Здоровье сберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма

Содержание

Введение.
1. Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.
2. Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Наркомания.docx

— 35.26 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Алтайская государственная  педагогическая академия»

Институт психологии и  педагогики

Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий

 

 

 

 

Здоровье сберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 2 курса 713 группы

Бондарчук Мария Александровна

Проверил: кандидат пед. наук

Свиридов Александр Николаевич

 

 

 

 

Барнаул 2012

Содержание:

Введение.

1. Понятия здоровье сберегающих  технологий, функции, принципы работы, классификация.

2. Активизация педагогического  мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В новых условиях жизни  приоритетным направлением в системе  подготовки и организации воспитательно-оздоровительной  работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы  к реализации возможных проблем  плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Здоровье сберегающие  технологии по характеру действия делятся  на 4 группы:

    • Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
    • Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
    • Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма

          (закаливание, педагогическая психотерапия).

    • Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Реализация здоровье сберегающих  образовательных технологий - такая  организация образовательно-воспитательного  процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие.

Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.

Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой  учителя на уроке и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса.

Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной  заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации  их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.

Социально-адаптирующие и  личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья. Сюда относятся социально-психологические  тренинги, программы социальной и  семейной педагогики.

Лечебно-оздоровительные  технологии включают лечебную физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых  обеспечивает восстановление физического  здоровья.

Результат воздействия на учащихся всех здоровье сберегающих  технологий должен оцениваться с  помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики.

Цель здоровье сберегающих  образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность  сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые  знания, умения и навыки по здоровому  образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребёнка в школе, а это достигается  путём обеспечения каждому возможности  развиваться соответственно своим  индивидуальным особенностям. Значит перед школой стоит задача поиска технологий, форм и методов, позволяющих  осуществить индивидуализацию обучения.

 

 

 

 

Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.

 

Основной вопрос, который  встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и  успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование – культура – здоровье являются фундаментальной  основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности [1].

Основные направления  деятельности системы:

1. Формирование культуры  здоровья начинается с семьи,  с самого рождения человека  и даже раньше. Работа с родителями  по сохранению и укреплению  здоровья детей — важный вектор  образовательной политики. Образование  родителей в области здоровья  через всевозможные взаимосвязи  образования и семьи — первостепенная  задача. Будущие родители пока  еще учатся. И следует формировать  у них образ здоровой семьи.

2. Использование здоровье  сберегающего потенциала дошкольных  образовательных учреждений. Главная  задача ДОУ — подготовить здоровых  детей к обучению в школе.

3. Система начального  образования — ступень формирования  знания школьников о здоровье. Актуализация двигательной активности  младших школьников, соблюдение  санитарно-гигиенических правил, формирование  мотивов нравственного поведения,  систематические занятия физкультурой  и спортом.

4. Средняя общеобразовательная  школа должна стать школой, содействующей  здоровью, то есть систематически  и последовательно формирующей  культуру здоровья, обучающей, как  нужно быть здоровым и душой  и телом.

5. Система высшего образования  строит свою работу не только  на профилактике негативных явлений,  но и активно вовлекает студентов  в спортивно-массовые мероприятия,  формы досуга, различные виды  деятельности по формированию  культуры здоровья.

6. Подготовка и переподготовка  педагогических кадров для работы  в этом направлении. Педагог  должен быть сам здоров, знать  законы здорового образа жизни  и уметь передавать эти знания  и личный опыт обучающимся.  От здорового учителя — к  здоровому ученику и здоровому  обществу.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система образования  имеет все здоровье сберегающие  ресурсы, чтобы укреплять и сохранять  здоровье подрастающего поколения [2, с. 289].

 

 

Активизация педагогического  мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ  и начальной школе.

 

За последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом [3, с. 201].

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного  и младшего школьного возраста являются:

- падение уровня жизни,  социальные потрясения, неблагоприятная  экологическая обстановка в России;

- ухудшение состояние  здоровья матерей; 

- стрессы; 

- дефицит двигательной  активности;

- недостаточная квалификация  педагогов в вопросах охраны  здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять  этим вопросам внимание;

- массовая безграмотность  родителей в вопросах сохранения  здоровья детей; 

- неполноценное питание; 

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней  среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и  микроэлементов.

Безусловно, на состояние  здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как  неблагоприятные социальные и экологические  условия. Резко отрицательная экологическая  обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает эффективность образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических  кризисов на подрастающее население  страны оказывают неблагоприятное  воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных  учреждениях, которые приводят к  дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого  к последнему году обучения. Поэтому  одним из главных побудительных  мотивов проводимой модернизации школьного  образования послужило существенное ухудшение состояния обучающихся  детей и подростков.

Актуальность данной проблемы непосредственно связана и с  нарастающей интенсификацией учебного процесса. В связи с этим стоит  задача сохранить здоровье ребенка  в условиях интенсивного предметного  обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями  детского организма.

Педагоги начальной школы  давно замечают, что с каждым годом  уровень здоровья поступающих в  первый класс детей становятся все  ниже, а это значит, что снижаются  и потенциальные возможности  их успешного обучения.

Сегодня медики не в состоянии  справиться с проблемами ухудшения  здоровья, поэтому встает вопрос о  превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится  на плечи педагогов.

Существует низкий уровень мотивации человека на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Также имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

Существует более 300 определений  здоровья. В Уставе Всемирной организации  здравоохранения: здоровье - это состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

К сожалению, отсутствует  целостная и целенаправленная система  формирования культуры здоровья населения. Сюда следует отнести:

1.         Отсутствие последовательной и  непрерывной системы обучения  здоровью.

2.         Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

3.         Низкий уровень санитарно-гигиенической,  просветительской работы. Вся просветительская  работа направлена на лечение,  а не на предупреждение заболеваний.  При этом не раскрываются факторы  риска и, главное, - пути их преодоления,  не показываются функциональные  возможности организма в противодействии  неблагоприятным влияниям, в устранении  начальных признаков заболевания.  Вместо этого упор делается  на лекарственные и технические  средства лечения и восстановления  здоровья.

4.         Отсутствует мода на здоровья. Средства массовой информации  мало внимания уделяют формированию  гармонично развитого человека.

Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и  физиологии детского организма, закономерностям  развития ребенка и т.п. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная  грамотность учителей в вопросах здоровья и ЗОЖ, но даже при наличии  знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя сами нездоровы  и невольно подают дурной пример своим  воспитанникам. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов  заметных подвижек в практике работы школ не заметно.

Информация о работе Здоровье сберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников