Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста.
2. Определить роль закаливания как средства оздоровления детей дошкольного возраста.
3. Сделать выводы по результатам проведенного теоретического исследования.

Содержание

Введение
Глава I. Научно-теоретические основы закаливания
1.1 Физиологические механизмы закаливания организма
1.2 Принципы закаливания
Глава II. Роль закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста
2.1 Особенности закаливания детей дошкольного возраста
2.2 Организация закаливания в условиях ДОУ с целью оздоровления детей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работ1.docx

— 35.97 Кб (Скачать файл)

В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии  холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся  защита организма происходит за счет бесплатной, "протонной энергии". При этом часть воды у точек  раздражения нагревается импульсивно  до 42,2С, а эта температура губительна для больных клеток.

Заканчивая физиологическое  обоснование системы закаливания  по П.К. Иванову, мы подчеркиваем, что  все вышеприведенные крупные  исследования и открытия в науке  осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления русского самородка П.К. Иванова.

Система Иванова - это не только закаливающие процедуры. Это новый  образ жизни, новое мировоззрение. Ибо в этой простой системе  содержатся ответы на многие вопросы, волнующие человечество.

Здоровье - это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час. Смысл их очень  понятно и просто изложен в "Детке". И в принципе путь к совершенству лежит в выполнении двенадцати заповедей.

Таким образом, в настоящее  время наука - физиология, гигиена, медицина, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим  о необходимости закаливания  детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством  сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

1.2 Принципы закаливания

В результате применения системы  П.К. Иванова и других методов  закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы  наиболее эффективны и устойчивы  в нашем организме. Им подчиняется  деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный  переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого  результата.

Принцип третий - интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее  воздействие, тем ярче ответная реакция  организма. Закаливающий эффект будет  выше там, где применяли более  холодную воду меньшее время в  сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание  до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих  закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Принцип пятый - не растираться  после обливания.

Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить  закаливание после интенсивной  физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного  процесса после охлаждения.

Принцип шестой - многофакторность природного воздействия, т.е. использование  солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно  в природе. Например, купаться не в  бассейне, а в реке, ходить босиком  не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой - комплексность. Он означает, что процедуры закаливания  должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это  усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь  также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья [12].

Исходя из вышеперечисленных  принципов закаливания строится вся основная работа в дошкольных учреждениях. Учитывается индивидуальность каждого ребенка и подбирается  подход к работе с ним. Так же к  работе активно привлекаются сотрудники дошкольного учреждения, родители, врачи.

Заканчивая первую главу  курсовой работы, можно сделать вывод  о том, что в современных условиях значение закаливания все более  возрастает. Закаливание - одно из важнейших  слагаемых здорового образа жизни. Закаливание благоприятно действует  на весь организм: повышают тонус нервной  системы, улучшают кровообращение и  обмен веществ, пи облучении поверхности  тела в организме возникает ряд  фотохимических реакций, влекущих за собой  сложные физико-химические превращения  в тканях и органах (эти реакции  обуславливают благоприятное действие на весь организм). К минусам можно  отнести лишь невыполнение принципов  закаливания, в результате чего наступают  различные нарушения в организме.

Глава II. Роль закаливания  в оздоровлении детей дошкольного  возраста

2.1 Особенности закаливания  детей дошкольного возраста

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких  температур воздуха и за счет этого  предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур:

· укрепление нервной системы,

· развитие мышц и костей,

· улучшение работы внутренних органов,

· активизация обмена веществ,

· невосприимчивость к  действию болезнетворных факторов [21].

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение  его сопротивляемости к различным  заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как  в дошкольном учреждении, так и  дома.

Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций  организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия  определенных факторов, начиная с  кратковременных и слабых их воздействий  и постепенно нарастающих по силе и длительности.

Средства закаливания  просты и доступны. Главное отбросить  многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать детей, не бояться свежего воздуха [23].

