Занимательная химия в детском научном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Если попросить человека любого возраста назвать самые трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же числа часов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….7
1.1. Предназначение и специфика учреждений дополнительного образования………………………………………………………………….7
1.2. Занимательная химия в системе дополнительного внешкольного образования……...............................................................................................14
1.3. Контент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 - 2012 годы…………………………………………………………………………….21
2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………………….28
2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования………………………………………………..28
2.2. Описание урока ………………………………………………………45
2.3. Результаты урока и их обсуждения…………………………………53
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые  игры. Проведение подобных игр позволяет  достигать следующих целей: научить  учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал. Систематическое использование игровых формы организации контроля знаний должно иметь место, так как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом.

Хорошие результаты может дать использование дидактических игр: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”; интеллектуально-творческих игр: “КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час” «Счастливый случай», «Химик эрудит», «Форд Байярд», «Самое слабое звено»; театрализованных игр: «Похититель рассудка», «Суд над табаком», «Волшебная наука», «О рыбаке и рыбке», а так же химических дебатов, конференций и круглых столов [ 5. ].

Итак, мы видим, что изучение химии в дополнительном образовании тесно связано с обучением химии в основной школе. Так же мы говорим о самостоятельной деятельности ученика, так как она ведет к более успешному усвоению знаний, умений и навыков. Кроме того, развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения.

 

 

 

1.3.Контент – анализ журнала «Химия в школе»   за 2009 -  2012 годы

Эффективность работы педагога в дополнительном образовании  во многом зависит, от знакомства с опытом своих коллег, и с применением его на практике, поэтому в следующей главе приведен котент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 – 2012 годы на предмет представленности в них статей о дополнительном образовании.

Были проанализированы журналы за 2009 – 2012 годы. В ходе анализа изучалось число и направленность статей ориентированных на раскрытие аспектов занимательной химии. Результаты анализа представлены в таблице 1. Из нее следует, что в 31 проанализированном журнале 40 статей занимательного содержания,

 из них  в

2009 году 13 статей;

2010 году 16 статей;

2011 году 9 статей;

На 2012 год 3 номера в которых 2 статьи.

При этом большее  количество статей направленно на развитие познавательного интереса к химии. Таким образом, контент – анализ показывает, что в среде педагогов – химиков сохранился устойчивый интерес к занимательным аспектам химии. Однако, практически все статьи были рассчитаны на учеников изучающих химию в рамках основной школы. Была только одна статья рассчитанная на учащихся 3 – 7 классов и 2 статьи рассчитанные на учащихся 7 – 9 классов. Так же нужно отметить, что не было ни одной статьи, касающейся изучения химии в рамках дополнительного образования.

 

 

 

 Таблица 1

Контент-анализ журнала химия в школе за 2009-2011 годы.

Год

№ журнала

Название статьи;

Автор

Направленность  статьи

На какой  возраст рассчитана статья

1

2

3

4

5

6

2009

1

Интеллектуальная  игра «Великий русский химик»   ( к 175 – летию  со дня рождения Д.И. Менделеева)

[31].

Неводчикова М.П.,

 Белова Г.Н., Семенькова Н.И.

Историческая

8 – 11 кл.

Скорая химическая помощь

[12].

Вахитова Г.Г.

Значение химии

9 – 11 кл.

2

Методы учебно – методического мониторинга

[3].

Аргунова М.В.

Экологическая

10 – 11кл.

Интеллектуальное  кафе «Имя Россия» 

[17].

Дмитриева Е.Н.

Историко –патриотическая 

10 – 11кл.

3

Патриотический  альманах «Учение – фронту» 

[18].

Дунаева И.А.

Патриотическая

8 – 9 кл.

4

Устный журнал «Химия на военной службе» [30]. 

Муза Г.В.

Значение химии

8 – 9 кл.

5

Карьера и здоровье

[10].

Богачев Т.Ю.

Здоровосберегающая

10 – 11 кл.

Химический  КВН [39].

Угренева Е.А., Рахимова Р.Х.

Развитие познавательного  интереса к химии

9кл.

6

Межпредметный КВН  «Химия и экология»

[40].

Файрушина С.М.

Экологическая

10 -11кл.

Тест для  учащихся «Что вы знаете табакокурении?»

[1].

Абрамова С.И.

Здоровосберегающая

7 – 9кл.

7

ROUND TEBLE ON THE SABJECT «PLANET OCEAN»

[26].

Маркова Л.А.

Экологическая

10 – 11кл.

8

Своя игра по теме «Неметаллы»

[30].

Мисюля С.А.

Развитие познавательного  интереса к химии

9кл.

9

Театрализованная  постановка «Чертова трясина» 

[28].

Махнева М.В.

Развитие познавательного  интереса к химии

8кл.

2010

1

Научно –практическая  конференция «Загадки чая Неизвестное  об известном»

 [42]. 

Харина С.Б., Герцева М.А.

Развитие познавательного интереса к химии

 

Интеллектуальный  клуб знатоков химии.

 [41].

Фёдоров Е.Ф.

Развитие познавательного  интереса к химии

 

2

Заседание «круглого  стола»

на экологическую  тему

[22].

Кортунова Т.А.

Экологическая

 

Химический  серпантин 

[8].

Бакланова Л.В.

Развитие познавательного  интереса к химии

8 - 9кл.

3

-

-

-

-

4

Устный журнал «Химия – фронту» 

[4].

Ахрименко З.М., Ахрименко В.Е., Пащевская Н.В., Назаренко  М.А.

Значение химии

 

5

Дайте планете  шанс

[15].

Гиндина А.Г.

Экологическая

 

Командная игра «Экологические маркировки»

[2].

Анацко О.Э.

Мировоззренческая

3 – 7кл.

6

Посвящение  в химики

[12].

Бульбас Н.А.

Развитие познавательного  интереса к химии

8кл.

7

Тематический  вечер «Ода меду»

[27].

Мартыненко  Б.В., Михалёва М.В., Самойлова К.Н.

Экологическая

 

8

Химический  КВН для старшеклассников

[37].

Сулейманова А.А

Развитие познавательного  интереса к химии

11кл.

Химическая  игра «О, счастливчик»

[20].

Дьяченко В.И.

Развитие познавательного  интереса к химии

8 – 9кл.

Праздник «посвящение в химики»

[6].

Бабей И.Ф.

Развитие познавательного  интереса к химии

7 – 8кл.

9

Факультативное  занятие по теме «Исследуем воду»

[29].

Мейснер Е.В.

Исследовательская

 

10

Следствие ведут… химики

[21].

Игнатьева С.Ю.

Развитие познавательного  интереса к химии

 

2011

1

-

-

-

2

Химико –  экологическая сказка «Живая вода»

[33].

Ношина А.В.

Экологическая

 

Химический  КВН

[43].

Шакирова С.М.

Развитие познавательного  интереса к химии

 

3

Викторина «Химия и общество»

[14].

Гилязова И.Б., Устинова Т.Б.

Значение химии

 

По старинке хватит жить – надо химию учить

[17].

Грибанова И.Н.

Значение химии

 

4

-

-

-

-

5

Организация и  проведение игры «Что? Где? Когда?»

[34].

Пенькова Г.А.

Развитие познавательного  интереса к химии

 

6

Разработка  и проведение игры «Что? Где? Когда?»

[35].

Пенькова Г.А.

Развитие познавательного  интереса к химии

10 – 11кл.

Смотр знаний

[25].

Леденёва Т.Д.

Развитие познавательного  интереса к химии

9 – 11кл.

7

Зачерпнем из Бажовского колодца

[36].

Солкина Т.Д., Гаврина В.Д., Воробьёва О.В.

Патриотическая 

 

8

Шесть химических элементов

[8].

Бакланова

Л.В.

Исследовательская

8кл.

9

«Всё испытал, и всё проник…»

[5].

Ахрименко З.М., Пащевская Н.В., Ахрименко В.Е.

Историко - патриотическая

 

2012

1

Междисциплинарное заседание «Экодом»

[23].

Крицкая Е.Б. 

Экологическая

 

2

-

-

-

3

Химическая  сказка «Царевна – Несмеяна»

 [9].

Бобылёва В.А., Бобылёва Е.И.

Развитие познавательного  интереса к химии

 

 

То есть потенциальные возможности химии в данной области остаются вне поля зрения педагогов и методистов. Поэтому использование готовой программы дополнительного образования по курсу химии в организации работы соответствующего кружка в центре детского творчества села Кагальник Азовского района, не представляется возможным, ввиду ее отсутствия. Как было показано выше, нам был дан заказ на формирование системы занятий «занимательная химия» именно для учреждений дополнительного образования. В связи с этим в следующем параграфе приводится разработка программы, ее апробация и обсуждения  результатов.

 

 

 

 

2. АПРОБАЦИЯ  ПРОЕКТА

2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования.

