Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, дипломная работа
Если попросить человека любого возраста назвать самые трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же числа часов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….7
1.1. Предназначение и специфика учреждений дополнительного образования………………………………………………………………….7
1.2. Занимательная химия в системе дополнительного внешкольного образования……...............................................................................................14
1.3. Контент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 - 2012 годы…………………………………………………………………………….21
2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………………….28
2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования………………………………………………..28
2.2. Описание урока ………………………………………………………45
2.3. Результаты урока и их обсуждения…………………………………53
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60
Вторая особенность УДО детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения. В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации. В первом случае – дополнительное это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь. Во втором варианте дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.
Третья особенность. В задачи учреждений дополнительного образования детей входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания. Предназначенность данных воспитательных организаций для детей старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра, приводит к тому, что в них профессиональная ориентация становится длительным процессом, постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, так и через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.
Четвертая особенность – опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогики. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации призванной “дополнять воспитание” акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.
Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить следующее: возникнув в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 года стал и по настоящее время остается преимущественно государственным.
Относительная
молодость института
Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение: Министерство образования, Министерство культуры, Государственный комитет по физкультуре и спорту. Данное обстоятельство нашло отражение в нормативной основе их деятельности.
Таким образом, мы можем сказать о том, что одной из ведущих функций деятельности учреждения дополнительного образования детей считается культурно – досуговая деятельность. Её реализация, является основной целью учреждений дополнительного образования. В свою очередь УДО имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить такие как добровольное посещение УДО, содействие в профессиональном самоопределении, опосредованность социального воспитания, относительная молодость института внешкольного воспитания, а так же УДО имеют различное ведомственное подчинение.
Учреждения дополнительного образования являются не обязательными для посещения, следовательно особое значение приобретает мотивация детей, одним из важных факторов которых может стать занимательность проводимых занятий. Подробно этот вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
1.2 Занимательная
химия в системе
Развитие системы образования в России характеризуется изменением основной парадигмы. Если до недавнего времени в основе образовательного процесса лежала знаньевая парадигма, то сегодня прогрессивно мыслящие педагоги говорят о личностно-развивающей парадигме образования. Что это означает в повседневной практике учителя? Ученик становится равноправным участником образовательного процесса. Его уже нельзя просто заставить слушать и запоминать. Задача учителя заинтересовать ученика и научить учиться. Эта тенденция характерна для основной школы и в еще большей степени для системы дополнительного образования, в рамках которой подобный подход существовал в советское время и был почти утрачен в первое постсоветсткое десятилетие вместе с практически полным распадом самой системы дополнительного образования.
Таким образом, сегодня мы собственно говорим, как о новом, об уже забытом старом. Но при этом потенциал дополнительного образования в направлении формирования познавательной активности детей, их мотивирования к самообучению и саморазвитию остается и должен быть использован. Следовательно, преподавание занимательной химии в рамках дополнительного образования оказывается тесно связано с обучением в основной школе и может стать важным фактором повышения его эффективности.
Для достижения этой цели необходимо в максимальной степени использовать возможности химии как интересного и занимательного предмета, которых у данной науки более чем достаточно, но в общеобразовательной школе они практически не раскрываются из-за ограниченности учебного времени.
В связи с вышесказанным попробуем ответить на вопрос, что необходимо сделать, чтобы привлечь ученика в систему дополнительного образования, пробудить и удержать его интерес и активность?
Прежде всего, необходимо учесть, что ученик может усвоить информацию только в процессе собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
Можно выделить различные виды деятельности по освоению нового материала учеником: материальную, материализованную и интеллектуальную. Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, т.е. материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем.
Материализованная деятельность – это деятельность с материальными моделями, формулами, табличным, цифровым, графическим материалом и т.д. В химии – это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Любая внешняя деятельность (деятельность руками) отражается в мозге, т.е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д.
Итак, учитель должен организовать на занятии для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.
Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения.
1.2.1. Компьютерная технология
Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке знаний умений и навыков и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом информации, которым не владеют учителя, опирающиеся на традиционные методы обучения. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. Например на занятиях можно использовать различные программы на компакт дисках, которые помогают в объяснении новых или повторении старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Данная технология рассчитана на использование в основной школе. Варианты ее использования в системе дополнительного образования не были найдены в литературе, посвященной этой теме, но мы считаем, что применение компьютерной технологии в системе дополнительного образования имеет столь же важное значение, как и применение ее в основной школе. Пример одного занятия проводимого в основной школе. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе занятия использовался мультимедиа проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.
1.2.2. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
В методике химии выявлено несколько наиболее типичных случаев противоречий в содержании учебного материала, которые могут стать основой проблемных ситуаций на занятии. Вот наиболее часто используемые: 1) между имеющимися у учащихся теоретическими представлениями и новыми фактами; 2) между известными фактами и новыми теоретическими знаниями; 3) между возможными различными следствиями из теории; 4) между различными фактами, с которыми знакомятся учащиеся.
Как и в случае в компьютерными технологиями, применение технологии проблемного обучения в дополнительном образовании не отражено в литературе, но также может и должно применятся в учреждениях дополнительного образования, так как ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.
1.2.3. Технология исследовательского обучения
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.”
Исследовательская работа учащихся занимает на занятии больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
1.2.4. Технология игрового обучения
Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.)
Информация о работе Занимательная химия в детском научном учреждении