При закаливании детей  следует придерживаться таких основных принципов:

· проводить закаливающие процедуры систематически,

· увеличивать время воздействия  закаливающего фактора постепенно,

· учитывать настроение ребенка  и проводить процедуры в форме  игры,

· начинать закаливание в  любом возрасте,

· никогда не выполнять  процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,

· избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,

· правильно подбирать  одежду и обувь: они должна соответствовать  температуре окружающего воздуха  и быть из натуральных тканей и  материалов,

· закаливаться всей семьей,

· закаливающие процедуры  сочетать с физическими упражнениями и массажем,

· в помещении, где находится  ребенок, никогда не курить [19].

Основные факторы закаливания - природные и доступные "Солнце. Воздух и Вода". Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих  условий:

· учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

· комплексное использование  всех природных факторов и закаливающих процедур;

· постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора;

· систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды;

· cпокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры [15].

Для оздоровления детей всех возрастов очень полезна во всех отношениях ходьба босиком, хотя бы потому, что она является профилактикой  плоскостопия и деформации стопы (искривление  большого пальца стопы с последующими негативными проявлениями этой патологии) [20].

Чтобы достичь хорошего общего физического развития детей и  устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей к  систематическому хождению босиком (дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице). Начинать нужно в  летний период, а затем в прохладное время продолжать это полезное для  здоровья занятие. Детям раннего  возраста свойственно естественное стремление ходить босиком, если им не запрещают родители, особенно по лужам  после дождя [9].

Многие люди, приученные с  детства ходить босиком, сохраняют  эту привычку на всю жизнь и  не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях  нужно придерживаться "золотых  правил" закаливания - постепенности  и систематичности. Ребенка нужно  приучать к хождению босиком вначале  на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке [17].

Детям от 1 года и старше, прошедшим  такой курс закаливания, можно разрешить  побегать босиком по крашеному деревянному  или паркетному полу, а летом - по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом  ребенок дошкольного возраста может  с пользой для здоровья круглый  год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно  связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно  одновременно с хождением босиком  полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С. [18].

Начинать закаливание  ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром.

Ослабленным и больным  детям назначают главным образом  частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру  воды, от исходной (35-36°), снижают очень  медленно. И лишь после улучшения  общего состояния ребенка доводят  до температуры, рекомендованной для  здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают  снова после выздоровления с  учетом индивидуальных особенностей организма  ребенка [6].

По интенсивности воздействия  на организм водные процедуры располагаются  в следующем порядке: влажное  обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных  детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в  течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же - руки и  грудь, далее руки, грудь и спину  и т.д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам  закаливания [15].

Закаливание следует проводить  систематически, а не от случая к  случаю. Длительные перерывы ведут  к ослаблению или полной утрате приспособительных  защитных реакций организма [5].

Закаливающие водные процедуры

Самым распространенным видом  закаливания является закаливание  водой. Его необходимо проводить  в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными  ваннами и закаливанием солнцем.

Закаливание водой может  проводиться как местные или  общие процедуры. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда  эффективно, когда холодной водой  обливают теплого ребенка [10].

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам  закаливания относят те методы, при  которых происходит хотя бы кратковременный  контакт тела со снегом, ледяной  водой или морозным воздухом. Промежуточное  место между традиционным и интенсивным  закаливанием занимают контрастные  процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у  детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры [7].

Основные виды контрастных  закаливающих процедур:

· контрастные ножные ванны,

· контрастное обтирание,

· контрастный душ,

· сауна,

· русская баня [12].

Итак, все процедуры, по закаливанию  детей, не должны им приносить отрицательных  эмоций и дискомфорта. Надо помнить  и о том, что для детей с  хроническими заболеваниями к закаливанию  необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание  принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

2.2 Организация закаливания  в условиях ДОУ с целью оздоровления  детей

Важно отметить, что проводя  закаливание в условиях ДОУ, следует  постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель группы ведет  дневник закаливания, в котором  ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты  закаливания. Если ребенок по какой - либо причине, в том числе и  по болезни, пропустил посещение  детского сада, то он по возвращении  в первое время получает более  слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня  после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому  воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской  сестры, которая предварительно оценивает  состояние здоровья детей.

Проводится закаливание  на хорошем эмоциональном фоне, в  игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Основную роль в организации  закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается по системе, верит в ее пользу и добро, своим  примером и здоровым образом жизни  он может увлечь воспитателей и сотрудников  детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.

Информация о работе Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста