Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1
Понятие страх в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . .
11
1.3
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . .
15
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста
2.1
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
2.2
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.3
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 1
Программа коррекционных занятий с детьми
I этап – установочные игры
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
Ход упражнения: в течение 3 минут каждый ребенок выбирает себе имя, на карточке-визитке пишет фломастером и закрепляет на самом видном месте. Затем в течение 10 минут каждый по кругу должен сказать фразу: «Здравствуйте, я рад с вами познакомиться». Далее нужно сказать свое имя и несколько слов о себе. Во время знакомства необходимо подчеркнуть свою индивидуальность, чтобы о вас запомнили. Рекомендации ведущему: чтобы в группе не было два одинаковых имени, во время знакомства каждый может говорить с места, обсуждение ведется по кругу.
Психологический комментарий. Это упражнение для тренинга должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Даже простейшее знакомство дает много информации о человеке, проявление внимания не только к внешнему виду, но и улавливая смысл его слов.
Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:
II этап – игры, направленные на преодоление конкретных страхов
(по каждому виду страхов
приведены только отдельные
А) страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства
Игра «Кукольные прятки».
Цель: снижение страха потери и одиночества, развитие совместной деятельности и общения, развитию эмоционального предвосхищения у детей в ситуации моральной направленности.
Содержание: моделирование ситуаций из сказок К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Ситуация неожиданности происходящего, взаимодействие всего коллектива при выходе из создавшейся ситуации.
Планирование: чтение или показ мультфильмов по сказкам К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» до момента возвращения убежавших предметов под предлогом «потерялись странички» или «сломался фильмоскоп» и т.п. Обсуждение причин ухода предметов от персонажей сказки (заранее в тайне от детей убрать и спрятать из групповой комнаты самые яркие, крупные и любимые игрушки, чтобы после прослушивания сказок дети сразу заметили их исчезновение). Предложить детям поиграть самостоятельно в их любимые игрушки. После сообщения детей о пропаже игрушек попробовать найти их и обсудить с детьми возможную причину их исчезновения. После выяснения причин исчезновения игрушек, предложить детям вымыть все оставшиеся игрушки и навести чистоту и порядок в игровых уголках. Далее следует распределение обязанностей и территорий уборки, постепенное возвращение любимых игрушек и приведение их в порядок, дочитывание (досматривание) сказок «Мойдодыр» и «Федорино горе».
Игровая среда, предметы: групповая комната, все игровые уголки. Тазики с теплой водой, моющие средства, ветошь, фартуки.
Роли: обязанности по территории уборки распределяются по желанию детей, взрослый, кроме участия в общей уборке, берет на себя обязанности посредника между детьми и убежавшими игрушками.
Активизирующее общение взрослого с детьми: использование посреднической роли в диалоге между убежавшими игрушками и детьми, объяснение реальных причин ухода той или иной игрушки, например: кукла ушла потому, что у нее грязное платье и испорчена прическа; у мишки оторвано ухо; строительный материал пыльный и грязный и т.п. Использование условных ситуаций. Распределение обязанностей и помощь в создавшихся трудных ситуациях (пришить ухо медведю и т.п.).
Заключение: дочитывание (досматривание) сказок «Мойдодыр» и «Федорино горе». Обсуждение игры в плане: кто и как старался, что делал для возвращения беглецов.
Обогащение игры: использование неожиданного момента – исчезновение любимых игрушек. Посредническая роль взрослого между убежавшими игрушками и детьми. Использование условных игровых ситуаций (от лица игрушки): «Вернусь, если…», «Вернусь, потому что люблю наших детей» и т.п. Диалоговое упражнение «Какие слова передать игрушкам».
Игра"Пятнашки".
Цель: обеспечить эмоциональную разрядку
- снять накопившееся нервное напряжение
и зарядить детей и взрослых очередной
порцией жизнерадостности и оптимизма;
устранить или значительно
развить ловкость, координацию движений и большую побудительную активность; наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.
Игра служит своеобразной разминкой
к последующим играм и, несмотря на кажущуюся
простоту, содержит ряд правил. Заранее
ограничивается игровая площадка, на которой
в беспорядке расставлены стулья и столик,
так, чтобы между ними остались небольшие
проходы. Можно просто переставить мебель,
создав искусственный беспорядок. Нельзя
пятнать через стулья - они как бы цельные
колонны.
Тогда можно лучше отворачиваться, увертываться,
создавая тем самым дополнительные препятствия
в игре. Кто случайно заденет стулья или,
увлекшись, выбежит за пределы площадки,
становится водящим, то есть начинает
сам пятнать. К тому же можно хлопать только
по спине, конкретно по нижнему ее месту,
что еще больше осложняет задачу. Причем
нужно не прикасаться, а именно ударять
как следует, с чувством, эмоционально,
да еще и с угрозами, чем одновременно
устраняются страхи боли и уколов и физических
наказаний. Так что если родители имеют
обыкновение шлепать детей дома, то здесь
предоставляется полная возможность и
детям поступать аналогичным образом,
так сказать, "осуществить гласность
и демократию на деле".
Суть игры - в ее непредсказуемости и неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, оказываясь лицом к лицу с остальными участниками. Последние должны мгновенно принять решение, сориентироваться, побежать ли им в противоположную сторону, вперед, увернуться, но только не застывать и не сдаваться, как и не давать себя запятнать во всех значениях этого слова.
Эмоциональный накал игры создают и нарочито подчеркнутые угрозы водящего, которыми он сыплет, как из рога изобилия: "Только попадись!", "Ну, погоди!", "Я тебе сейчас покажу!", "Поймаю и съем!", "Лови его!", "Ага, попался!". Затем водящий взрослый восклицает с похвалой: "Ну и быстрый!", "Смотри, какой ловкий!", "Надо же, никак не могу догнать!", "Да что же это такое!", "Ух, устал!", "Сдаюсь!" и т. д. Убегающий в ответ: "Не догонишь!", "Все равно убегу!", "Только попробуй!" и т. п. Так что в игре звучат не только угрозы, но и возражения, чем и обеспечивается двусторонний уровень отношений в системе "взрослый - ребенок".
Поскольку эти роли в игре постоянно меняются, то и отношения в семье становятся все более непосредственными, менее напряженными, если игры, о которых мы сейчас говорим, проводятся достаточно регулярно.
Как эмоциональная игра пятнашки всегда вызывают много радости, веселья, служат своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всех участников. На этом фоне угрозы в адрес детей и взрослых воспринимаются не буквально, а как один из юмористических компонентов игры, снижая в то же время страх перед ними в реальных отношениях. А то, что необоснованные, драматически заостренные угрозы взрослых служат питательной почвой для культивирования страхов детей, мы уже знаем.
Немаловажным условием будет и проявление взрослыми определенной гибкости в игре, поскольку они должны учитывать разность возрастных возможностей всех участников игры и незаметно подыгрывать детям, подстраиваться к их возрасту, иначе игра просто не состоится по техническим, то есть физическим, причинам.
Обогащение игры: любая игра рано или поздно приедается, если не вносить в нее творческого разнообразия. То же можно сказать и в отношении пятнашек. Но как раз они и имеют неоспоримые преимущества в качестве разминки для более сложно построенных, но таких же эмоционально заряженных игр.
Первая модификация - "запятнанный" может очень даже "обидеться" на то, что его задели, обошлись невежливо, и, схватив в руку кеглю, поролоновый валик, кепочку или что-нибудь подобное, начинает бегать с нарочитыми угрозами за участниками, как за назойливыми мухами.
Вторая модификация - расширение игровой площадки, которая уже не только комната, но и коридор.
Третий вариант - площадка та же, но нужно всем, и догоняющим в том числе, перепрыгнуть дощечку или поролоновый валик, веревочку между стульями, пролезть под столом, а то и попрыгать по "кочкам", нарисованным мелом на полу или представленным листами бумаги.
Во всех случаях вместе с разнообразием вводится и больше правил, или условий игры, что и помогает детям лучше контролировать свое поведение в новой, незнакомой обстановке.
Продолжительность игр в пятнашки весьма небольшая и обычно не превышает 10 минут. Нельзя сразу садиться после игры из-за нагрузки на сердечно-сосудистую систему, лучше походить или перейти к другой игре.
Игра "Жмурки".
Цель: снижение страха замкнутого пространства.
Проводится она там же, где только что была игра в пятнашки и где остались расставленные в беспорядке стулья. Сделано это специально, чтобы создать препятствия для водящего, осложнить его задачу - найти стоящих в разных местах игровой площадки детей и взрослых.
Основное правило игры - стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным.
Требуются, следовательно,
определенная выдержка, терпение в
противоположность
Сначала водящему плотно завязывают глаза,
и он должен держать их закрытыми, то есть
имитируется замкнутое пространство,
которого так боятся дети в обычной жизни.
Перед началом поиска водящий с завязанными
глазами три раза поворачивается вокруг
себя, что осложняет его ориентировку
в окружающем пространстве. Если он идет
в противоположную сторону, то играющие
могут хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами,
указывая нужное направление. Главное
- не говорить и не перемещаться по площадке.
Свет приглушен, и полумрак создает атмосферу
необычности и таинственности происходящего.
Взрослый в роли водящего задает тон всей игре, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти всех участников игры, говоря, что они все равно никуда не денутся, что он расправится с ними, съест, то есть он выступает в гротескно заостренной роли злодея - Бармалея, разбойника.
Несмотря на подобные угрозы, всем участникам игры необходимо хранить молчание, сдерживая себя даже в том случае, когда водящий подходит совсем близко. В противном случае легко выдать себя и раньше времени выйти из игры. Если поиск затягивается, то играющие могут немного выйти вперед и внезапно громко произнести перед водящим какой-либо звук, например "у-у-у", после чего быстро и неслышно вернуться на свое место. При обнаружении участника игры его нужно на ощупь опознать и назвать имя.
Далее поочередно в роли
водящего выступают остальные. Игра
длится в среднем 20-30 минут, и обычно
каждый успевает побывать в роли водящего.
Выигрывает тот, кто успешнее всех найдет
играющих.
Если поиск затягивается, то найденные
и стоящие уже вне игровой площадки участники
начинают дружно считать до 10, с тем чтобы
водящий действовал более активно и решительно.
При счете 10 водящий снимает повязку и
обнаруживает стоявших в разных местах
площадки ненайденных участников игры.
Обогащение игры: можно, как и пятнашки, усложнять игру: поставить поролоновый валик, натянуть веревочку между стульями, набросить на водящего покрывало или обруч, от которых он должен освободиться, дать ему в руки кеглю, книжку, любой предмет. Подобные проказы контрастируют с угрозами водящего, что и придает особый колорит игре, способной устранить, как и пятнашки, страхи внезапного воздействия, а также страхи темноты и замкнутого пространства.
Информация о работе Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста