Значение ручного труда в формировании личности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Ручной труд в формировании личности ребенка обладает неограниченными возможностями для развития воображения в том числе и пространственного, смекалки, творчества.
Труд имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям.
Выращивая растения на грядке, в уголке природы, дети с интересом наблюдают весь цикл развития «от семени до семени», наглядно убеждаются в зависимости роста растения от создания необходимых для этого условий (наличия влаги, света, тепла). Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления. [3]

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Значение ручного труда в  формировании личности ребёнка

 

Ручной труд в формировании личности ребенка обладает неограниченными возможностями для развития воображения в том числе и пространственного, смекалки, творчества.

Труд имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям.

Выращивая растения на грядке, в уголке природы, дети с интересом наблюдают весь цикл развития «от семени до семени», наглядно убеждаются в зависимости роста растения от создания необходимых для этого условий (наличия влаги, света, тепла). Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления. [3]

Ручной труд является подготовительной ступенью в решении задач, поставленных перед средней школой в области обучения и подготовки учащихся к практической деятельности. Программы по ручному труду предусматривают ознакомление детей с различными материалами и их свойствами, с простейшими ручными инструментами и приемами пользования ими при обработке материалов. Воспитатель знакомит детей с такими материалами, как бумага, картон, ткань, глина или пластилин, а также с инструментами (ножницы, кисточка, линейка, игла). В содержание уроков ручного труда входит изготовление простейших изделий: игрушек, игр, наглядных пособий. На занятиях  ручного труда воспитатель обучает детей первоначальным трудовым умениям, обработке материалов простым ручным инструментом.

Ручной труд, если он правильно организован, оказывает влияние на весь организм ребенка, решая и задачу физического воспитания.

Ручной труд - это не только трудовая, но в известной мере и прикладная изобразительная деятельность. Следовательно, ручной труд содействует эстетическому воспитанию.

На занятиях ручного труда дети изготовляют или украшают орнаментом, аппликацией коробки, закладки, папки и другие изделия. Перед воспитателем стоит задача воспитать у детей определенный вкус к украшению изготовленной вещи, научить их подбирать цвета и оттенки, правильно сочетать фон и орнамент или рисунок, пользоваться народными орнаментами. На занятиях ручного труда в качестве образцов и наглядного материала не используется богатство прикладного искусства народа. А ведь ручной труд содержит все возможности сочетать две стороны изготовление полезной вещи и ее целесообразное и грамотное украшение. [1]

 

2.Содержание ручного и художественного труда в разных возрастных группах в соответствии с требованиями  современных образовательных программ

 

При занятии ручным и художественным трудом дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами. Представление о том, что в процессе создания предметов человек использует разные материалы и инструменты - иголки, ножницы, молотки (например, шитье платья для куклы, поделка игрушек из бумаги, «бросового» материала).

В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности, расширяет и уточняет представления о предметах ближайшего окружения как результатах труда взрослых.

Ребенок приобретает возможность ориентироваться в многообразии предметного мира, назначении вещей и предметов, окружающих детей в повседневной жизни детского сада и семьи, выделяет особенности строения этих предметов и назначение их частей (например, ручка у дверцы шкафчика для одежды сделана для того, чтобы было удобнее открывать; полочка нужна, чтобы положить на нее шапочку, шарфик, варежки).

Ребенок начинает ориентироваться в широко используемых для создания предметного мира материалах (бумага, картон, ткань, дерево, пластмасса, стекло) и их основных качествах и свойствах.

Воспитатель проектирует игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов (бумага, картон, ткань, дерево, «бросовый» материал) с учетом потребности детской деятельности. Обеспечивает возможность осваивать 3-4 действия и ярко выраженные промежуточные результаты (кораблик из дерева, шитье платья для куклы, смешные человечки из пластмассовых футляров от «Киндер-сюрпризов»). Взрослый учит детей вычленять и называть (по вопросам) действия: «Что задумали сшить для куклы Кати? Из чего шили платье? Что нужно было для шитья? Как шили? Что сделали сначала, что потом? (выделение 3-4 действий). Что получилось?» или «Почему после завтрака стали мыть чашки? Где мыли посуду? Что нужно, чтобы вымыть посуду? Как мыли грязные чашки? Что сделали, чтобы смыть мыльную пену? Как чашки стали сухими?»

Используя игровой персонаж, воспитатель совместно с детьми устанавливает связь между целью и результатом труда. Дети объясняют игровому персонажу, почему выбрали для шитья платья ткань, а не бумагу, зачем для работы нужны были ножницы, иголки. В игровых ситуациях воспитатель побуждает детей на основе наглядности к составлению простейших описательных рассказов о хорошо известных трудовых процессах.

Дети осваивают навыки различать сходные предметы как результаты труда взрослых: точно соотносить название с предметом, вычленять его назначение, части, узнавать материал, из которого он сделан, по характерным признакам: твердость, мягкость, прозрачность, гладкость, блеск, ощущение тепла, холода, пушистость.

Взрослый поощряет бережное отношение к предметам, умение использовать их в соответствии с назначением и свойствами. Учит детей составлять, с помощью взрослого, первые описательные рассказы о предметах, отражая знания о назначении предмета, его строении и назначении частей, качествах и свойствах материала, из которого предмет сделан, и о других ярко выраженных особенностях (цвет, форма, размер).

У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда, он понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними, ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. На вопросы взрослого ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет, может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете, осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

Кроме того, ребенок проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. [3]

И так, содержание ручного и художественного труда в разных возрастных группах в соответствии с требованиями  современных образовательных программ играет огромный роль в воспитании ребенка дошкольного возраста.

 

3.Изготовление поделок из различных материалов

 

Фантазия ребенка безгранична, и, стоит ребенку лишь показать какой-то новый материал для творчества и сделать одну поделку - она польется рекой. Делать поделки с ребенком можно практически из всего: из спичек, из пластиковых бутылок, растений и их семян, шишек, из дерева или коры, поделки из пуговиц, из любого бросового материала, и это не считая поделок из таких распространенных материалов, как пластилин и бумага.

Существует множество природных материалов, из которых можно сделать веселые и красивые поделки своими руками. Такое занятие будет очень интересно деткам разных возрастов. Одним из самых доступные материалов для рукоделия являются листья деревьев, вы будете собирать их со своим ребенком с весны и до осени, а чтобы делать и зимой поделки из листьев, попробуйте засушить их. Это сделать очень легко, если осенние листочки разложить между страницами толстой книги, они быстро высохнут и останутся ровными, и из них будет удобно делать различные аппликации. Если же вы собираетесь заниматься творчеством, используя свежие листья, их предварительно можно прогладить горячим утюгом, тогда они лучше будут приклеиваться к бумаге. С помощью этого материала можно изобразить разных животных, комбинируя листочки раной величины и формы. Можно сделать аппликацию в форме мишки или зайчика, а недостающие детали, например, хвостик или ушки, ваш ребенок может дорисовать красками, а также же дорисовать задний фон, деревья, травку, солнышко. Красиво из листьев получаются рыбки в аквариуме, тут вместе с аппликацией на синий картон нужно приклеить также морские ракушки.

Желуди тоже используются как материал для рукоделия, а насобирать их можно как в парке, так и в лесу, где много дубовых деревьев, а заодно можно и насобирать дубовых листочков, которые имеют красивую форму и могут пригодиться для различных поделок. Только нужно помнить, что поделки из желудей лучше делать сразу после того, как вы их собрали, материал будет мягким, его легко можно разрезать или проколоть, если же они долго будут лежать в сухом месте, желуди необходимо будет немного замочить в воде, чтобы они снова стали податливыми. Плоды большого размера подходят для изготовления из них туловище человечков или животных, а с помощью маленьких можно сделать головку, из шляпок сделаете ботиночки, чтоб поделка была более устойчива, или же придумать интересный головной убор для вашего человечка. Вместо ножек используйте спички, однако, возьмите на себя задачу прокалывать шилом отверстия, куда будут крепиться ножки, для ребенка это процедура может оказать опасной. Глазки и носик можно нарисовать фломастером или ж слепить из пластилина.

Бумага это очень универсальный для творчества материал, такие поделки может сделать каждый ребенок, а процесс будет очень интересным и увлекательным. Можно использовать как твердый разноцветный картон, так и обыкновенную цветную бумагу. С вашей помощью ребенок сможет сделать дерево из бумаги, мастер класс этой поделки очень простой и не требует специальных умений или подготовки. Самое простое дерево выполняется с помощью скручивания листа картона к конус и последующего украшения его либо бумажными розочками, либо цветочками, вырезанными из разноцветной бумаги. Главное, подключите побольше фантазии и помогайте своему ребенку в его начинаниях в творчестве. [5]

23 февраля, для ребенка  это праздник папы и дедушки и их просто необходимо поздравить какой-нибудь поделкой. Предлагается идеи поделок с 23 февраля для изготовления девочкам и мальчикам как дома с мамой, так и в детском саду.

Ребенку до 5 лет можно предложить выполнить открытку - аппликацию по заранее подготовленным шаблонам: 

Детям очень нравится клеить поделки из спичечных коробков.

 

 

4.Методы руководства ручным трудом

 

Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время воспитатель формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. [4]

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, и работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачества, шитья, вышивания).

Перед воспитателем встает довольно сложный вопрос: как создать условия для организации указанного в «Программе воспитания в детском саду» содержания ручного труда? В какое время обучать каждого ребенка всем необходимым умениям и добиться того, чтобы у всех детей был сформирован устойчивый интерес к труду? Какими методами осуществлять работу по нравственному воспитанию?

Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом «вперед иголкой»). Все дети подготовительной группы должны уметь владеть молотком, уметь вбить гвоздь, скрепить изделие и т. д.

Другие виды ручного труда организуются в зависимости от местных условий: так, в одних детских садах будет организовываться ручной, труд по изготовлению изделий из соломки, в других — из желудей, каштанов, в третьих дети будут изготовлять разные предметы из бросового материала (катушек, коробок, картона) и т. д.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Перед воспитателем, руководящим ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей" М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гоберидзе З. А. Михайлова и др.- СПб.: Детство-Пресс, 2011.528с.

Информация о работе Значение ручного труда в формировании личности ребёнка