Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:03, реферат
Игра – такое короткое слово, и такое ёмкое понятие. Понятие настолько глобальное и многоплановое, что на сегодня нет в науке единого определения данному явлению.
Игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка (Д.Б.Эльконин): то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности»; «как ведущая деятельность дошкольника, порождающая детское сознание» (А.Н. Леонтьев). Эта позиция заложена в основу дошкольной педагогики на современном этапе ее развития и законодательно закреплена в Федеральных государственных требованиях к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Игра как средство формирования базовых компетенций дошкольников»
Наталья Заикина09.04.2013
Игра – такое
короткое слово, и такое ёмкое
понятие. Понятие настолько глобальное
и многоплановое, что на сегодня
нет в науке единого
Игра выступает
как своеобразная «зона
ближайшего развития» ребенка (Д.Б.
Почему важно, именно сегодня, снова обратиться к игре детей, проанализировать состояние и условия ее развития в детском саду? Потому что игра – это тот, практически единственный и универсальный механизм, который двигает процесс дошкольного образования вперед к поставленной цели: «Обеспечение развития способностей каждого ребенка как основы его успешного обучения в школе и полноценной будущей жизни» (Государственная программа развития образования города Москвы на период 2012 – 2016 гг. «Столичное образование»)
Дошкольное образовательное учреждение, как часть общей системы образования, должно работать на повышение уровня качества образования каждого воспитанника. ФГТ и ФГОС призваны обеспечить единство требований, преемственность и последовательность обучения на всех ступенях образования от дошкольника до выпускника школы.
К окончанию периода
школьного обучения у выпускника
школы формируется компетентнос
Компетентность как комплексная характеристика складывается из компетенций. Их 7:
□ Функциональная грамотность
□ Социальная компетенция
□ Организационная компетенция
□ Коммуникативная компетенция
□ Креативная компетенция
□ Общекультурная компетенция
□ Поликультурная компетенция.
Первые шесть компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве – это базовые компетенции дошкольника. Поликультурная компетенция формируется в связи с изучением иностранных языков, и ее формирование не обязательно начинается в дошкольном детстве.
Базовые компетенции
дошкольника развиваются
Одним из наиболее
перспективных пространств
В нашем дошкольном учреждении мы проанализировали: какие интегративные качества воспитанника ДОУ составляют ту или иную базовую компетенцию и какие виды игр способствуют в большей мере их формированию и успешному развитию. Мы посмотрели на игру как на средство формирования базовых компетенций дошкольников.
Все дети любят подвижные игры и охотно включаются в игры с элементами спорта, что непременно развивает дошкольника физически, способствует формированию базовой компетенциифункциональная грамотность.
Любая игра учит ребенка действовать по правилу, по образцу. Даже в творческих играх есть правила. Они заключаются в самом содержании игры — в роли, сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – это еще одно интегративное качество, составляющеефункциональную грамотность ребенка.
В игре ребенок учится соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Именно игра учит ребёнка управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. В противном случае ребенок отторгается играющими детьми. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре обязательно есть значимая для ребенка цель. Игра учит ребенкапланировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Эти интегративные качества напрямую формируются в игровой деятельности и составляют организационную базовую компетенцию .
Ребенок воспринимает
социальное окружение через игру,
она раскрывает ему смысл человеческих
отношений в различных
В нашем детском
саду мы уделяем особое внимание гендерному
аспекту в воспитании дошкольников.
Поэтому в игровой среде
Сюжетно-ролевая игра – это всегда ситуация общения участников игры: взрослых, детей в роли взрослых и детей. Принимая на себя роль взрослого ребенок старательно копирует его речь и поведение, тем самым переводя в активный план целые речевые конструкции (диалог врача и больного, мамы и папы, продавца и покупателя). В коллективной игре речь ребенка наиболее мотивированна и активна, потому что она выступает как средство взаимодействия в процессе игры, она носитель информации и условности в игре.
Так же в процессе игры дети учатся использовать социально приемлемые способы распределения ролей (считалки) и решения конфликтов (мирилки). В арсенале педагога всегда есть игры, направленные на формирование коммуникативных навыков у детей: как вступить в общение, как обратиться за помощью, как вежливо отказать и не обидеть.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.
То есть игра оптимальная форма практического овладения воспитанниками элементарными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что является основой коммуникативной компетенции ребенка.
Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работают мысль и воображение ребенка. Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться.
Если воспитатель
создает условия для
Становлению общекуль
В процесс игры,
как и в другие виды деятельности,
вовлекается вся личность ребенка:
его психические познавательные
процессы, воля, чувства и эмоции,
потребности и интересы; в игре
ребенок активно действует, говорит,
использует свои знания - развивается.
Игра в дошкольном детстве является
главным средством формирования
личности ребенка. Педагог должен создавать
условия для развития всех видов
игр, потому что каждый вносит свой
вклад в развитие тех или иных
компетенций и готовит
Важным стимулом развития игры в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы является ежегодно проводимая «Неделя игры и игрушки». В этом году в нашем детском саду она прошла под девизом: «Все профессии важны, - выбирай и играй!». Обогащение игрового опыта и представлений детей о профессиях посредством игр - вот цель, которую мы поставили перед собой. В ходе «Недели игры и игрушки» заметно активизировалась игровая деятельность дошкольников, вырос интерес к профессиональной деятельности родителей и других взрослых. Посредством игровой деятельности решались важные задачи образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Познание» и др. Проведение Недели стимулировало
· повышение профессионального уровня педагогов в вопросах организации игровой деятельности в детском саду;
· изучение и обогащение предметно-развивающей среды детского сада атрибутикой сюжетно-ролевых игр.
· расширение методической базы детского сада по теме «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном учреждении»
Важным достижением Недели стало активное сотрудничество с родителями наших воспитанников. Мамы и папы, бабушки и дедушки приходили в группы и рассказывали ребятам о своих профессиях, демонстрировали атрибуты профессиональной деятельности, а потом обязательно играли с детьми. С такими профессиями как учитель, библиотекарь, сотрудник МЧС (пожарный) дети познакомились прямо на рабочем месте. Впечатлений дошкольники получили много, и, конечно же, все эмоции, знания, стремления детей сразу проявились и раскрылись в игре.
«Неделя игры и игрушки» инициировала рождение семейных проектов: «Трудовая династия моей семьи», «Кем я хочу стать», «Профессия будущего» и многих других.
Традиционным и любимым в детском саду стало проведение в период «Недели игры и игрушки» выставки рукотворных игрушек: «Игрушки своими руками», «Творят мальчики. Творят девочки». Это самые любимые у ребят и самые бережно хранимые ими игрушки.
Каждый год «Неделя игры и игрушки» находит новые темы и формы проведения, привлекая все больше детей и родителей, радуя «старичков» и удивляя «новичков».
Старший воспитатель ГБОУ детский сад № 2461 Заикина Н.А.
Информация о работе Игра как средство формирования базовых компетенций дошкольников