Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость исследования заключается в том, что такая деятельность как игра, помогает всестороннему развитию ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни.
Проблема исследования заключается во влиянии игры на всестороннее развитие детей и их личностных качеств. Игра создает положительный и эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно и если не применять игровые приемы и методы будет потеряна гармоничность развития ребенка.
Объект исследования – процесс всестороннего развития ребенка средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игровые средства всестороннего развития дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы игры как ведущего вида деятельности дошкольника
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры.
Ее понятие и сущность…….…………………………………………………5
1.2.Классификация и характеристика основных видов игр……………….7
Выводы первой главы………………………………………………………..18
Глава 2. Эмпирическое исследование развивающей игры для детей
2.1Методика всестороннего развития детей с помощью игр.…………….20
2.2. Анализ хода и результатов исследования …………………………….27
Выводы второй главы……………………………………………………..….31
Заключение………………………………………………………………..….33
Список литературы…………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.docx

— 91.95 Кб (Скачать файл)

«Попади в цель». Упражнение развивает ориентировку в пространстве, настойчивость, внимание. Нужно вырезать из бумаги круг диаметром 20 см, положить его на пол. Ребенку дайть мелкие предметы (камешки, бусинки, фасоль) и предложить бросить их, чтобы попасть в центр круга. Малыш должен бросать предметы с разной высоты – сначала в положении сидя, затем – стоя, после – со стула.

 «Танцуем». Такая игра способствует развитию общей моторики, восприятия, внимания, воображения, фантазии. Нужно включить танцевальную музыку. Предупредить ребенка, что он может двигаться, как ему хочется. Но когда музыка выключается, он должен замереть и не двигаться, пока она опять не заиграет. Замереть малыш должен в той позе, на которой прервалась музыка.

 «Движения  животных». Веселая игра, которая  развивает у малыша навыки  общения, общую моторику, воображение. Нужно прочитайть или расскажить ребенку о каком-либо животном, показать его на картинке или видео. Затем попросить малыша, чтобы он изобразил это животное (походку, повадки, звуки, которые тот издает).

 

Развивающие игры и упражнения для ребенка от четырех до шести лет Задания в развивающих играх и упражнениях для ребенка 4-6 лет более сложные, чем для деток предыдущей возрастной группы. В этом возрасте детей начинают готовить к школьному обучению, ставят перед ними более сложные задачи. Все упражнения и игры, которые используют для развития детей, можно условно разделить на группы, в зависимости от их цели. Упражнения, развивающие память.

«Найди предмет». Ребенку предлагают запомнить предметы, которые изображены на 3-4 картинках. Он должен их назвать вслух. После этого ему нужно отыскать их изображение в беспорядочно разбросанных 10-12 картинках. Такое упражнение хорошо проводить при изучении букв и цифр. Можно для этого использовать специальную кассу букв и цифр.

 «Рисуем  образ». Нужно называть слово (предмет, явление, чувство) и предложить малышу нарисовать тот образ, который у него возникает. Это не должно быть обязательно изображение предмета. Пусть ребенок проявит фантазию. Продиктовав 4-7 слов, попросите его назвать слова в том порядке, в котором вы их говорили. Упражнения и игры, развивающие речевые и фонетические навыки.

 «Слова-неприятели». Нужно предложить малышу подыскивать слова, противоположные по значению тем, которые вы называете (слова-антонимы). Например, сладкий – горький, горячий – холодный, день – ночь, весело - грустно.

«Составь фразу». Ребенку предлагают составить маленький рассказ (на 3-4 предложения), используя названные слова. Например, слова: «зеленый лес, спелая ягода, полная корзина, веселая песня, лесное озеро». Упражнения, развивающие мышление.

 «Кто кем (чем) будет?» Ребенку предлагают ответить, кто кем (чем) будет. Например, яйцо – цыпленком, черепашкой, снег – водой, мальчик – мужчиной и так далее. Упражнения и игры, развивающие внимание.

«Хлопаем». Называйте ребенку слова, договорившись предварительно, что он хлопает, если услышит название цветка. Можно усложнить задание, предложив при этом вставать, если вы называете слово, обозначающее животное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы первой главы

Дошкольный возраст является уникальным и самоценным периодом развития ребенка, именно в этот период закладываются важные и фундаментальные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и всему этому способствует самостоятельная деятельность, такая как игра.

Игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать,

предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Игра, является основным видом деятельности дошкольника. В этом возрасте она имеет высокое развивающее значение.  Вопрос о природе игры и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин. Различные подходы к детской игре отражены во многих работах, среди них можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения( Лисина М.И.) , либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.).

В теоретической части курсовой работы, была рассмотрена история возникновения игры, даны основные определения игры, раскрыта ее сущность и особенности. Так же были описаны характеристики основных видов игр и их классификация. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном  возрасте выделяются три класса игр:

- игры, возникающие  по инициативе ребенка – самодеятельные  игры;

- игры, возникающие  по инициативе взрослого, внедряющего  их с образовательной и воспитательной  целью;

- игры, идущие  от исторически сложившихся традиций  этноса – народные игры, которые  могут возникать как по инициативе  взрослого, так и более старших  детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

В конце первой главы подобраны игра предназначенные для детей разных возрастов дошкольного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование  влияния детских игр.

2.1. Методика всестороннего развития детей с помощью игр.

 

В мировой и отечественной психодиагностике создан огромный арсенал методик по выявлению сформированности игровой деятельности детей дошкольного возраста, но для того чтобы у ребёнка происходило развитии игры нужен комплексный подход. Комплексный подход содержит определённые компоненты;

  - обеспечение приобретения  детьми доступного и соответствующего  их возрасту жизненного опыта  во время прогулок, в быту, знаний  о действительности .

Д. А. Саар отмечает , что многое зависит от стратегии ознакомления детей с окружающей действительностью.

   -обогащение игрового опыта  детей. На начальном этапе развития  игровой деятельности этот процесс  носит обучающий , а в старшем  дошкольном возрасте – активизирующий  характер. Для этого необходимо  наиболее эффективно использовать  обучающие игры ,игры- загадки , игры-инсценировки.

  -рациональная организация  предметной среды для игровой  деятельности

Разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной, инициативной игры. Организация предметно-игровой среды требует определения места игры в педагогическом процессе и необходимого пространства для разнообразных детских игр.

   -комплексного руководства  развитием самодеятельных игр  – это активизирующее игру  общение взрослых с играющими  детьми. Одним из серьёзных факторов , влияющих на развитие содержания  детских игр, является живой интерес  взрослого к детским играм  умение возбуждать интерес к играм , направлять его и вовремя поддерживать , планировать развитие игры.

Для исследования всестороннего  развития детей младшего возраста на базе ДОУ «Аленушка» Городищенского района Волгоградской области был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети 3-х лет в количестве 10 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 5 человек в каждой).  Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап - констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития игровой деятельности у детей в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап - формирующий.

На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие игровой деятельности  детей младшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап - контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития игровой деятельности у детей в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении общего уровня развития игровой деятельности у детей в экспериментальной и контрольной группах.

Критериями общего развития игровой деятельности у детей младшего возраста мы выделили: восприятие, внимание, воображение.

Нами были определены высокий, средний и низкий уровни развития детей младшего возраста:

Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

 

С целью выявления уровня развития внимания и творческого воображения посредством игры, мы использовали методику «Загадки».

 

Игра на развитие внимания и творческого воображения «Загадки»

Цель: Предложить детям поиграть и научить их по ряду признаков определять предмет, развивать внимание, творческое воображение. Выявить готовность детей к развитию.

Ход игры : Экспериментатор читает ранее подготовленные загадки. Загадки должны быть легкие, чтобы ребенок младшего дошкольного возраста с легкостью мог их разгадать. Читает медленно, чтобы дети смогли уловить суть. После того как дети отгадывают загадку,  экспериментатор обращает внимание на выделенные в загадке свойства предметов. Затем просит ребенка придумать свою загадку о том же предмете. Пока дети отгадывают и придумывают свои загадки, экспериментатор делает пометки, как дети включаются в данную деятельность и насколько проявляется у них творческое воображение.

После проведения эксперимента, экспериментатор хвалит детей за проделанную ими работу.

 

Примеры загадок для детей:

Перед волком не дрожал,

 От  медведя убежал,

Но лисице на зубок.

Все ж попался... (колобок).

 

На сметане мешен,

 На  окошке стужен,

Круглый бок,

румяный бок — Покатился... (колобок).

 

 

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

 Попадает  вместо школы

 В  полотняный балаган.

 Как  зовется эта книжка?

 Как  зовется сам мальчишка?

 Вот  подсказка вам, друзья:

Его девочка Мальвина

 Называла... (Буратино).

 

Лечит маленьких детей,

 Лечит  птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

 

Кто на свете ходит

 В  каменной рубахе?

 В  каменной рубахе Ходят... (черепахи).

 

У этого зверя огромный рост,

 Сзади  у зверя — маленький хвост,

 Спереди  у зверя — хвост большой,

Ну конечно, это он! Ну конечно, это... (слон).

 

И в лесу мы, и в болоте,

 Нас  везде всегда найдете — На  поляне,

на опушке.

Мы — зеленые... (лягушки)

 

Результаты данного эксперимента показали, что в экспериментальной группе: только у одного испытуемого высокий уровень развития внимания и творческого воображения - 10%, а низкий уровень развития был выявлен у двух испытуемых - 20%. Двое испытуемых (20%) показали средний уровень развития воображения и внимания. В контрольной группе: у двух испытуемых высокий уровень  - 20%, низкий уровень развития был выявлен у  одного испытуемого – 10%. Двое  испытуемых – 20% показали средний уровень развития.

Итак, по результатам проведенной методики можно составить таблицу 1.2.1:

Таблица 2.1.1 Результаты тестирования по методике "Загадки»

 

Группы

Уровень

Количество результатов

Соотношение, %

Экспериментальная группа

Высокий

1

10

Средний

2

20

Низкий

2

20

Контрольная группа

Высокий

2

20

Средний

2

20

Низкий

1

10

Информация о работе Игра как ведущий тип деятельности дошкольников