
без труда,
Добро –
творить трудней».
«Рождает
зверя зверь,
Рождает
птица птицу,
От доброго
добро,
От злого
зло родится»...
- Вы обратили внимание на
то, что рядом с добром соседствует
зло. Как вы думаете, почему?
- Добро
всегда противодействует злу, борется
с ним. Известный врач и философ
Альберт Швейцер очень образно
определил сущность добра и
зла: «Добро – то, что служит
сохранению и развитию жизни,
зло есть то, что уничтожает
жизнь или препятствует ей». Следовательно,
основное назначение человека
– творить добро. Вы согласны
с этим?
- Может
быть, именно поэтому ещё в
старой азбуке, когда буквы алфавита
обозначались самыми близкими
человеку словами: З – земля, Л
– люди, М – мыслите, буква Д обозначалась
словом Добро. Азбука как бы призывала:
Люди Земли, мыслите, думайте и творите
Добро!
Особенное
внимание следует отвести этическому
диалогу, ориентированному на более старший
возраст. Это многоплановый диалог, ориентированный
на нравственную рефлексию, в процессе
которой подросток получает опосредованно
выраженную помощь в самоопределении,
осознании своих отношений с окружающим
миром, осмыслении себя как личности, как
гражданина, как нравственно воспитанного
человека. Это обеспечивается опосредованными
способами овладения старшеклассниками
этическим знанием, созданием условий
для нравственного напряжения и личностного
усилия в процессе диалога с целью решения
конкретной этической задачи или проблемы.
Проследим это на примере урока в 9-ом
классе «Цель жизни – самовыражение».
Предыдущий
урок закончился поворотом мысли школьников
к значимости собственного бытия. Финал,
побуждающий их к размышлению, был выражен
в строчках Баратынского:
«Мой дар
убог, и голос мой негромок,
Но я живу
– и на земле моё
Кому-нибудь
любезно бытиё».
Эта мысль
составляет начало данного урока:
- Вы размышляли,
кому может быть любезно ваше
бытиё?
- Результаты
размышлений порадовали или огорчили?
- Что
было здесь главным в ваших
размышлениях?
- Может
быть, то, насколько вы сумели
себя выразить?
- Попробуем
сделать несколько попыток самовыражения.
В этом завязка,
обращающая учеников к проблеме и интригующая
предстоящим.
- Попытка
первая:
Представьте,
что вы решили открыть своё дело, в котором
смогли бы выразить свои стремления, способности,
интересы, умения. Для успеха, как мы видим
сегодня, необходима реклама. Прорекламируйте
себя и своё начинание.
Важно предоставить
возможность попробовать себя в рекламе
всех желающих.
- Сделайте
вывод, насколько удалось самовыражение.
- Что
мешает успеху? Проанализируем.
Анализ
идёт с помощью методики «свитка», когда
на одном большом листе каждый записывает
свою мысль или результат размышлений,
затем заворачивает текст на этом листе
и передаёт следующему. Педагог, получив
«свиток», разворачивает его и читает
подряд. Авторство детей остаётся анонимным,
а содержание обозначенным для всех.
- Как
видите, основная помеха – сложность
нахождения способа самовыражения.
Как быть?
- Может
быть, надо осознанно стимулировать
себя?
- Как
вы думаете, взрослея, выбирая свой
путь, профессию, определяя жизненный
уклад, вы должны стремиться к
самовыражению?
- Самовыразиться
и состояться – зависимые понятия?
- Значит,
чтобы состояться, очень важно
выразить своё «Я», стремиться
к этому. И это выражение уже,
конечно, не рекламное явление, а
большой и длительный труд. Попытайтесь
в следующей попытке определить
его суть.
Попытка
вторая.
-Напишите,
какие ассоциации вызывает в
вас слово «самовыражение».
Работа
проводится письменно. Желающие читают
написанное. Ассоциации, которые не звучали,
могут быть дополнены коллективным обсуждением.
- На какие
размышления наводит представшая
палитра ассоциаций?
- Что
же важно, чтобы преодолевать
сложности на пути к самовыражению?
- Опереться
на положительное в себе. Сосредоточьтесь.
Вычлените мысленно всё лучшее в себе
и назовите в следующей, третьей попытке.
Этот момент
поворота на позитивное видение себя и
своих возможностей является кульминационным
в уроке, т.к. стремление предстать перед
другими в положительном свете очень значимо
для девятиклассников. Попытка третья.
- Назовите свои сильные стороны, те, которые
вы особенно цените и принимаете в себе,
которые могут дать вам чувство уверенности.
Не умаляйте своих достоинств, не иронизируйте,
будьте открыты. Это важно, иначе какое
же это самовыражение. Высказаться надо
дать всем. Для этого можно как-то поуютнее
разместиться, создать необходимую обстановку.
И этот момент внутренней борьбы и преодоления
проблемы стеснительности, заниженной
самооценки, момент усиленного интереса
к тому, что о себе скажут другие, как отнесутся
к высказываниям данного ученика и становится
точкой наивысшего интеллектуального
и эмоционального напряжения. Поэтому
и результат общих усилий действенно воспринимается
всеми и имеет особую воспитательную значимость.
- Видите, у
каждого есть своя изюминка
индивидуальности. Очень важно её
сберечь и не скрыть от окружающих.
Постараемся более выпукло обозначить
её и объединить в единый
контекст. Содержательной мыслью
его станет выражение: цель жизни
– самовыражение. Каждый говорит
по одному слову, определяющему
главное, ключевое значение для
себя данного выражения. И это
будет четвёртая попытка. Она подводит
к развязке урока как единого сюжета по
данной теме. Педагог по мере произнесения
ключевых слов записывает их на доске,
чтобы прочесть всю цепочку в конце работы,
обозначившей ценностные ориентации учащихся.
Например, целеустремлённость, решительность,
открытость и т.д.
- Составьте
дома небольшой текст с осмыслением
данных понятий, соотнеся их с
темой высказывания и собой.
Это открытый
финал, продолжающий рефлексию школьников
относительно затронутой проблемы в соотнесении
с собой. Таким образом, этический диалог
– это сюжет, развитие которого опосредованно
влияет на школьников через эмоциональное
насыщение разнообразных методических
форм включения их в размышление, через
альтернативные суждения, погружение
в исследовательский поиск, через игру,
творчество, деятельность, упражнения,
педагогические задачи, тесты, эксперименты,
диагностические методики, раскрывающие
личностный опыт старшеклассников, пробуждающие
их чувства и собственные суждения. Эти
суждения часто альтернативны суждениям
других и нуждаются в пояснении, аргументации,
доказательстве правильности выраженной
позиции, что и рождает диалог. Альтернативность
мысли необходимо стимулировать. Это становится
особенно значимым в 10-ом и 11-ом классах,
когда старшеклассники углубляются в
интенсивный диалог с философами разных
эпох, чтобы постигнуть значимость и сущность
вопросов о смысле жизни и назначении
человека. Диалог современного школьника
с мыслителями различных эпох в истории
развития этической мысли позволяет осознать
существование и непреложность нравственной
истины, этический смысл которой утверждает
наивысшую ценность жизни и человека,
а следовательно, необходимость нравственного
совершенствования себя и окружающего
мира. Программа этих диалогов сконцентрирована
на утверждении и реализации мысли о высокой
значимости личности и её способности
оказывать существенное влияние на среду
обитания, окружающих, человеческие взаимоотношения
силой своих этических убеждений и соответствующего
им образа жизни. Их содержание ориентирует
школьников на образ жизни, основанный
на нравственной связи между способом
действия и мышлением, когда мотивы и стимулы
повседневного поведения становятся выражением
сознательного нравственного выбора,
сориентированного на общечеловеческие
ценности. В чём же воспитательный потенциал
диалогового взаимодействия с учащимися
на этических занятиях?
- В стимулировании альтернативной
мысли и снятии страха её
несоответствия принятой норме
или образцу.
- В раскрытии резервов индивидуальности
и особенности личности в мышлении
и мироосознании.
- В развитии гибкости мышления
и стремления к самостоятельному
анализу жизненных явлений, способствующих
актуализации адаптационных функций
личности.
- В преодолении одномерности
представлений школьников о жизни
и человеке, стимулировании процесса
личностного осмысления нравственных
устоев в жизнедеятельности.
Заключение
Нравственное
воспитание как педагогическое явление
направлено на развитие и укрепление механизмов,
организующих и регулирующих нравственную
жизнь школьников, их жизнедеятельность.
Процесс нравственного воспитания учащихся
в образовательном учреждении предполагает
овладение личностью необходимой суммой
этических знаний, их осмысление через
эмоционально-образное представление
и практическое опробование норм морального
поведения, что влияет на развитие культуры
нравственно ориентированного мышления
и поведения воспитанников. Сам процесс
нравственного развития школьников следует
рассматривать как постепенное достижение
гармонии и психолого-педагогического
единства развивающего действия эмоционально-чувственной
и интеллектуально-рациональной сфер
личности, обеспечивающего накопление,
осознание и развитие школьником эмоционально
пережитых и личностно принятых этических
норм поведения. Логика данного процесса
предполагает направленность на совершенствование
и реализацию всей совокупности моральных
ориентиров и ценностно значимых смыслов
жизнедеятельности человека в образе
жизни школьников. Всё это требует чёткого
вычленения психолого-педагогических
принципов организации процесса нравственного
воспитания школьников, которые базируются
на двухмерной позиции ученика, выступающего
в роли объекта воспитания и субъекта
организуемого воспитательного процесса.
И это очень важно, поскольку действенность
организуемого процесса зависит от характера
взаимодействия этих позиций, в котором
необходимо обеспечить развивающее нравственные
основания ребёнка движение от позиции
объекта к всё более выраженной и осознаваемой
самим учеником позиции субъекта. В соответствии
с этим важнейшим психолого-педагогическим
принципом организации процесса нравственного
воспитания является его последовательная
поэтапность. Внутри каждого этапа также
заложены в соответствии со стоящими задачами
и обеспечивающие их принципы, и методические
подходы. На первом этапе, когда субъектность
ученика сравнительно невелика, педагог
стремится вызвать его интерес к нравственному
знанию, способствовать развитию моральных
устремлений и потребностей личности.
Достигает он этого с помощью широкого
спектра насыщения школьников нравственными
знаниями, эмоционально и деятельностно
окрашенными формами их включения в игру,
упражнение, размышление, диалогическое
взаимодействие, практические формы деятельности
с учётом возрастных особенностей детей,
их уровня воспитанности. На втором этапе,
когда наблюдается расширение сферы субъектного
начала личности школьника, необходимо
эмоционально-образное сосредоточение
учеников на нравственно ценных ориентирах
их жизнедеятельности через накопление
эмоциональных реакций, проявлений, действий,
утверждающих нравственное начало личности.
Усиление эмоционального начала в реакциях
на других людей психологи связывают с
культивированием гуманности. Этому способствует
разбуженная эмоциональная сфера ученика,
которая включает его в позитивную канву
построения своих контактов и отношений
с окружающими. При этом нравственное
чувство и нравственное сознание как опосредствующие
духовные звенья во взаимодействии и общении
школьников приведут к конкретизации
и обоснованию собственной нравственной
позиции ученика, как на этических занятиях,
так и в повседневной жизнедеятельности.
На третьем этапе на основе концентрации
развившихся моральных представлений
и чувств, формирующегося нравственного
опыта. Поведения на максимально используемых
педагогом и стимулирующих внутренние
усилия школьников ситуациях нравственного
выбора субъектная позиция ученика актуализируется.
Нравственный выбор и связанные с ним
приоритеты направлены на становление
жизненно важных смыслов, поскольку учащимся
важно выработать своё субъектное их основание.
Происходит как бы саморазвёртывание
нравственных свойств личности, формируются
и развиваются движущие силы её субъектного
начала. Четвёртый этап, направленный
на создание педагогических условий для
нравственной рефлексии. Ведущей к самоопределению
школьников, самооценки через актуализацию
нравственного потенциала личности, утверждения
через оценку других положительного начала
личности каждого, характерен развитием
нравственного отношения к самому себе,
уважения к своим человеческим достоинствам,
осознания себя равным другим и рождением
ответственности за последствия своего
поступка, поведения. На этом этапе следование
нравственным принципам и нормам поведения
обусловлено внутренним принятием их
личностью. Данные нормы становятся устойчивым
требованием школьников к себе, убеждением.
Список литературы
- Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск,
1987.
- Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. -
№9.
- Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания.
– М., 1983.
- Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.
- Ломоносов М.В. Для пользы общества. М.,
1990. С. 42
- Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании
детей. – Л., 1974.
- Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. –
М., 1989.
- Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
- Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. - №6.