Игровая деятельность как средство формирования нравственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:23, автореферат

Краткое описание

Дошкольный возраст является важным этапом в формировании каждого индивида. В этот период интенсивно развиваются основные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт, закладывается основа будущего психического, нравственно-биологического и духовно-нравственного здоровья человека.й.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………2
Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста………………………................................................................4
. Особенности и виды игры у дошкольников…………………...…………………………..................4
Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………..….6
Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка…………………………………………..……………..……8
Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».……....…………………………………………….12
2.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника.…………………………………………………………………....12
2.2. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности. ………………………………….………………………………15
Заключение……..……………………………………………………………19
Список использованной литературы….…………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Игровая деятельность.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………..…………………………………………………2

    1. Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста………………………................................................................4
    1. . Особенности  и  виды  игры у дошкольников…………………...…………………………..................4
      1. Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………..….6
      2. Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка…………………………………………..……………..……8
    1. Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».……....…………………………………………….12

2.1.  Игры, актуальные для развития личности дошкольника.…………………………………………………………………....12

2.2. Нравственное формирование дошкольника  в процессе игровой деятельности. ………………………………….………………………………15

Заключение……..……………………………………………………………19

Список использованной литературы….……………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольный возраст является важным этапом в формировании каждого индивида. В этот период интенсивно развиваются основные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт, закладывается основа будущего психического, нравственно-биологического  и духовно-нравственного здоровья человека.

В отечественной педагогике начальной школы большое значение для всестороннего воспитания, особенно нравственного, придается игровой  деятельности. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда  постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

 

Цель работы:  анализ и рассмотрение сюжетно-ролевой игры как фактора развития нравственности детей дошкольного возраста (именно в этом возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей).

 

Задачи работы:

1) анализ психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;

2) выявление важности  процесса игры как основы развития  творческих способностей;

3) анализ состояния проблемы в теории.

 

 

    1. Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста
      1. . Особенности и виды  игры у дошкольников

Для детей от 1 до 7 лет игра –  важный фактор познания окружающего  мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, её социализации и  подготовки к будущему.

У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает;   в  процессе  игры   активно  работает  его  воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...»1. В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.

Игра  это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи  черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных  жизненных  явлении,  обеспечивая   непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знании, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов и др.).

Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются  и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил они предназначаются  для детей разного возраста. Среди  игр с готовыми правилами большую  группу составляют народные игры, многие из которых переходят от поколения  к поколению.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в  которых дети специфическим образом  отражают свои впечатления об окружающей жизни, игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений, и др.

Игры с готовым содержанием  и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых прежде всего развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные,  развивающие  музыкальные  способности,   и  т.  д.

Различают также игры-развлечения, игры-забавы. Понятие  «творческая   игра»  охватывает   сюжетно-ролевые  игры, игры-драматизации,   строительно-конструктивные   игры. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Каждому виду игры свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей.

В играх разного вида правила  различны. В творческих ролевых играх  правила заключаются в самом  содержании игры — в роли, в сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой). Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий.

1.2. Значение и сущность  игры в дошкольном возрасте

 В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей  (дружбы, товарищества). Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки, радость носит интеллектуальный характер. В большинстве игр проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, красотой игровых движений, элементами художественного творчества. А. С. Макаренко писал о радости в игре как радости «творчества, радости победы, радости эстетической, радости качества».

В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д.

Игра любого вида протекает  как деятельность осмысленная и  целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить  дочку, полететь в космос, запятнать  играющих, увернуться от «ловишки» и т. д.

Цели не являются постоянными. Н. К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных целей дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Для реализации своих игровых  целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в  известной  степени  планировать  свою игровую деятельность.

В процесс игры, как и  в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра  это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Свобода и самостоятельность  ребенка проявляются: а) в выборе игры или ее содержания, б) в добровольности объединения с другими детьми, в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью.

Для игры характерна саморегуляция  действий, поступков и поведения  играющих. Проявления играющих детей  регулируются определенными требованиями и правилами, заключенными в игре.

Общие особенности игры как  деятельности своеобразно проявляются в играх разного вида, сочетаясь с особенностями, присущими данному виду игры.

Игра как деятельность ребенка или группы детей не остается неизменной. По мере роста и развития дети переходят от игр со скрытыми правилами (творческих) к играм с открытыми правилами (играм с готовым содержанием и правилами). Этот переход от одного вида игры к другому обнаруживается лишь как общая тенденция: оба вида длительно сосуществуют в жизни детей, меняется лишь их соотношение.

 

1.3. Дошкольный период  как воспитание нравственности  ребёнка 

Нравственность - такой уровень  развития личности, при котором усвоенные  нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности.

Содержание понятия «нравственное  воспитание» включает в себя не только знание индивидом определенного  набора норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие  осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный  выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии.

Результатом и показателем  успешности процесса нравственного  воспитания личности является ее нравственное развитие. Необходимо отметить, что  дошкольный возраст является важнейшим  первоначальным этапом становления  нравственности как характеристики личности человека. Доказательством  этому является достаточно большое  количество работ, посвященных нравственному  развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, и др.).

Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них  самих и окружающих, у детей  формируются чёткие представления  о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение  к общечеловеческим нормам, желание  действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный  характер. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту отношение  к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка  как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными к правило творчеству, то есть самостоятельной выработке  правил на основе взаимного согласия.

 Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно  объединённые в несколько групп:  культурно-гигиенические правила,  правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением  к своим обязанностям, вещам, правила  взаимоотношений с взрослыми  и детьми, правила поведения в  общественных местах. При этом B.C. Мухина, Г.М. Лямина отмечают определённую  последовательность их усвоения: от осознания бытовых правил  в младшем дошкольном возрасте  к правилам взаимоотношений, которые  усваиваются в 5-7 лет

Условно можно выделить и описать  возрастную периодизацию начал нравственного  сознания дошкольников, которая отражает характеристики генетически первичных  этапов развития индивидуального нравственного  сознания:

Информация о работе Игровая деятельность как средство формирования нравственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста