Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:01, контрольная работа
Воспитание растущего человека как их формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически.
Введение.
Закономерности и принципы воспитания.
Характеристика закономерностей воспитания.
Заключение.
План работы:
Воспитание
растущего человека как их формирование
развитой личности составляет одну из
главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от
его подлинной сущности, формирование
духовно развитой личности в процессе
исторического развития общества не
совершается автоматически. Оно
требует усилий со сторноны людей, и
эти усилия направляются как на их создание
материальных возможностей, объективных
социальных условий, так и на реализацию
открывшихся на каждом историческом этапе
новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином
процессе реальная возможность развития
человека как личности обеспечивается
всей совокупностью материальных и духовных
ресурсов общества. Однако наличие
объективных условий само по себе ещё
не решает задачу формирования развитой
личности. Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учёте объективных
закономерностей развития личности процесса
воспитания, который служит необходимой
и всеобщей формой этого развития. Ребёнок
постоянно включён в те или иные формы
общественной практики: и если отсутствует
её специальная органиация, то воспитательное
воздействие на ребёнка оказывают на личные,
традиционно сложившиеся её формы, результат
действия которых может оказаться в противоречии
с целями воспитания. Принципы воспитания
в своём разнообразии могут охватывать
целесообразным влиянием всю жизнь детей
и педагогов на ряду с педагогическим
воздействием и взаимодействием. В жизни
существует и взаимодействие детей педагогам,
и противодействие, и сопротивление им,
и непротивление авторитетам, и отчуждение
от них. Сознание ребёнка формируется
постепенно, в процессе жизни и прежде
всего средствами всей жизни. Поэтому
педагогу, чтобы добиваться позитивного
результата в воспитании, нужны не только
принципы прямого воздействия, но и косвенно,
опосредованного, долгосрочного действия
на сознание и привычное поведение всех
областей детской жизни.
Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.
Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.
Знание
закономерностей
во-первых,
человек подчинен системе естественных
законов, которые действуют объективно
в конкретных условиях. Благодаря
знанию закономерностей
во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;
в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.
В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.
1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.
2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.
3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.
Учет
закономерностей воспитательной работы
осуществляется путем соблюдения ряда
принципов. Важно обеспечить разумное
сочетание традиционных принципов
воспитания с новыми, которые выдвигаются
в рамках новых выявленных закономерностей,
проявляющихся в современной
практике государственного строительства
и жизнедеятельности
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.
В принципах
воспитания сконцентрированы и обобщены
многолетний опыт воспитания людей
и результаты научных исследований.
Как и принципы обучения, принципы
воспитания объективны по содержанию,
но субъективны по форме своего существования,
поэтому знание принципов воспитания,
закономерностей
Выбор
педагогом принципов воспитания
обусловлен его собственным
Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:
содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).
Принципы
воспитания тесно взаимосвязаны, их
требования зачастую исходят одно из
другого, обусловливая развивающий
эффект воспитания. Совокупность требований
принципов воспитания, реализованных
в практической деятельности, обеспечивает
системный подход руководителя образовательного
учреждения к воспитательному процессу,
комплексное воздействие на каждого
человека и на коллектив в целом.
Принципы воспитания обусловливают
систему методов воспитания, реализуясь
через их практическое применение.
Они также тесно связаны и
с принципами обучения, обеспечивая
тем самым воспитывающий
В процессе формирования
личности воспитание как целенаправленное
управление процессом её развития играет
определяющую роль, так как именно
посредством его в сознании и
поведении детей формируются
основные социальные, нравственные, культурные
ценности, которыми руководствуется
общество в своей жизнедеятельности.
Поэтому от эффективности системы
воспитания зависит, в конечном счете,
состояние общественного
Несколько лет в школе существует целостная воспитательная система, в основу которой легли основные положения концепции системного построения процесса воспитания, разработанной известными учеными В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой: труд, Земля, мир, Отечество, культура, семья, человек, знания. На этих общечеловеческих ценностях построено содержание основных направлений воспитательного процесса:
Внешкольная деятельность
учащихся проходит благодаря тесному
сотрудничеству школы с социумом
нашего города. Школа устанавливает
связи с социальными
В системе дополнительного
образования различной
С целью предоставления учащимся возможности осознанного выбора профессиональной деятельности в школе осуществляется предпрофильная и профильная подготовка, ведутся элективные курсы.
Необходимой и
естественной составляющей деятельности
школы является профилактика безнадзорности,
правонарушений и других асоциальных
явлений среди
В 2004 году в школе была создана детская общественная организация «Семицветик» для учащихся 2-4 классов с целью формирования качеств личности, способной к творчеству, к саморазвитию и самореализации в обществе. Организация осуществляет социально-творческую деятельность. Содержание деятельности соответствует содержанию воспитательных программ «Я и Отечество», «Я и моя семья», «Я и здоровье», «Я и природа», «Я и общество», «Я и знания», «Я и моё «Я». Более 15 лет в школе существуют органы ученического самоуправления: Совет друзей (5-8 классы), Совет старшеклассников (9-11 классы), классные ученические советы.