Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 04:10, реферат
Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие новых наукоемких технологий вызывают значительные изменения в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.
Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Введение 4
1. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования
2. Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»
Заключение
Список литературы
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Таштагольский многопрофильный техникум»
Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности
ГОУ СПО «ТМТ»
Таштагол, 2014
Содержание
Введение
1. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования
2. Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема регулирования трудовой адаптации молодежи становится ключевой для социальной и экономической политики государства, являясь решающим условием самореализации новых поколений россиян.
В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере регулирования трудовой адаптации молодежи. Разрешение этой проблемы затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране изучено достаточно слабо. Практически не существует работ, в которых процессы трудовой адаптации молодежи исследовались бы комплексно и не просто учитывали условия развития современного российского общества, но и предлагали бы разработки социальных технологий, призванных решать возникающие в этой сфере проблемы.
Объектом исследования является трудовая адаптация молодежи.
Целью исследования выступает изучение процесса социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности выпускников учреждений профессионального образования.
В связи с поставленной целью решается ряд задач:
- исследовать профессиональную адаптацию молодёжи;
- проанализировать процесс
Изучение данной темы основано на использовании общенаучных методов исследования: логический, метод анализа.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, основного раздела, заключения и списка литературы
1.
Проблемы социально-трудовой адаптации
выпускников учреждений
Социально-экономическая адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре и т.д.
Профессиональное образование следует рассматривать в современных условиях не только как социальный институт. Этот рынок тесно связан с рынком труда, особенно с его сегментом - рынком труда молодежи.
В отличие от рынка труда рынок образовательных услуг инерционен. В прошедшее десятилетие темпы развития рынка образовательных услуг существенно отставали от темпов развития рынка труда, в том числе и в силу отсутствия должного внимания к нему со стороны государства и органов управления в целом. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не вполне соответствующей структуре потребностей рынка труда, качество специалистов в ряде отраслей экономики продолжает оставаться невысоким. Особенно отстают в своем развитии учебные заведения начального и среднего профессионального образования.
Несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг осложняет решение проблемы социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Безработица в самом начале трудовой жизни превращается в серьезную проблему для молодежи и ставит ряд барьеров в ее адаптации на рынке труда. Незанятость уменьшает семейный бюджет и одновременно блокирует необходимое развитие навыков, которое приходит с трудовым опытом. Раннее развитие навыков на рабочем месте является решающей предпосылкой последующего роста заработка, а отсутствие работы в начале трудовой жизни значительно увеличивает вероятность оставаться безработным и означает малые заработки в будущем.
Наряду с психофизическими свойствами, объективно повышающими уровень конкурентоспособности юношей и девушек на рынке труда, молодые люди не обладают сколько-нибудь значительным опытом профессиональной деятельности, опытом взаимоотношения с другими людьми в процессе производства. Нередко их притязания к условиям труда, включая и его оплату, не соответствующие их реальному вкладу в конечные результаты труда всего коллектива, приводят к конфликтным ситуациям. Все это существенно снижает их уровень конкурентоспособности на рынке труда.
На признаки падения спроса в экономике работодатели первым делом отвечают сокращением найма молодых работников. А поскольку уровень квалификации обычно повышается с опытом работы благодаря доступу к возможностям профессионального роста на рабочем месте, молодые люди зачастую оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении. Далеко не случайно, что молодежь сегодня составляет более трети всех безработных.
Эта особенность положения молодежи на рынке труда предопределяет важность собственно социальной функции в социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Реализация этой функции особенно необходима для учащихся и выпускников начального и среднего профессионального уровня образования, поскольку, как правило, они представляют в системе образования малообеспеченные семьи. По оценкам до 80% учащихся профтехучилищ относится к этому слою населения. Такая специфика, наряду с системными проблемами функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений больше, чем выпускники вузов, подвержены риску остаться без работы, чаще встречают трудности при вступлении в трудовую жизнь. С каждым годом значительная часть из них вынуждена проходить переподготовку и, не успев приступить к работе, менять профессию.
В связи с этим социально-экономическая адаптация выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений включает в себя не только узкопрофессиональную подготовку молодежи к рынку труда, но и обеспечение социализации в рыночной среде через формирование новых ценностей, освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей; поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество.
2. Организация занятости, социальной
адаптации и подготовки к профессиональной
деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»
В настоящее
время ситуация на рынке труда такова,
что одной из категорий граждан, находящейся
в сложном положении, является молодежь.
Особые трудности в адаптации к современному
рынку труда испытывают молодые люди,
которые не имеют достаточной профессиональной
квалификации и практических навыков.
Именно молодые специалисты в первую очередь
обращаются на молодежные биржи труда,
в центры студенческих трудовых отрядов
и государственные органы занятости населения.
Привлечение учащейся и студенческой
молодежи к деятельности студенческих
трудовых отрядов (далее - студотряды)
является одним из механизмов обеспечения
ее временной занятости в свободное от
учебы время и повышения конкурентоспособности
на современном рынке труда. Движение
студотрядов призвано организовать временную
занятость обучающихся, изъявивших желание
работать, и является одним из эффективных,
массовых и интересных видов трудоустройства
на временные и сезонные работы.
Ранняя трудовая адаптация и трудовая
мобильность участников студотрядов являются
необходимыми качествами молодежи в условиях
неблагоприятной конъюнктуры рынка труда.
Участие в работе студотрядов является
также эффективным инструментом самореализации
личности и формирования таких качеств,
как самостоятельность и ответственность
среди молодежи.
Замечательной традицией стала организация летних трудовых бригад в Таштагольском районе.
Главный принцип организации
работы таких бригад - осознанность
трудового процесса и
Участие в трудовых бригадах позволяет также обогатить знания учащихся, повысить их рейтинг в глазах сверстников и учителей, развить чувство товарищества и сплоченности, творческих способностей.
Практика трудового воспитания показывает, что знакомство с трудовым распорядком, требованиями трудовой дисциплины и нормами охраны труда, навыки общения в трудовом коллективе приобретаются несовершеннолетними в процессе реальных трудовых отношений между работодателем и несовершеннолетним в рамках заключенного срочного трудового договора.
Трудоустройство несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии с ЦЗН Таштагольского района, при этом работодатели производят оплату труда несовершеннолетним за выполненный объем работы, а центр занятости населения обеспечивает на основе договоров выплату несовершеннолетним материальной поддержки в период временного трудоустройства.
За период реализации программы трудоустроены 31 обучающийся в 2012 году и 12 обучающихся в 2013 году.
Заключение
Занятость молодежи, ее социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики нашей страны.
Список литературы
http://otherreferats.allbest.
Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда15
Г.В. СПИРИДОНОВА
младший научный сотрудник Института
социально-экономических проблем народонаселения
РАН,
кандидат экономических наукhttp://www.budgetrf.ru/
|
|
Реализация программы «Трудовое лето» 2012, 2013 года | |
|
|
Реализация программы «Трудовое лето» 2012, 2013 года | |
|
|
Реализация проекта «Волонтерский отряд Синяя птица» | |
|
|
Оказание помощи ветеранам и пожилым людям Таштаголькскго района | |
|
|
Мероприятие «Ни минуты покоя» в
коррекционной школе – |
Игровая программа «К детям мы идем с добром» в детском доме «Родник» |
|
|
Профориентационное мероприятие в школе – интернат №3 |
Благотворительная продажа игрушек из шаров для моделирования |
|
|
Обучение созданию игрушек из ШДМ |
Создание снежного городка в детском доме «Родник» |