Игра в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.3-5
1. Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………………… стр.6-19
1.1. Значение игры для младшего школьника …………………………… стр.6-8
1.2. Виды игр……………………………………………………………….стр.9-16
1.3. Воспитательный и обучающий потенциал игры …………………стр.17-19
2. Дидактические игры…………………………………………………...стр.20-27
2.1. Своеобразие дидактических игр ……………………………………стр.20-22
2.2. Руководство дидактическими играми ……………………………...стр.23-27
3. Настольные игры-пособия ……………………………………………стр.28-29
4. Подвижные игры с правилами ………………………………………..стр.30-31
Заключение ………………………………………………………………….. стр.32
Список литературы…………………………………………………………...стр.33

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и др.); игры, требующие

двигательной активности, сноровки и т.д.(«Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта («Кто на чём ездит, плавает, летает»), действуют герои сказок («Сказки Пушкина», «Смелые и ловкие», и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности («Настольный кольцеброс», «Настольные кегли», «Волчок» и др.)

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия, или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто скорее соберёт картинку» на координацию движений) и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Подвижные игры  с правилами.

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, то есть повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье. Игры подбираются с учётом возрастные особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

                                                  Заключение.

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

  Список литературы

 

  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
  2. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
  3. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер.С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.
  4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
  5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.
  6. Эльконин Д.Б.«Символика и ее функции в игре детей //      Дошкольное воспитание» 1966г. №3
  7. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
  8. Запорожец А. В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста», М.-1948;
  9. Манулейко З. В. «Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов», М.-1969; 
  10. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М.-1982;
  11. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», М.1996;
  12. Шмаков С. А. «Её величество игра», М.-1992;
  13. Эльконин Д. В. «Психология игры», М.-1978;
  14. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!— М., 1983.

 

 

 


Информация о работе Игра в воспитательном процессе