Значение коллективной творческой деятельности в формировании личностных качеств младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 18:49, курсовая работа
Краткое описание
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе 1.1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности………6 1.2. Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств…………………………………………...11 Выводы по первой главе…………………………………………………….16 ГЛАВА II. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах 2.1. Структура коллективной творческой деятельности………………18 2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности младших школьников……………………………………………………..23 2.3.Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности………………………………………………………………..26 Выводы по второй главе………………………………………………………29 Заключение……………………………………………………………………..31 Литература……………………………………………………………………..32
Многие формы КТД, упомянутые
выше, имеют прямое отношение к досугу
детей. И познавательные, и трудовые, и
спортивные, и художественные. Все, что
дети делают в свое удовольствие, добровольно,
есть их досуговая деятельность. И все-таки
есть особые игры, детские забавы, затеи,
потехи, которые являются коллективными
творческими делами. Их роль неоценима.
Они - действенная сфера самовоспитания,
ибо все "внешние" требования, которые
к ним предъявляют взрослые, они предъявляют
к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья,
улыбки, радости, что уже делает их педагогически
ценными. Досуг детей должен быть полноправным
видом деятельности, равным всем остальным.
Например: аукцион забав, академия веселых
наук, бал (новогодний, летний, ситцевый,
литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры,
базар головоломок, вечер легенд, вечер
веселых вопросов, вечер-путешествие,
взятие песочного городка, день "рекордов
Гиннеса " и т.д.
Коллективные творческие
дела с целенаправленным нравственным
содержанием.
Все модели работы с детьми
имеют нравственный аспект. Однако существуют
просвещенческие и тренинговые формы
деятельности, несущие этическую направленность.
Например: вечер этикета, откровения, гостевой
день, гайдаровская разведка, день рождения
коллектива, день рождения лагеря, день
этикета, диспут, "камертон доброго
настроения", комплексная игра, "огонек
знакомств" и т.д.
Коллективные творческие
дела в работе с активом.
Все дети, находятся ли они
в лагере или в школе, должны находиться
в "самочувствии актива". Будет ли
он сменным или постоянным, мы выбираем
сами. И работать с ним надо: учить, консультировать,
инструктировать, помогать осваивать
сферу организаторской работы. Можно использовать
коллективноые творческие дела - тренинги.
Вот примеры некоторых творческих дел
– тренингов:
"Геометрическая
фигура".
Длинные веревки связываются
в два больших кольца (веревочных колец
столько, сколько создается групп; длина
веревки зависит от количества участников).
Дети становятся в круг, держась за кольцо
веревки обеими руками. Вожатый предлагает
ребятам построить квадрат, треугольник,
пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не
выпуская из рук веревку. Участники тренинга
имеют право советоваться, разговаривать
вслух, искать решение в точно отведенное
время. Сначала у ребят может быть растерянность,
затем они начинают путь решения, спорить.
Кто-то обязательно будет руководить всеми.
Эти "кто-то" и есть лидеры.
"Номера".
Ребята делятся на группы, например,
на три команды. Всем ребятам на спины
прикалываются номера, от цифры 1 до цифры
10. По команде вожатого группы перемешиваются.
По второй команде надо прибежать к "своим"
и выстроиться спиной к вожатому от первой
до последней цифры по порядку. Условия
можно менять: дети строятся от цифры 10
до цифры 1, т.е. наоборот. Дети строятся
так: сначала нечетные цифры, затем четные.
Могут быть и такие варианты:
надо построиться по росту; надо
построиться в алфавитном порядке,
учитывая первую букву, с которой начинается
фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет
задание. Кто лидирует, кто выполняет задание
пассивно. [10]
1.2.Влияние коллективной
творческой деятельности на формирование
и развитие личностных качеств
В настоящее время в социально-педагогической
теории и практике уделяется
большое внимание применению
активных форм обучения и воспитания,
поскольку эти формы способствуют
формированию активной жизненной
позиции и воспитанию личности
созидательного типа. Интерес к
этой проблеме объясняется ещё
и тем, что в наше сложное
время кризисов и перемен человеку
необходимо научиться быть готовым
к любым трудностям, уметь преодолевать
их, а также быть способным
принимать решения и совершать
поступки, то есть проявлять лидерские
качества. Особенно это актуально
для младшего школьника. Современные
дети младшего школьного возраста
способны проявить инициативу, активность,
творчество, однако реальная практика
говорит о том, что в начальной
школе в подавляющем большинстве
случаев учащиеся пассивно выполняют
поручения педагога, тогда как
ребёнок способен активно участвовать
в общественной жизни, самостоятельно
принимать решения в различных
ситуациях. Начальное обучение закладывает
фундамент всего дальнейшего
учения и развития личности. Особенность
воспитания и обучения данной
ступени состоит в том, что
они осуществляются, как правило,
одним педагогом. От умелого руководства,
сочетания различных форм работы,
направленных на формирование лидерских
качеств у младших школьников, зависит
социальная успешность детей в будущей,
учебной, личной, профессиональной деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что
реализация данных подходов должна осуществляться
при выполнении совместной деятельности
всеми членами коллектива, а значит и развитие
лидерских качеств младших школьников
должно проходить в коллективной деятельности.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации
жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий
совместную деятельность, направленную
на улучшение совместной жизни. Коллективное
творческое дело (КТД) является важнейшим
структурным компонентом методики коллективно-творческого
воспитания. Данная методика предполагает
широкое участие каждого в выборе, разработке,
проведении и анализе коллективных дел.
Каждому предоставляется возможность
определить для себя долю, характер своего
участия и ответственности. КТД позволяют
создать в школе широкое игровое творческое
поле, которое заключается в том, что каждый
участник дела находится в ситуации придумывания,
сочинительства, фантазии, то есть создания
чего-то нового. В процессе КТД ребята
приобретают навыки общения, учатся работать,
делить успех и ответственность с другими,
узнают друг о друге много нового. Таким
образом, идут два важных процесса одновременно
- формирование и сплочение классного
коллектива, и формирование личности школьника,
развитие тех или иных качеств личности.
В процессе общей работы происходит и
взаимодействие людей разных возрастов.
Во время планирования и организации КТД
взрослые и дети приобретают большой организаторский
опыт, каждый может подать идею, предложить
новый способ действия, взяться за реализацию
определенного этапа коллективного творческого
дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей
в школу, обеспечивают широкую внеурочную
занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской[6],
обогащая коллектив и личность социально
ценным опытом, позволяют каждому проявить
и совершенствовать лучшие человеческие
задатки и способности, потребности и
отношения, расти нравственно и духовно.
Сила каждого КТД в том, что оно требует
общего поиска, дает ему толчок и открывает
для него широкий простор. Поэтому, в каждом
из таких дел важны гибкая форма и богатое,
разнообразное содержание, нестандартные
варианты.
В сфере воспитания коллективная
деятельность и коллективные творческие
дела (КТД) уже на протяжении десятилетий
занимают свое особое место. Эта замечательная
методика, технология, прекрасно учитывающая
психологию, действительно способна творить
чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую
атмосферу коммунарского сбора, участвовал
в КТД, магическим образом пробуждался
творческий потенциал, возникали самые
добрые чувства к своим товарищам.
Сейчас коллективная творческая
деятельность переживает второе рождение
их разнообразие, и периодичность позволяет
учащимся реализовывать свои интересы
и потребности, развивать интеллектуальные
и творческие способности, социальное
творчество. Данная система предполагает
широкое участие каждого в выборе, разработке,
проведении и анализе коллективных дел.
Как известно, готовых рецептов воспитания
не бывает. Один к одному повторить чью
– то авторскую идею КТД невозможно, но
“схватить” эту идею, почувствовать её
и разработать с детьми в обновленном
варианте – уже творчество. Существуют
сотни и тысячи моделей работы с детьми.
У каждой свой сценарий, своя композиция,
свой монтаж, своё содержание, свой набор
творческих ролей. Здесь важен замысел
коллективно творческого дела. Сам потенциал
коллективного дела (в котором куча индивидуальных
ролей, положений, заданий, ситуаций, находок)
богат коллективными мыслями ребят. Детская
импровизация – высшее достижение КТД.
И у каждого всё получается по-разному.
Любую модель можно насытить содержанием
разных направлений воспитательной деятельности.
Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались
в деле, насытились роскошью общения, содружеством
и сотворчеством.
В работе с КТД педагог постоянно
опирается на микроколлективы: отряды,
звенья, команды, советы дела, творческие
объединения, приятельские группы, чтобы
дойти до каждого в том или ином КТД. Дети
могут на разных этапах подготовки, проведения
и анализа быть в разных микрогруппах.
И это очень важно. В разных группах ребенок
вступает в новые отношения, занимает
новые положения. Разбить ребят на “группы
действия” помогут такие приемы, как жеребьевка,
считалка, добровольное желание, заявка
на участие. Ребят можно “развести” по
группам, по игровым и даже шуточным приметам:
по цвету волос, глаз, росту, именам, по
дню рождения, месту жительства и т.д. Можно
назвать трех – четырёх первых членов
группы, те выберут по одному партнёру,
выбранные назовут следующих, так быстро
укомплектуется команда. Можно разложить
цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”,
дети выберут их произвольно, создав группу.
Группа – главный “инструмент”
КТД. Ребят надо учить работать вместе,
уважая мнение каждого своего товарища,
считаясь с его интересами и желаниями.
Если все хотят делать что-то, надо использовать
конкурс, если никто не хочет жеребьевку.
Каждому предоставляется возможность
определить для себя долю, характер своего
участия и ответственности.
КТД позволяет создать широкое
игровое творческое поле, которое заключается
в том, что каждый ученик находится в ситуации
придумывания, сочинительства, фантазии,
т.е. создания чего-то нового. Результатом
такого творчества становятся написанные
детьми или взрослыми по отдельности или
совместно сценарии, сочинения, стихи,
песни, на сцене демонстрируются спектакли,
миниатюры и т.д. Выставки, организуемые
почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют
широкий спектр творческих работ прикладного
характера.
Большие выставки прикладного
и письменного творчества, а так же публичные
выступления ребят на сцене друг перед
другом, часто не просто перед ровесниками
из параллели, а перед младшими и старшими,
создают ситуации демонстрации успеха,
ситуации оценки своих достижений относительно
успехов других.
КТД имеет огромное влияние
на личность каждого человека, на класс,
который является первичным коллективом.
В процессе КТД ребята приобретают
навыки общения, учатся работать в коллективе,
делить успех и ответственность с другими,
узнают друг о друге много нового, наконец,
просто знакомятся и приобретают друзей.
В процессе общей работы происходит взаимодействие
людей разных возрастов, старшие помогают
младшим, младшие учатся у старших. КТД
становятся мощной силой, обеспечивают
широкую внеурочную занятость детей. Положительно
эмоциональный настрой, гарантированная
ситуация успеха высвобождает добрые
чувства, сопереживания всех всем.
КТД – это верный путь соединения
и создания школьной общности на длительное
время, создание и расширение пространства,
способствующего развитию личности.
КТД дают возможность ученику:
реализовать и развивать свои
способности
расширить знания об окружающем
мире
приобрести навыки проектирования
проявить организаторские умения
закрепить коммуникативные
навыки
формировать способности к
рефлексии (анализу)
КТД имеет огромное влияние
на личность каждого школьника, поскольку
является способом организации яркой,
наполненной трудом и игрой, творчеством
и товариществом, мечтой и радостью жизни
и в то же время, являясь основным воспитательным
средством. В коллективной творческой
деятельности любой младший школьник
может заявить о себе, продемонстрировать
такие качества своей личности, как ответственность,
исполнительность, инициативность, общительность,
организованность, авторитет, а значит
свои лидерские качества. [11]
Выводы по первой
главе
Создать условия для всестороннего
развития личности младшего школьника
помогают коллективные творческие дела.
Основатель методики КТД Игорь
Петрович Иванов.
В своих работах И.П.Иванов характеризует
сущность коллективных воспитательных
дел следующим образом:
КТД
- это способ организации яркой, наполненной
трудом, творчеством и общением жизни
единого коллектива воспитателей и воспитанников,
старших и младших.
В настоящее время существуют
различные виды коллективных творческих
дел: общественно-политические, познавательные,
трудовые, экологические, спортивные,
досуговые, коллективные творческие дела
в работе с активом, коллективно творческие
дела с целенаправленным нравственным
содержанием.
В сфере воспитания коллективная
деятельность и коллективные творческие
дела (КТД) уже на протяжении десятилетий
занимают свое особое место.
КТД позволяют создать в школе
широкое игровое творческое поле, которое
заключается в том, что каждый участник
дела находится в ситуации придумывания,
сочинительства, фантазии, то есть создания
чего-то нового. В процессе КТД ребята
приобретают навыки общения, учатся работать,
делить успех и ответственность с другими,
узнают друг о друге много нового. Таким
образом, идут два важных процесса одновременно
- формирование и сплочение классного
коллектива, и формирование личности школьника,
развитие тех или иных качеств личности.
КТД позволяет учащимся реализовывать
свои интересы и потребности, развивать
интеллектуальные и творческие способности,
социальное творчество. Данная система
предполагает широкое участие каждого
в выборе, разработке, проведении и анализе
коллективных дел.