Здоровьесберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:43, реферат

Краткое описание

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Содержание

1.Глава 1. «Здоровьесберегающие технологии».
1.а) «Понятие здоровье»
1.б) «Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
1.в) «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
1.г)«Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий»
1.д)«Система здоровьесбережения в ДОУ»:
1.е)«Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ»
1.ж)«Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
2.Глава 2.«Использование в практике современных здоровьесберегающих технологий.»
3.Глава 3. «Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна».
Залючение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Здоровьесберегающие технологии.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

Гимнастика дыхательная.

Проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.Проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.

Профилактика плоскостопия

Проводится для  профилактики и оздоровления функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата детей.

Чтобы исключить возникновение плоскостопия нужно придерживаться некоторых правил:

· Специальная гимнастика и упражнения для профилактики плоскостопия.

· Спорт.

· Профилактический массаж.

· Правильная обувь.

Хождение по неровной поверхности  дорожки рейки и т.д.

Образовательная область «Здоровье»

Мероприятия по образовательной области здоровья проводятся как форме НОД  так и форме развлечения. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление как заботиться о сохранении здоровья.

 

Сказкотерапия

Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.

Технология музыкального сопровождения.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии),   закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.   

Упражнения на степах

В  этом году ведется кружковая работа с использованием степ платформ. Снаряд очень  полезен в работе с детьми.

Первый плюс — это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.

Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.

Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.

Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект .Проводятся под ритмичную музыку: в форме утренней гимнастики, части физкультурного: занятия, досуга или праздника.

П р а в и л ь н о е   п и т а н и е

Дети обязательно должны получать молоко, супы: мясные, молочные, овощные; творог, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, ягоды и фрукты, рыбу.

Здоровый сон

Дети засыпают по-разному. Более того, режим сна и бодрствования каждого ребенка меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, эмоционального состояния. Также можем использовать  музыку  перед сном, чтобы помочь с  трудом,  засыпающим детям успокоиться и расслабиться.

Спортивные праздники и развлечения

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя раскованно,  чем на физкультурном занятии.. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой.

При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Игры с песком и водой

В каждой группе имеется зона песка и воды,  имеется столик для рисования, также дети играют на прогулке в песочнице. Игры  с песком и водой очень полезны для здоровья. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию, помогают развить мелкую моторику, координацию движений.

Прогулка

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей.

 

 

Глава 3.«Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна».

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетие приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России. В связи с этим разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

Одна из форм оздоровительной работы – гимнастика после дневного сна. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

 

Примерная Cхема оздоровительной гимнастики после дневного сна:

-гимнастика в постели;

- упражнения, направленные  на предупреждение плоскостопия  и нарушений осанки;

- индивидуальная или дифференцированная  оздоровительная работа;

- водные процедуры.

Методика оздоровительной гимнастики после дневного сна.

1. Пока дети спят необходимо  создать условия для контрастного  закаливания детей: подготовить  «холодную» комнату (игровая или  раздевалка); температура в ней  с помощью проветривания снижается  на 3-5 градусов по сравнению с  «теплой» комнатой.

2. Пробуждение происходит  под звуки плавной музыки, громкость  которой медленно нарастает.

3. Гимнастика в постели  направлена на постепенный переход  детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее  с проснувшимися детьми, остальные  присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может  включать такие элементы, как  потягивание, поочередное и одновременное  поднимание и опускание рук  и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

4. Затем дети переходят  в «холодную» комнату босиком  и в трусиках. Там они выполняют  корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием  колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороны стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.

5. Далее дети переходят  в «теплую» комнату, где выполняют  комплекс упражнений или несколько  физкультминуток, направленных на  профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно  использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки и  др. Они выполняются в течение 2-3 минут.

6. Затем дети вновь  переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений  дыхательной гимнастики, что очень  важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний  и заболеваний верхних дыхательных  путей. Однако именно эта часть  гимнастики обычно вызывает трудности  у детей, поэтому педагоги склонны  ограничиться выполнением одного- двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5 – 1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

7. Затем проводится индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Можно организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук холодной водой и т.п.).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут.

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна проводят в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осмысленную моторику. А главное – все это доставляет детям огромное удовольствие.

 

                

 

 

 

 

                      Залючение.

В заключении хочется сказать, что здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей детском саду  - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая  порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список  используемой литературы.

 Л. Ф. Тихомирова Формируем  у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997 г.

 Л.Г. Татарникова Технологии  валеологического развития

ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Санкт-Петербург, 2006 г.

 Здоровье детей-здоровье нации. Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.


Информация о работе Здоровьесберегающие технологии