Здоровый образ жизни и пути его формирования у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ……………4
1.1. Понятие здоровья…………………………………………4
1.2. Общее представление о ЗОЖ……………………………7
2. Главные факторы здоровья. Пути формирования ЗОЖ……12
Заключение……………………………………………………………29
Литература……………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

гигиена.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра педагогики и психологии

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Микушева  Наталья  Юрьевна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Филиал в г. Коряжме

курс

2

группа

22

   
     
     
     
 

РЕФЕРАТ

 
     
 

По дисциплине

Основы педиатрии и гигиены

 
     
 

На тему

Здоровый образ жизни и пути его формирования  

 
   

(наименование темы)

 
 

у детей и подростков

 
     
                 
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

       

Т.П.

    Экономова

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

Коряжма

 
 

2012

 

 

 

Содержание.

                   Введение………………………………………………………………3

    1. Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ……………4
      1. Понятие здоровья…………………………………………4
      2. Общее представление о  ЗОЖ……………………………7
    1. Главные факторы здоровья. Пути формирования ЗОЖ……12

                 Заключение……………………………………………………………29

                 Литература……………………………………………………………30

 

 

Введение.

 

   Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»?  Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них – окружающая среда, генетическая предрасположенность – трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к  сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных  наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной пищи, в которую нужно включать побольше фруктов и овощей. Ведь, чем разнообразнее питание, тем больше вероятность, что в него войдут все необходимые питательные вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что вызывает преждевременное старение и риск сердечных заболеваний. Третьи не стараются удерживать вес в рекомендуемых пределах. Люди с избыточным весом более подвержены таким болезням, как сахарный диабет, гипертония, артрит и сердечные заболевания. А у людей с весом ниже нормы понижена сопротивляемость инфекциям. Четвёртые не могут справиться с повседневными стрессами. А многие укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю. Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.   

 

      1. Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ.

 

        1. Понятие здоровья

 

Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет  каких либо острых или хронических  заболеваний или он чувствует  себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб  на болезни, но есть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное с этим убеждение  в своей способности противостоять  самой опасности заболеть?

Здоровье – это  не только отсутствие болезни. Медицинская  формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты  спортивной медицины также не склонны  ставить между ними знак равенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько  «градаций здоровья». Оно считают, что обследуемый может быть абсолютно  здоровым, здоровым или практически  здоровым. Абсолютно здоровых людей  очень мало, но они есть. Абсолютно  здоров тот, у кого все органы или  системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них  отсутствуют болезненные от5клонения. В то же время В.М. Шубик и М.А. Левин отмечают, что здоровье –  понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более  серьёзные отклонения, которые в  обычных условиях не проявляются  в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда свидетельствует  о хорошем здоровье. Некоторые  тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные  новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических, биохимических исследований.

Диагноз «практически здоров» по мнению С.Б. Тихвинского, обозначает такое соотношение организма, при котором определенные патологические сдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Существует понятие и «динамическое здоровье»  характеризующееся адаптационными возможностями организма. Вопрос об адаптационной возможности человеческого  организма рассматривается в  работе С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущёвой «Детская спортивная медицина»: «Основным  компонентом механизма общей  адаптации является мобилизация  энергетических ресурсов, пластического  резерва и всех защитных способностях организма». Логично было бы предположить, что здоровыми могут быть признаны только те люди, которые обладают хорошим  динамическим здоровьем.

Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько  десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений, носящих официальный характер (Большая  Советская Энциклопедия, устав ВОЗ). По определению БСЭ, «здоровье –  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием  каких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинская  энциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье – такое состояние  организма человека, когда функции  всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют  какие-либо болезненные изменения... В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, поскольку  существует понятие о степени  здоровья... В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека».

Институтом гигиены  детей и подростков Министерства здравоохранения России предложило более конкретное определение здоровья: «здоровье – отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным  воздействиям  и достаточная способность  адаптироваться к различным нагрузкам  и условиям внешней среды.

В медицинской энциклопедии различается здоровье населения  и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как  понятие статистическое и характеризующееся  комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской  смертностью, уровнем физического  развития, заболеваемостью, средней  продолжительностью жизни).

Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального  количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё  нуждается в уточнении.

Помимо понятий  «здоровье» и «болезнь» некоторыми учёнными, такими как И.И. Брехшан, вводится понятие «третьего состояния».  «Состояние человека, промежуточное  между здоровьем и болезнью, совмещает  в себе и то и другое». Это так  называемое «третье состояние». К  людям, находящимся в третьем  состоянии, И.И. Брехшан относит людей, подвергающихся вредным химическим воздействиям; людей регулярно потребляющих алкоголь; людей пренебрегающих правилами  здорового и правильного питания, лиц с тенденциями к  гипотонии  и гипертонии и т.д. По мнению И.И. Брехшана, «больше половины всей популяции  людей находится в третьем  состоянии». Оно имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и  от болезней. Если последняя продолжается сутки, недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сохраняется  годы, десятилетия и даже всю жизнь... В третьем состоянии «истоки  всех болезней». Умение распознать и ликвидировать третье состояние – одна из важнейших задач медицины.

 

 

 

    1.  Общее представление о ЗОЖ.

 

Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним прежде всего следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего -на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.

Однако в определении стратегии  и тактики решения задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду справильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен: а) хотеть это делать; б) знать, как правильно это делать; в) умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система физического воспитания подрастающих поколений.

Для правильной и эффективной  организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни - ЗОЖ.

Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Информация о работе Здоровый образ жизни и пути его формирования у детей и подростков