Здоровый образ жизни и пути его формирования у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ……………4
1.1. Понятие здоровья…………………………………………4
1.2. Общее представление о ЗОЖ……………………………7
2. Главные факторы здоровья. Пути формирования ЗОЖ……12
Заключение……………………………………………………………29
Литература……………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

гигиена.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

Следование правилам личной гигиены предусматривает, прежде всего: рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви.

Соблюдение рационального  суточного режима представляет собой  наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и другие её элементы. Его соблюдение создаёт оптимальные условия для активной деятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышению умственной и физической работоспособности. Объясняется это тем, что при соблюдении режима вырабатывается определённый ритм функционирования организма, благодаря чему человек оказывается способен выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. Оздоровительное воздействие правильного режима дня обусловлено тем, что организм быстрее адаптируется (приспосабливается) к относительно постоянным условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, способствует повышению качества работы и учёбы, нормальному пищеварению, повышению качества сна, который становится более глубоким и спокойным.

Основой рационального  суточного режима является правильное распределение времени для различных  видов деятельности и отдыха, питания  и сна в течение суток. При  установлении суточного режима необходимо иметь в виду, что условия жизни  каждого человека существенно отличаются, к тому же каждый человек характеризуется своими индивидуальными особенностями. По этим причинам нецелесообразно устанавливать жёсткий и единый для всех суточный режим.

Однако основные гигиенические  положения в суточном режиме любого человека могут и должны быть едины и незыблемы. К ним прежде всего относятся следующие положения:

•   выполнение различных видов деятельности в  строго определенное время;

•   правильное чередование трудовой, учебной деятельности и отдыха;

•   регулярное, в одни и те же часы,   питание;

•   регулярные занятия физическими упражнениями;

•   полезный досуг, полноценный сон.

Режим дня школьников устанавливается с учётом возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, а также особенностей условий, в которых они живут и учатся. При его составлении и особенно выполнении необходимо иметь в виду то, что помимо уже отмеченного выше весьма положительного влияния на здоровье, физическое развитие и работоспособность, постоянное соблюдение режима оказывает большое воспитательное значение. Особо важное значение его соблюдение имеет в деле воспитания силы воли и самовоспитания. По этому поводу известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать с себя».

По этой причине  рациональный суточный режим должен восприниматься не как нечто навязанное извне, а как глубоко осознанное, личностно необходимое условие нормальной повседневной деятельности. Для этого очень важно, чтобы каждый учащийся сам принимал активное участие в его составлении и контроле за его соблюдением, руководствуясь при этом указанными выше незыблемыми требованиями. На основе этих требований, а также учёта индивидуальных особенностей и конкретных условий жизнедеятельности, для каждого школьника должен быть составлен точный распорядок дня с указанием времени начала и окончания всех основных режимных моментов. В качестве возможных, наиболее удобных могут быть предложены следующие примерные варианты режимов дня для старшеклассников, обучающихся в разных сменах.

Уход за телом включает в себя: уход за кожным покровом, волосами и полостью рта.

Уход за кожным покровом. Кожа имеет исключительно важное значение для нормального состояния организма. Человеческая кожа, являясь наружным покровом тела, представляет собой сложный орган, выполняющий множество важных функций, главными из которых являются:

•   защита внутренней среды организма;

•   выделение  из организма продуктов обмена веществ;

•   участие в  деятельности теплорегуляционных механизмов организма.

Кожа представляет собой тонкий и сложный чувствительный прибор. В ней расположено большое количество нервных окончаний. Подсчитано, что на 1см поверхности тела приходится около 100 болевых, 12-15 Холодовых, 1-2 тепловых и около 25 точек, в которых сосредоточены окончания рецепторов, воспринимающих атмосферное давление. Такая мощная рецепторная оснащённость позволяет коже обеспечивать постоянную информацию организма о всех действующих на тело раздражителях.

При этом следует помнить, что все эти важные функции  могут выполняться в полном объёме только здоровой, крепкой и чистой кожей. Но такое её состояние поддерживать не просто. Дело в том, что кожа человека постоянно обновляется, постепенно отмирает и слущивается её верхний слой. Омертвевшие чешуйки кожи вместе с потом, жиром и попадающей на неё пылью образуют грязь, которая закупоривает поры, затрудняя обмен веществ. Всё это способствует возникновению кожных заболеваний и неблагоприятно отражается в целом на здоровье человека.

У тех, кто не выполняет  гигиенические требования, кожа быстро грубеет, в ней образуются болезненные  трещины, через которые в организм проникают болезнетворные микробы. Для предотвращения этого необходимо повседневно следить за чистотой своего тела и обеспечивать тем самым процессы самоочищения организма и его защиту.

Главным средством  ухода за кожей является регулярное мытьё горячей водой с мылом и мочалкой. Это надо делать не реже одного раза в 4-5 дней, меняя каждый раз при этом нательное бельё. Наиболее загрязнённые участки тела - лицо, шея, подмышечные и паховую области, стопы ног необходимо мыть дважды в день, утром и вечером.

Особого внимания требуют  кисти рук. Необходимо помнить, что  их всегда следует тщательно мыть с мылом перед едой, после возвращения  с улицы, посещения туалета, обращая  особенное внимание на полости под  ногтями. Подчёркивая исключительную важность систематического выполнения этого гигиенического требования, выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов говорил, что есть истины, которые нужно повторять без конца, и обязательное мытьё рук - именно такая истина.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытьё, предохранение от чрезмерного загрязнения во время физкультурно-спортивных занятий и активного отдыха. Нельзя использовать для мытья волос хозяйственное мыло и синтетические порошки, предназначенные для стирки белья. Каждый человек должен иметь индивидуальную расчёску или специальную массажную щётку.

Нередко на голове появляется перхоть. Причиной её возникновения может быть нарушение обменных процессов в организме, которое наблюдается при заболеваниях желудка и кишечника, болезни почек, жёлчного пузыря. Причиной появления перхоти могут быть и некоторые кожные заболевания, например, псориаз, себорейная экзема. Но чаще всего она возникает из-за частого загрязнения головы, окраски сухих волос химическими красителями, химической завивки и т. п.

Избежать перхоти  позволяет правильный уход за волосами. Жирные волосы моют мылом типа: «банное», «лесное», ополаскивают отваром ромашки, крапивы, тысячелистника, мяты. Сухие волосы рекомендуется мыть один раз в 10-12 дней мылом «косметическое», «детское», «бархатное», в которых содержатся специальные жировые добавки, и ополаскивать водой, подкисленной лимоном, уксусом.

Правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм от множества инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта. Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, необходимо полноценное питание с достаточным количеством в пище кальция и витаминов «Д» и «В». Очень полезны свежие овощи, лук, чеснок.

Заболевание зубов  легче предупредить, чем вылечить. Для своевременного обнаружения порчи зубов необходимо 2—3 раза в год проходить профилактический осмотр у врача-стоматолога.

Утром, перед сном и по возможности после каждого  приёма пищи необходимо в течение 2-3 минут тщательно чистить зубы щёткой и пастой с наружной и внутренней стороны как по горизонтали, так  и по вертикали. Полезно полоскать  рот слабым раствором поваренной соли. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд.

Соблюдение правил личной гигиены является одним из непременных условий, которыми характеризуется поведение культурного человека.

 

                             Заключение.

       

           Всестороннее развитие человека, прежде всего, необходимо ему самому. Ведь, чем больше человек будет знать и уметь, тем легче ему претворять в реальность свои жизненные планы, а, следовательно, интереснее жить. В то же время очень многие планы человека зависят от его здоровья, физической подготовленности. Недаром в древности утверждали, что в здоровом теле – здоровый дух. Этим и объясняется то, что физическое развитие, физическое воспитание являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности. 

В народе говорят: «Здоровому все здорово!»  Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме  начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого  от всех болезней. Сегодня каждый человек  должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят  от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового  образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к  своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены  жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре  и спорту, гигиена физического  и умственного труда, гигиена  личной жизни. Это четкие знания о  вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, добиваться разумными путями подлинной  гармонии здоровья.

 

 

 

 

Литература.

  1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учеб. - 2-е изд. - Спб: Фолиант, 2000. - 558с.
  2. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. - М.: Мир, 1999. - 368с.
  3. Всё о здоровом образе жизни: Пер. с англ. - Франция: Ридерз Дайджест,1998. - 404с.
  4. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М.: Вече, 2001. - 461с.
  5. Дьяченко В.Г., Щепин В.О., Капитоненко Н.А. Охрана здоровья матери и ребёнка в условиях соиально-экономических реформ Владивосток: Дальпресс, 2000. - 309с.
  6. Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. - Уссурийск, 1998. - 124с.

Шнейцер О.С. Путь к здоровью: Программа по валеолог. образованию и воспитанию детей  дошкольного возраста (4-5 лет). - Хабаровск: изд-во ДВГАФК,1999.-43с 

 

 


Информация о работе Здоровый образ жизни и пути его формирования у детей и подростков