Здоровье сберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма

Содержание

Введение.
1. Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.
2. Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Наркомания.docx

— 35.26 Кб (Скачать файл)

Чтобы педагог ДОУ или  начальной школы начал реализовывать  в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии, его этому  необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные  проблемы, а включая педагога в  активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровье сбережения.

Понятие "здоровье сберегающих  образовательных технологий" появилось  в педагогическом обиходе лишь в  последние годы. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровье сбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной  цели. Понятие "здоровье сберегающая" относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий  приоритет в идеологии и принципах  педагогической деятельности [4].

Здоровье сберегающая  педагогика, главная отличительная  особенность которой - приоритет  здоровья среди других направлений  воспитательной работы образовательного учреждения, включает:

- последовательное формирование  в детском саду, школе здоровье  сберегающего образовательного  пространства, с обязательным использованием  всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования  происходило без ущерба для  здоровья,

- а также воспитание  у детей культуры здоровья, под  которой понимают не только  грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение  потребности вести здоровый образ  жизни, заботиться о собственном  здоровье.

В качестве основополагающих принципов здоровье сберегающих технологий можно выделить:

1.         создание образовательной среды,  обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2.         творческий характер образовательного  процесса. Обучение без творческого  заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является  насилием над собой и другими.  Возможность для реализации творческих  задач достигается использованием  на занятиях, уроках и во внеурочной  работе активных методов и  форм обучения.

3.         обеспечение мотивации образовательной  деятельности. Ребенок - субъект  образования и обучающего общения,  он должен быть эмоционально  вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное  повышение работоспособности и  эффективности работы мозга не  в ущерб здоровью.

4.         построение учебно-воспитательного  процесса в соответствии с  закономерностями становления психических  функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5.         учет системного строения высших  психических функций. При формировании  базовых функций педагогу важно  принимать во внимание все  входящую в данную функцию  компоненты, их готовность к формированию  новой функции. 

6.         предпочтение значимого осмысленного  содержания при освоении нового  материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.

7.         осознание ребенком успешности  в любых видах деятельности. Педагогу  нет необходимости быть необъективным  - он может выделить какой-то  кусочек или аспект работы, похвалить  за старание в определенный  период времени. 

8.         рациональная организация двигательной  активности. Сочетание методик оздоровления  и воспитания позволяет добиться  быстрой и стойкой адаптации  ребенка к условиям детского  сада или школы: до 50% снижаются  общая заболеваемость, обострение  хронических заболеваний, пропуски  по болезни. 

9.         обеспечение адекватного восстановления  сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов  напряженной активной работы  и расслабления, смена произвольной  и эмоциональной активации необходимо  во избежание переутомления детей. 

10.      обеспечение  прочного запоминания. Научно  обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье  сберегающих технологий.

11.      комплексная  система закаливания детей. 

Заключение

 

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровье сберегающей и здоровье формирующей педагогической системы.

В преамбуле к «Уставу  Всемирной организации здравоохранения» (ВОЗ) сказано: здоровье – это состояние  полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье – это, прежде всего проблема социальная, в решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества.

За последнее десятилетие  процессы реформирования затронули  все слои общества, разрушили сложившуюся  инфраструктуру, резко усилили негативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценного образования  и воспитания. И именно поэтому  развитие здоровье сберегающих технологий и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитии гармонично развитой личности.

 

 

 

 

Литература

 

1.         Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2008. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

2.         Ахутина, Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов. - М., - 2007. - С. 289-298.

3.         Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., -2008. - С. 201-208.

4.         Выготский, Л.С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. соч.: В 6 томах. Т.1. - М.: Педагогика, - 2009. – 206 с.

5.         Егорова, М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии, - 1992. №5-6. - С. 3-14.

6.         Зеленкевич, И.Б. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2007. – №3. – С. 3–6.

7.         Матияш, О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике // Сов. педагогика. - 2010. - С. 128.

8.         Разумов, А.Н., Пономаренко, В.А. Здоровье здорового человека – М.: Медицина, - 2009. – 416 с.

9.      Сухарев, А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2009. Т. 7. №2. - С. 29 – 34.

10.      Тугаринов, ВП. Личность и общество. - М., - 2006. – 109 с.

11.      Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М, - 2009. – 336 с.

12.      Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. - 2009. Т. 6. №3. - С. 41-5.


Информация о работе Здоровье сберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни младших школьников