Игра как средство формирования базовых компетенций дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:03, реферат

Краткое описание

Игра – такое короткое слово, и такое ёмкое понятие. Понятие настолько глобальное и многоплановое, что на сегодня нет в науке единого определения данному явлению.

Игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка (Д.Б.Эльконин): то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности»; «как ведущая деятельность дошкольника, порождающая детское сознание» (А.Н. Леонтьев). Эта позиция заложена в основу дошкольной педагогики на современном этапе ее развития и законодательно закреплена в Федеральных государственных требованиях к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Игра как средство формирования базовых компетенций дошкольников.docx

— 21.96 Кб (Скачать файл)

«Игра как  средство формирования базовых компетенций  дошкольников»

Наталья Заикина09.04.2013

 

 

 

 

Игра – такое  короткое слово, и такое ёмкое  понятие. Понятие настолько глобальное и многоплановое, что на сегодня  нет в науке единого определения  данному явлению.

 

Игра выступает  как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка (Д.Б.Эльконин): то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности»; «как ведущая деятельность дошкольника, порождающая детское сознание» (А.Н. Леонтьев). Эта позиция заложена в основу дошкольной педагогики на современном этапе ее развития и законодательно закреплена в Федеральных государственных требованиях к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Почему важно, именно сегодня, снова обратиться к игре детей, проанализировать состояние  и условия ее развития в детском  саду? Потому что игра – это тот, практически единственный и универсальный  механизм, который двигает процесс  дошкольного образования вперед к поставленной цели: «Обеспечение развития способностей каждого ребенка  как основы его успешного обучения в школе и полноценной будущей  жизни» (Государственная программа  развития образования города Москвы на период 2012 – 2016 гг. «Столичное образование»)

 

Дошкольное образовательное  учреждение, как часть общей системы  образования, должно работать на повышение   уровня качества образования каждого воспитанника.  ФГТ и ФГОС призваны обеспечить единство требований, преемственность и последовательность обучения на всех ступенях образования от дошкольника до выпускника школы.

 

К окончанию периода  школьного обучения у выпускника школы формируется компетентность – это комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать ответственные решения в деятельности.

 

 

 Компетентность  как комплексная характеристика складывается из компетенций.  Их 7:

 

□      Функциональная грамотность

 

□      Социальная компетенция

 

□      Организационная компетенция

 

□      Коммуникативная компетенция

 

□      Креативная компетенция

 

□      Общекультурная компетенция

 

□      Поликультурная компетенция.

 

 

 

 

Первые шесть компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве – это базовые компетенции дошкольника. Поликультурная компетенция формируется в связи с изучением иностранных языков, и ее формирование не обязательно начинается в дошкольном детстве.

 

Базовые компетенции  дошкольника развиваются системно во всех видах деятельности, в которые  включен воспитанник, на протяжении всего дошкольного детства.

 

Одним из наиболее перспективных пространств развития базовых компетенций дошкольника  выступает пространство активной игровой  деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.

 

В нашем дошкольном учреждении мы проанализировали: какие интегративные качества воспитанника ДОУ составляют ту или иную базовую компетенцию и какие виды игр способствуют в большей мере их формированию и успешному развитию.  Мы посмотрели на игру как на средство формирования базовых компетенций дошкольников.

 

Все дети любят подвижные  игры и охотно включаются в игры с элементами спорта, что непременно развивает дошкольника физически, способствует формированию  базовой компетенциифункциональная грамотность.

 

Любая игра учит ребенка  действовать по правилу, по образцу. Даже в творческих играх есть правила. Они заключаются в самом содержании игры — в роли, сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – это еще одно интегративное качество, составляющеефункциональную грамотность ребенка.

 

В игре ребенок учится соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Именно игра учит ребёнка управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.  В противном случае ребенок отторгается играющими детьми. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре обязательно есть значимая для ребенка цель. Игра учит ребенкапланировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Эти интегративные качества напрямую формируются в игровой деятельности и составляют организационную базовую компетенцию .

 

Ребенок воспринимает социальное окружение через игру, она раскрывает ему смысл человеческих отношений в различных жизненных  ситуациях. Модели социальных отношений  воспроизводятся им в сюжетно-ролевой  игре, которая возникает в силу того, что ребенок, с одной стороны, стремится выполнять действия взрослых, а, с другой стороны, в силу ограниченности возможностей, его желание подражать  взрослому еще не может быть реализовано. Таким образом, именно в игре ребенок  закрепляет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. И это становится основой социальной компетенциидошкольника

 

В нашем детском  саду мы уделяем особое внимание гендерному аспекту в воспитании дошкольников. Поэтому в игровой среде представлен  широкий выбор гендерно привлекательных  или фиксированных игр, игрушек  и атрибутов для игры (кукла-мальчик  и кукла-девочка, набор парикмахера  для мальчика и для девочки, магазин  автомобилей, запчастей, инструментов и т.д.). Для сюжетно-ролевых игр  на профессиональную тематику есть костюмы  для девочек и мальчиков (доктор, повар, продавец, парикмахер и др.) Это  помогает детям освоить свою гендерную  роль и принять противоположенную.

 

Сюжетно-ролевая  игра – это всегда ситуация общения  участников игры: взрослых, детей в  роли взрослых и детей. Принимая на себя роль взрослого ребенок старательно копирует его речь и поведение, тем самым переводя в активный план целые речевые конструкции (диалог врача и больного, мамы и папы, продавца и покупателя). В коллективной игре речь ребенка наиболее мотивированна и активна, потому что она выступает как средство взаимодействия в процессе игры, она носитель информации и условности в игре. 

 

Так же в процессе игры дети учатся использовать социально  приемлемые способы распределения  ролей (считалки) и решения конфликтов (мирилки). В арсенале педагога всегда есть игры, направленные на формирование коммуникативных навыков у детей:  как вступить в общение, как обратиться за помощью, как вежливо отказать и не обидеть.

 

К старшему дошкольному  возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

 

То есть игра оптимальная  форма практического овладения  воспитанниками элементарными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что является основой коммуникативной компетенции ребенка.

 

Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работают мысль и воображение  ребенка. Наиболее общим правилом для  детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими  условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого  игра не может состояться.

 

Если воспитатель  создает условия для возникновения  самостоятельной игры детей, если применяемые  им методические приемы руководства  игрой создают условия для  развития ребенка, если он бережно относится  к  творческой выдумке детей, придумывает вместе с ними разные новые истории, то ребенок будет расти любознательным, активным и творческим. А это, в свою очередь, фундамент развития креативной компетенции дошкольника.

 

 

          Становлению общекультурной компетенцииспособствует режиссерская игра и игра-драматизация, которая учат ребенка узнавать и проявлять эмоции, откликаться на эмоции близких и друзей.

 

В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания - развивается. Игра в дошкольном детстве является главным средством формирования личности ребенка. Педагог должен создавать  условия для развития всех видов  игр, потому что каждый вносит свой вклад в развитие тех или иных компетенций и готовит фундамент  для перехода  ребенка к школьному обучению, где ведущей станет учебная деятельность.

 

Важным стимулом развития игры в дошкольных образовательных  учреждениях города Москвы является ежегодно проводимая «Неделя игры и  игрушки».  В этом году в нашем детском саду она прошла под девизом: «Все профессии важны, - выбирай и играй!». Обогащение игрового опыта и представлений детей о профессиях посредством игр - вот цель, которую мы поставили перед собой. В ходе «Недели игры и игрушки» заметно активизировалась игровая деятельность дошкольников, вырос интерес к профессиональной деятельности родителей и других взрослых. Посредством игровой деятельности решались важные задачи образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Познание» и др. Проведение Недели стимулировало

 

·        повышение профессионального уровня педагогов в вопросах организации игровой деятельности в детском саду;

 

·        изучение и обогащение предметно-развивающей среды детского сада атрибутикой сюжетно-ролевых игр.

 

·        расширение методической базы детского сада по теме «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном учреждении»

 

Важным достижением  Недели стало активное сотрудничество с родителями наших воспитанников. Мамы и папы, бабушки и дедушки  приходили в группы и рассказывали ребятам о своих профессиях, демонстрировали  атрибуты профессиональной деятельности, а потом обязательно играли с  детьми. С такими профессиями как  учитель, библиотекарь, сотрудник МЧС (пожарный) дети познакомились прямо  на рабочем месте. Впечатлений дошкольники  получили много, и, конечно же, все  эмоции, знания, стремления детей сразу  проявились и раскрылись в игре.

 

 

 «Неделя игры и игрушки» инициировала рождение семейных проектов: «Трудовая  династия моей семьи», «Кем я хочу стать», «Профессия будущего» и многих других.

 

Традиционным и  любимым в детском саду стало  проведение в период «Недели игры и игрушки» выставки рукотворных  игрушек: «Игрушки своими руками», «Творят  мальчики. Творят девочки».  Это самые любимые у ребят и самые бережно хранимые ими игрушки.

 

Каждый год «Неделя  игры и игрушки» находит новые  темы и формы проведения, привлекая  все больше детей и родителей, радуя «старичков» и удивляя  «новичков».

 

Старший воспитатель  ГБОУ детский сад № 2461 Заикина  Н.А.


Информация о работе Игра как средство формирования базовых компетенций дошкольников