Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:00, курсовая работа
Цель данной работы - выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста.
2. Определить роль закаливания как средства оздоровления детей дошкольного возраста.
3. Сделать выводы по результатам проведенного теоретического исследования.
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы закаливания
1.1 Физиологические механизмы закаливания организма
1.2 Принципы закаливания
Глава II. Роль закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста
2.1 Особенности закаливания детей дошкольного возраста
2.2 Организация закаливания в условиях ДОУ с целью оздоровления детей
Заключение
Список литературы
Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой! У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.
Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья.
И как важно, чтобы такими
людьми были работники дошкольных учреждений,
которые формируют базу будущей
жизненной позиции
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
Организация и методы использования
факторов внешней среды (воздух, вода,
солнце) с целью закаливания должны
обязательно учитывать
Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.
В качестве основных средств закаливания в ДОУ используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных
особенностей ребенка при
2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.
3. Постепенность в увеличении
силы воздействия природных
4. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.
5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Закаливающие мероприятия в ДОУ особенно важны в период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом система закаливания должна сохраняться, но сила воздействующего фактора снижается. Должен быть усилен контроль врача в этот период и строгий индивидуальный подход к каждому ребенку.
Медицинских отводов от закаливания не должно быть. Исключение должны составлять лишь острые заболевания. Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.
Закаливание свежим воздухом
показано всем детям, но в зависимости
от состояния ребенка нужно
Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием физического развития, малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным и отраженным солнечными лучами.
Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующий ДОУ и врач, обслуживающий дошкольное учреждение [3].
Заведующая:
1. Осуществляет контроль
за работой медицинского, педагогического
и обслуживающего персонала по
закаливанию детей всех
2. Организовывает обучение
воспитателей и обслуживающего
персонала методике проведения
всех мероприятий по
3. Устанавливает контакт
с родителями, добиваясь согласованной
единой системы закаливания
4. Обеспечивает оборудование
и все необходимые условия
для осуществления всего
Врач:
1. Разрабатывает план
2. Дает конкретные указания
для медицинского и
3. Обучает медицинский,
педагогический и
4. Проводит беседы с
родителями о значении
5. Осуществляет систематический
контроль за работой персонала
по закаливанию детей в каждой
возрастной группе, за соблюдением
врачебно-медицинских указаний
6. Посещает, в соответствии
с планом работы, все возрастные
группы дошкольного учреждения (каждую
группу не реже 1 раза в месяц),
регулярно наблюдает за
7. Знакомит воспитателей
с результатами влияния
Медицинская сестра:
1. Участвует в организации
всей работы по закаливанию
детей в соответствии с
2. Составляет и контролирует
режим проветривания, график
3. Помогает воспитателю
и няне овладевать методикой
намеченных в плане
4. Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей.
5. Регулярно информирует
врача о ходе и результатах
закаливания, о своих
Воспитатели:
1. При помощи помощника
воспитателя, руководствуясь
2. Продумывают организацию
детского коллектива и
3. Следят за самочувствием
детей, воспитывая у них
4. Следят, чтобы одежда
детей соответствовала
5. Ведут учет проведения
специальных закаливающих
Таким образом, при организации закаливания в детском саду задействованы весь персонал учреждения и все без исключения дети. Для детей важен положительный фон проводимых процедур, поэтому вся работа проводится в атмосфере взаимопонимания и положительных эмоций, что является не маловажной частью организации закаливания.
Заключение
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению "простудных" заболеваний.
Плюсы заключаются в том,
что человек получает возможность
жить в условиях, ранее несовместимых
с жизнью и решать задачи, прежде
неразрешимых. Повышается устойчивость
к заболеваниям. Закаливание благоприятно
действует на весь организм: повышают
тонус нервной системы, улучшают
кровообращение и обмен веществ,
пи облучении поверхности тела в
организме возникает ряд
К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание в парной.
Закаливание чаще всего рассматривается
как процесс приспособления организма
к меняющимся условиям погоды и климата.
Но, говоря о закаливании как средстве
физического воспитания, имеется
в виду не только приспособление организма,
происходящее под влиянием неблагоприятных
условий. Закаливание надо рассматривать
как сознательное применение в определенной
системе мероприятий, повышающих сопротивляемость
организма, воспитывающих способность
быстро и без вреда для здоровья
применяться к различным
Закаливание следует начинать
с самого раннего детства и
продолжать в течение всей жизни,
видоизменяя формы и методы его
применения в зависимости от возраста.
Оздоровительное значение воздушных,
солнечных ванн, водных процедур, несомненно.
Закаленные люди меньше болеют, легче
переносят заболевания. Доступность
средств закаливания
Список литературы
1. Апарин В., Крылов В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. - 2010. - №3 - с.40-43
2. Артюхов Ю.А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999. - 224с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 198с.
4. Барабанов А.Г. Высшее
физкультурное образование:
5. Белопольский Ю.В., Оленич В.Б. Педиатрия. - М.: Эксмо, 2008. - 512 с.
6. Валеологические подходы
в формировании здоровья
7. Воронцова И.М., Беленький
Л.А. Закаливание детей с
8. Гориневский В.В. Гигиена
физических упражнений и
9. Иванченко В.Г. Тайны русского закала. - М., 2004. - 188 с.
10. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды. - М., 1986. - 365с.
11. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарства от простуды // Физкультура и спорт. - 2001. - № 2. - С.95-168.
12. Концепция физического образования детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2009 - №1. - С.5-10.
13. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 159с.
14. Малахов Г.П. Закаливание и водолечение. - М.: Сталкер, 2007. - 105с.
15. Методические рекомендации
по закаливанию детей в
16. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. - М.: Изд. Физкультура и спорт, 2004. - 230с.
17. Онучин Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н.А. Онучин. - М.: АСТ, 2005. - 158 с.
18. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 325с.
19. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М.: Медицина, 2010. - 220с.
20. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М.: Педагогика, 2004. - 253с.
21. Традиционные и нетрадиционные
методы оздоровления детей:
22. Трешутин В.А., Щепин
В.О. Региональная система
23. Традиционные и нетрадиционные
методы оздоровления детей.
24. Турсунов М.М.
25. Чернышенко, Ю.К. Организационно-
Информация о работе Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста