Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость исследования заключается в том, что такая деятельность как игра, помогает всестороннему развитию ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни.
Проблема исследования заключается во влиянии игры на всестороннее развитие детей и их личностных качеств. Игра создает положительный и эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно и если не применять игровые приемы и методы будет потеряна гармоничность развития ребенка.
Объект исследования – процесс всестороннего развития ребенка средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игровые средства всестороннего развития дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы игры как ведущего вида деятельности дошкольника
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры.
Ее понятие и сущность…….…………………………………………………5
1.2.Классификация и характеристика основных видов игр……………….7
Выводы первой главы………………………………………………………..18
Глава 2. Эмпирическое исследование развивающей игры для детей
2.1Методика всестороннего развития детей с помощью игр.…………….20
2.2. Анализ хода и результатов исследования …………………………….27
Выводы второй главы……………………………………………………..….31
Заключение………………………………………………………………..….33
Список литературы…………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.docx

— 91.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Игра «Танцуем».

Цель: Такая игра способствует развитию общей моторики, восприятия, внимания, воображения, фантазии.

Ход игры: Нужно включить танцевальную музыку и попросить ребенка танцевать, так как ему хочется. Но когда музыка выключается, он должен будет замереть и не двигаться, пока она опять не заиграет. Замереть малыш должен в той позе, на которой прервалась музыка.

 

Нами были определены высокий, средний и низкий уровни развития детей младшего возраста:

Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

 

Результаты данной методики показали, что в экспериментальной группе:  у двоих испытуемых высокий уровень развития - 20%, а низкий уровень  развития был выявлен у одного испытуемого - 10%. Двое испытуемых (20%) показали средний уровень. В контрольной группе: у двух испытуемых высокий уровень речевого развития - 20%, низкий уровень речевого развития был выявлен у  одного испытуемого – 10%. Двое  испытуемых – 20% показали средний уровень речевого развития.

 

Итак, по результатам проведенной методики можно составить таблицу 1.2.1:

 

 

 

 

Таблица 2.1.1 Результаты тестирования по методике "Определение активного словарного запаса"

Группы

Уровень

Количество результатов

Соотношение, %

Экспериментальная группа

Высокий

1

20

Средний

2

20

Низкий

2

10

Контрольная группа

Высокий

2

20

Средний

2

20

Низкий

1

10


 

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень развития, исходя из определения общего уровня развития внимания и воображения, 40% испытуемых показали средний уровень и лишь 30% детей имеют высокий уровень развития. Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития.  Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.

 

В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы.

Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении общего уровня развития внимания и воображения детей раннего возраста.

Решение основных задач достигалось направленным воздействием на данные сферы личности.

Для реализации этих задач мы провели серию занятий из приложений 2;3;4;5.

 

 

Игра «Собери открытку».

Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.

Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток. Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.

 

Игра « Склеим картинку».   

Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько частей. Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в единое целое.

Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.

 

2.2. Анализ хода и результатов исследования.

Исследование проводилось 06.05.2014 с 9.30- 10.30 во время дневной прогулки. В исследовании участвовало 10 детей младшего дошкольного возраста (4 мальчика; 6 девочек).

Ход проведения эксперимента: Эксперимент проводился в ДОУ №5 «Аленушка» в группе детей младшего дошкольного возраста под присмотром воспитателя. Главным правилом проведения методики было – не навредить детям. Эксперимент проводился со всеми детьми одновременно.

Всем детям объяснялись правила игры, а затем дети приступали к игре вместе с экспериментатором и воспитателем.

Примечание.  Во время проведения методики все дети вели себя спокойно, легко шли на контакт. Дети были заинтересованы в игре, не на что не отвлекались, с первого раза понимали правила игры и с задором принимали в них участие. Игры подняли им настроение, они не хотели переставать играть и просили поиграть в эти игры еще раз.

Анализ результатов:

По окончанию игры, экспериментатор задал несколько вопросов каждому ребенку, что бы выявить влияние игры на них.

Примеры вопросов:

1. Тебе  было интересно играть?

2. Ты  раньше играл в эти игры?

3. Что ты узнал нового?

 По  окончанию эксперимента, можно сделать  вывод, что дети 3-4 лет легко справляются  с такими играми, для них они  интересны, а главное познавательны, благодаря этим играм у детей  будет развиваться внимание, воображение, речь,  восприятие и общая моторика.

 

Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования общего уровня развития детей младшего возраста. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 2.3.2

      Результаты анализировались с  привлечением данных констатирующего  обследования уровня развития  детей.

 

Таблица 2.3.1 Показатели уровня развития детей раннего возраста в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровень развития детей раннего возраста

Констатирующий этап %

Контрольный этап %

Высокий

30

10

Средний

40

60

Низкий

30

40


 

Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем развития детей раннего возраста уменьшилось до 20, на 20% увеличилось количество детей, имевших средний уровень развития детей младшего возраста. За счет уменьшения количества низкого уровня развития детей младшего возраста на 10% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень развития детей младшего возраста.

В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными повышения уровня развития детей. Незначительные изменения уровня развития детей контрольной группы, выявленные на контрольном этапе: уменьшение на 10% детей с низким и увеличение на 10% с высоким уровнем развития детей младшего возраста, средний уровень развития детей младшего возраста без изменений подтверждает предположения, что без специально организованных занятий достижение существенного изменения уровня развития детей младшего возраста весьма затруднительно.

Сравнительный анализ уровня развития детей младшего возраста экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента представлен в таблице 2.3.2

Таблица 2.3.2  Показатели уровня развития детей младшего возраста экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

 

Уровень развития детей раннего возраста

Констатирующий этап %

Контрольный этап %

Высокий

30

10

Средний

30

70

Низкий

40

20

     

 

Контрольный этап эксперимента позволил прийти к выводу о том, что для повышения общего уровня развития детей младшего возраста необходимо проводить специально организованные занятия. 
      Наиболее значительными достижениями можно считать сокращение числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким и средним уровнем развития.Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень развития детей младшего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Благодаря проведенной методике по всестороннему развитию ребенка по средствам игры, была достигнута цель курсовой работы, которая заключалась в том, чтобы исследовать роль игры у детей дошкольного возраста. Как и говорилась в теоретической части работы, роль игры очень велика в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. После проведенной методики, дети узнали много нового, теперь они знают новые загадки и не только такие, какие предлагались им экспериментатором, но  и научились сами сочинять их, и это у них вызывает восторг. Благодаря игре «Загадки» дети научились по ряду признаков определять предмет, развивали свое  внимание и творческое воображение. Игра «Танцуем» помогла развитию общей моторики, восприятия, внимания, воображения, фантазии.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень развития, исходя из определения общего уровня внимания и воображения, 40% испытуемых показали средний уровень и лишь 30% детей имеют высокий уровень развития. Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития.  Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.

2. На формирующем этапе эксперимента мы провели целенаправленную работу по развитию внимания, воображения детей младшего возраста.

3.  Контрольный этап эксперимента позволил прийти к выводу о том, что для повышения общего уровня развития детей младшего возраста необходимо проводить специально организованные занятия. Наиболее значительными достижениями можно считать сокращение   числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким и средним уровнем развития. Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень развития детей младшего возраста.

 

Подводя итог, нужно заметить , что любая игра, подобранная правильно по возрасту ребенка всегда будет влиять положительно на его развитие. Поэтому, чтобы дети гармонично развивались, они должны играть и играть они должны не только одни, с ними должны играть взрослые. Взрослый должен не забывать про возрастные изменения ребенка и предлагать правильные игры для  всестороннего развития.

 

 

Заключение

           В первой главе рассказывалось, об игре в целом и что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляция, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для детей – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Информация о работе Игра как ведущий тип деятельности дошкольников