Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:55, реферат
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма
Введение.
1. Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.
2. Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе.
Заключение
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
Институт психологии и педагогики
Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий
Здоровье сберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников
Реферат
Студентка 2 курса 713 группы
Бондарчук Мария Александровна
Проверил: кандидат пед. наук
Свиридов Александр Николаевич
Барнаул 2012
Содержание:
Введение.
1. Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.
2. Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе.
Заключение
Введение
В новых условиях жизни
приоритетным направлением в системе
подготовки и организации воспитательно-
Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
(закаливание, педагогическая психотерапия).
Реализация здоровье сберегающих
образовательных технологий - такая
организация образовательно-
Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.
Психолого-педагогические технологии
связаны непосредственно с
Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
Социально-адаптирующие и
личностно-развивающие
Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья.
Результат воздействия на
учащихся всех здоровье сберегающих
технологий должен оцениваться с
помощью комплекса методов
Цель здоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Именно успешность в учении
является условием благополучного самочувствия
ребёнка в школе, а это достигается
путём обеспечения каждому
Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.
Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности [1].
Основные направления деятельности системы:
1. Формирование культуры
здоровья начинается с семьи,
с самого рождения человека
и даже раньше. Работа с родителями
по сохранению и укреплению
здоровья детей — важный
2. Использование здоровье
сберегающего потенциала
3. Система начального
образования — ступень
4. Средняя общеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, то есть систематически и последовательно формирующей культуру здоровья, обучающей, как нужно быть здоровым и душой и телом.
5. Система высшего образования
строит свою работу не только
на профилактике негативных
6. Подготовка и переподготовка
педагогических кадров для
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система образования имеет все здоровье сберегающие ресурсы, чтобы укреплять и сохранять здоровье подрастающего поколения [2, с. 289].
Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе.
За последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом [3, с. 201].
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
- падение уровня жизни,
социальные потрясения, неблагоприятная
экологическая обстановка в
- ухудшение состояние здоровья матерей;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- недостаточная квалификация
педагогов в вопросах охраны
здоровья и физической
- массовая безграмотность
родителей в вопросах
- неполноценное питание;
Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние
здоровья детей оказывают существенное
влияние такие факторы как
неблагоприятные социальные и экологические
условия. Резко отрицательная
Одновременно с негативным
воздействием экологических и экономических
кризисов на подрастающее население
страны оказывают неблагоприятное
воздействие множество факторов
риска, имеющих место в
Актуальность данной проблемы
непосредственно связана и с
нарастающей интенсификацией
Педагоги начальной школы давно замечают, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый класс детей становятся все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения.
Сегодня медики не в состоянии
справиться с проблемами ухудшения
здоровья, поэтому встает вопрос о
превентивной работе, о формировании
осознанного отношения к
Существует низкий уровень мотивации человека на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".
Также имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.
Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются
определения здоровья, часто имея
в виду его физическую составляющую,
забывая о социально-
К сожалению, отсутствует целостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения. Сюда следует отнести:
1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
3.
Низкий уровень санитарно-
4.
Отсутствует мода на здоровья.
Средства массовой информации
мало внимания уделяют
Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и ЗОЖ, но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно.