Значение коллективной творческой деятельности в формировании личностных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе
1.1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности………6
1.2. Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств…………………………………………...11
Выводы по первой главе…………………………………………………….16
ГЛАВА II. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах
2.1. Структура коллективной творческой деятельности………………18
2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности младших школьников……………………………………………………..23
2.3.Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности………………………………………………………………..26
Выводы по второй главе………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..31
Литература……………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 138.40 Кб (Скачать файл)

· Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Наиболее часто встречающиеся задачи.

1. Реклама дела.

2. Подготовка материалов  для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам  понадобится листок и ручка, для  конкурса инсценированной - записи песен).

3. Подготовка материалов  для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки  пропусков и погон для "Зарницы").

4. Оформление места проведения  дела.

5. Подготовка жури, критериев  судейства и подручных материалов  для жури (например, таблички с оценками на КВН).

6. Подготовка призов победителям.

7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка  станций, продумывание вопросов  к диспуту). Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.

8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть  проведение дела.

9. Организация прессы: фото, видео, статьи.

 

· Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).

· Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на праздничный концерт младшие классы могут прийти в повседневной одежде - необходимо предупредить их заранее, на турслете может идти дождь - взять с собой плащи).

·  Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет. (Пример: для проведения новогодней сказки нужен актовый зал - если его не откроют, новогодней сказки не будет).

·  Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.[13]

 

2.3.Типы, приемы  и условия проведения коллективной  творческой деятельности

 

Приемы проведения коллективной творческой деятельности

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.[16]

Условия проведения коллективной творческой деятельности

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.

В – первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во – вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В – третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В – четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире. [14]

 

Типы коллективных творческих дел

Существует три основных типа:

·   Представление;

·   Малое творческое дело;

·   Большое творческое дело.

 

 Большое творческое дело требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Малое Творческое Дело не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

 Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

Таким образом, малое творческое дело и представление будет являться коллективно творческими делами только для его организаторов.

Стоит особо подчеркнуть, что представление — это тип коллективно творческих дел, а не его форма.

Примеры типов коллективных творческих дел

Представление

·   Коллективные песни;

·   Игры;

·   Концерт;

·   Концертные номера + игры с залом;

·   Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).

Малое Творческое Дело

·   Телевизионные игры;

·   Перемещение по станциям;

·   Конкурсы;

·   Несценарные ролевые игры.

Большое Творческое Дело

·  Конкурс или набор постановок;

·  Сценарные ролевые игры;

·  Разновидности диспутов.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

В современной литературе выделяются следующие структуры организации коллективных творческих дел: простая линейная структура, сложная линейная структура и взаимосвязанная структура. Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более).

Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью.

Сложная линейная структура. Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находиться не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.

Особенностью взаимосвязанной структуры является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия - предварительная работа.

Вторая стадия - коллективное планирование КТД.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия - проведение КТД.

Пятая стадия - подведение итогов КТД.

Шестая стадия - последействие.

Существует несколько приемов проведения КТД. Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два – три.

Существует три основных типа КТД:

Большое творческое дело (конкурс или набор постановок и т.д.) требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Малое творческое дело (телевизионные игры, перемещение по станциям и др.) не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление (игры, концерт, игры с залом и т.д.) вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при активной роли взрослых. Взрослые создают условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

      Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, можно выявить, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темой по данной структуре делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной. Становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

      В ходе  теоретического анализа по теме было исследовано, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования и развития личностных качеств младших школьников.

     Таким образом, гипотеза, выдвинутая в введении, подтверждена. Поставленные цели и задачи достигнуты.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Выготский Л. С. Развитие  высших психических функций. М, 1960, с. 224—234.

2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сборник научных трудов. - М.: Наука, 1966. - С. 236-278.

3.Давыдов В.В. Проблема  деятельности как способа человеческого  бытия и принцип монизма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.,1990.

4.Занков Л.В. Дидактика  и жизнь. – М., 1968.

5.Краевский В. В. Методология  педагогики: анализ с позиции  практики //

Советская педагогика.1989. № 7. С. 33.

Информация о работе Значение коллективной творческой деятельности в формировании личностных качеств младших школьников