 

Данная программа  была разработана по просьбе сотрудников центра детского творчества села Кагальник Азовского района. Смысл запроса заключался в необходимости разработки программы курса дополнительного образования по естественнонаучному направлению.

Пояснительная записка

Знакомство  детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена рабочая программа кружка  для учащихся 3 – 7 классов «Юный химик». 

ти

Задачи:

Обучающие:

- познакомить школьников с предметом химии;

- подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе  и сформировать устойчивый познавательный интерес к данному предмету;

 - формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

- формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

 

Развивающие:

- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- развить учебно-коммуникативные умения;

Воспитывающие:

- воспитывать элементы экологической культуры;

-       воспитывать  самостоятельность в образовательной  деятельности.

Занятия рассчитаны для проведения два раза в неделю по 2 часа, всего 72 двухчасовых занятия за учебный год.

Принципы формирования содержания:

Содержание  занятий подбиралось согласно следующим принципам:

1. Природосообразности;

2. Научности;

3. Доступности;

4. Наглядности;

5. Целесообразности;

6.   Интеграции учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

7. Соответствия психофизиологическому развитию детей: частая смена видов деятельности (за 30–40 мин от 3 до 5 раз); обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности;

8. Активности: использование самых разнообразных организационных форм;

9. Практической ориентированности: для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Технологии обучения:

- проблемного  обучения;

- исследовательского  обучения;

- игрового обучения;

- эвристического  обучения.

Структура программы

Программа предусматривает  преподавание материала по «восходящей  спирали», то есть периодическое возвращение  к определенным темам на более  высоком и сложном уровне. Все  задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждого  модуля завершается разработкой  проекта, т.е. теоретические задания  и технологические приемы подкрепляются  практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Условия реализации программы:

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по химии.
  2. Есть возможность проводить занятия в послеурочное время в центре детского творчества.
  3. Есть возможность регулярно организовывать практикумы  игры и конференции с использованием  химического лабораторного оборудования и компьютерной техники.
  4. Есть набор химических реактивов.

Дидактический материал: карточки с заданиями, описание лабораторных работ, разработки игр, примерный перечень тем научно исследовательских работ и проектных заданий, компьютерные программы.

 

Ожидаемые результаты.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

- о месте  и роли химии в жизни человека;

- о правилах  обращения с химическими веществами  и посудой;

- о сущности  наиболее важных в жизни человека  химических реакций;

- о проектной  и научно-практической деятельности .

Умения:

- наблюдать за протеканием химических реакций;

- объяснять наиболее распространенные и важные химические реакции и их значение для человека;

- аргументировано  выбирать наиболее полезные и  безопасные с химической точки  зрения продуктов питания и  одежду (ткани), мебель;

- использовать  химических знаний для решения некоторых бытовых задач: выведение пятен, стирки, приготовление растворов для подкормки растений, маринада и т.п.

Навыки:

- пользование  химической посудой;

- обращение  с химическими реактивами;

- планирование  и проведение химического эксперимента.

 

 

Содержание курса:

Модуль 1. Раздел 1. Начала.

 

Тема 1.1.: Зарождение химии

Краткое содержание: занимательные аспекты истории  химии. Алхимия. Интересные факты из жизни  М.Ю. Ломоносова и Д.И. Менделеева.

 

Тема1.2.: Значение химии в давние времена и сейчас.

Краткое содержание: Использование людьми химии в древние времена и в современном обществе. Положительные и отрицательные стороны химии.  Краткое освящение проблем загрязнения химическими веществами.

 

Тема 1.3.: Химическое оборудование, правила обращения с химическими веществами.

Краткое содержание: Показ различной посуды и оборудования, области применения. Правила техники  безопасности.

 

Тема 1.4.: Вещества и тела.

Краткое содержание: Различие между веществом и телом. Примеры сеществ и тел.

 

Тема1.5.: Химические и физические процессы.

Краткое содержание: Различие между химическими и  физическими явлениями. Рассмотрение химических и физических процессов  на примере природных явлений.

 

Раздел 2: Вещества и их превращения.

Тема 2.1.: Кислород

Краткое содержание: Распространение в природе. Строение. Свойства. Значение кислорода для живых организмов и человека. Применение

 

Тема 2.2.:  Углекислый газ

Краткое содержание: Распространение в природе.Строение. Свойства. Значение углекислого газа. Применение.

Информация о работе Занимательная химия в детском научном учреждении