Здоровьесберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:43, реферат

Краткое описание

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Содержание

1.Глава 1. «Здоровьесберегающие технологии».
1.а) «Понятие здоровье»
1.б) «Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
1.в) «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
1.г)«Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий»
1.д)«Система здоровьесбережения в ДОУ»:
1.е)«Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ»
1.ж)«Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
2.Глава 2.«Использование в практике современных здоровьесберегающих технологий.»
3.Глава 3. «Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна».
Залючение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Здоровьесберегающие технологии.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.Глава 1. «Здоровьесберегающие технологии».

     1.а) «Понятие  здоровье»

    1.б) «Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

    1.в) «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

    1.г)«Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий»

    1.д)«Система здоровьесбережения в ДОУ»:

    1.е)«Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ»

    1.ж)«Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

  2.Глава 2.«Использование в практике современных здоровьесберегающих технологий.»

  3.Глава 3. «Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна».

    Залючение.

    Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Здоровьесберегающие

                    технологии».                  

                        «Понятие здоровье»

  • Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
  • Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
  • В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

  Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

  • гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
  • детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
  • тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

    Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.

     В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

      Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

 

 «Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

  • Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о  здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и  помощи.
  • Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

 

«Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
  • валеологического просвещения родителей,
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

 

«Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий»

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, и валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и  укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

 

     «Система здоровьесбережения в ДОУ»:

    • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
    • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
    • физкультурные занятия всех типов;
    • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
    • организация рационального питания;
    • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
    • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
    • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

 

«Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ»

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.
  • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

 

«Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

 

 

 

Глава 2.«Использование в практике современных здоровьесберегающих технологий.»

В нашем  детском саду  созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,  основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: приходящего педиатра, старшей медицинской сестры, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Мы  уделяем  особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в детском саду.

медико-профuлактические:

•        организация мониторинга здоровья дошкольников;

•        разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

•        организация и контроль питания детей;

•        закаливание;

•        организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

•        контроль за организацией здоровьесберегающей среды

физкультурно-оздоровительной технологии

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:

  • технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

  • технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей.

  • папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.формы работы.

Физкультура

Проводятся 3 раза в неделю, одно  на улице если нет погоды, то в физкультурном зале или. В соответствии с программой, (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные оздоровительные). Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета ребёнка.

Самостоятельные игры детей

Самостоятельная игра занимает важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его игровой  деятельности. Игра оказывает большое значение для развития ребенка; в игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки координации.

Подвижные и спортивные игры

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Игры с тихим тренажером

Используется для развития  координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса, рук и ног ребенка.

Релаксация

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью мы в  своей работе  используюем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении.. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Например: включить спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку.и попросить  их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции.

Гимнастика бодрящая после сна.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья».

Утренняя  гимнастика

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Закаливание

Закаливание проводится в течении всего года. Закаливание – это образ жизни: Ваш и Вашего ребенка! Если Вы хотите, чтобы ваш маленький человечек был сильным и здоровым, полным энергии и чтобы ему легко все удавалось – ведите здоровый образ жизни и закаляйтесь!

Гимнастика пальчиковая

Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение , быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.. Проводиться в любой удобный отрезок времени.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии