Игровая деятельность как средство формирования нравственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:23, автореферат

Краткое описание

Дошкольный возраст является важным этапом в формировании каждого индивида. В этот период интенсивно развиваются основные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт, закладывается основа будущего психического, нравственно-биологического и духовно-нравственного здоровья человека.й.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………2
Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста………………………................................................................4
. Особенности и виды игры у дошкольников…………………...…………………………..................4
Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………..….6
Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка…………………………………………..……………..……8
Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».……....…………………………………………….12
2.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника.…………………………………………………………………....12
2.2. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности. ………………………………….………………………………15
Заключение……..……………………………………………………………19
Список использованной литературы….…………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Игровая деятельность.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)
  • 3-4 года – нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации - «диффузное» нравственное сознание;
  • 4-5 лет – недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений - «общая нравственная недифференцированность»;
  • 5-7 лет – способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал нравственного сознания».   

Между 6-7 годами жизни ребенка происходит не только общее и характерное  для этого периода накопление информации нравственно-ценного содержания, но и ее дифференцирование. Именно в  этом возрасте у детей появляется способность к определению и  формулировке понятий. При этом понятия  добра и зла предельно абстрактны, и требуется их конкретизация  для того, чтобы руководствоваться  ими в повседневных жизненных  ситуациях.     

Процесс развития начал нравственного  сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений  и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к  дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» –  «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем  –  к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для  этого возраста дифференцированность.

Эмотивная составляющая начал нравственного  сознания детей, представленная его  чувственной тканью, развивается  от общей чувственно-положительной  окрашенности нравственно-направленных действий, поступков, намерений к  более или менее полному осознанию  нравственных чувств и эмоций как  собственных, так и других людей.

В связи с этим можно говорить о возможности наличия специфической  этапности процесса развития начал  нравственного сознания дошкольников, которой может соответствовать адекватная этапность в его целенаправленном формировании. Первоначальный этап заключается в прояснении начал нравственного сознания, которое понимается как уточнение, обогащение и коррекция нравственных представлений детей, стимулирование проявления отдельных нравственных чувств и эмоций.

Второй этап предполагает развертывание  начал нравственного сознания, подразумевающее  «восхождение» от представлений  к понятию (например, «добрый человек») и от него – к ряду других понятий, раскрывающих и структурирующих  первоначальное (например, понятие  «добрый человек» структурируется  через понятия «добродушие», «доброжелательность», «заботливость» и др.). Последующее  «развертывание» начал нравственного  сознания связано с освоением  детьми наиболее общих понятий морали и этики -  «добро», «зло» и др. На этом этапе детей не только побуждают  к освоению и проявлению более  широкого диапазона высших нравственных чувств и эмоций, но и способствуют их осознанию.

Характеристика первого этапа  состоит в последовательном, систематическом  уточнении, придании отчетливости, оформленности, упорядоченности недостаточно ясным, неоформленным, зачастую искаженным знаниям  детей о морали. На втором этапе  на основе появления у детей более  совершенных форм этического знания складывается возможность значительного  углубления, расширения этих знаний и  перехода их на более высокий уровень  – уровень овладения понятиями  не только узкоутилитарного, прикладного  характера, но и общечеловеческого, фундаментального. Таким образом, формирование начал нравственного сознания детей  отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению  недостаточно оформленных, смутных  несистематизированных представлений  нравственного содержания,  неосознаваемых и недостаточно развитых нравственных чувств и эмоций, недостаточно мотивированных нравственно-направленных действий, отдельных нравственно-ценных поступков, отношений на более высокий   уровень.

2. Теоретические аспекты понятий «игра» и «нравственность».

2.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. 
Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, – в противном случае возникнет путаница.  
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.  
Начинаем наш обзор с сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:  
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).  
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.  
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.  
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.  
Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:  
- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;  
- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.  
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования цель– развитие сочувствия, вежливости, чуткости. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые прелагаются ребенку, чтобы игра состоялась.  
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.  
Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.  
Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.  
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Среди дидактических игр можно выделить:  
1)          игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.  
2)          игры, способствующие сенсорному развитию (восприятие цвета, формы, качеств, величины, слуховое восприятие). Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя, ребенок учится приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качества и обозначать соответствующим словом, т.е. у него формируются сенсорные эталоны, которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности.  
3)          игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).  
В каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. Соотношение этих двух начал определяет вид игры. 
Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.  
Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.  
Театрализованные игры – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.  
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.  
К режиссерским  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.  
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. 

 

2.2. Нравственное формирование дошкольника  в процессе игровой деятельности. 

Сюжетно-ролевая  игра, являясь ведущей деятельностью  дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических  особенностях личности ребенка.  
Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.  
Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:  
1) Игра как единое целое. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно в этом случае мы говорим об организации игр с “хорошим нравственным содержанием”, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм

2) Игра  как средство активного, действенного  проникновения ребенка в жизнь  взрослых. Игра является условием  открытия ребенком человеческих  взаимоотношений. Эта необходимость  осознания обуславливает наличие  в игре двух типов отношений:  отношений детей к предметам  и отношений между действующими  лицами. Принимая в игре на  себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.  
Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализация знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. В самом деле одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно.  
Ребенок последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию – это называют “эмоциональной децентрацией” (Эльконин, 1999), т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения.  
Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:  
1. На самом низком уровне роли не называются и дети не называют себя именами лиц, которые они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое разделение функций дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.  
2. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.  
3. Начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.  
4. Выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которые выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.  
Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно, ведь ребенок действует под влиянием – он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. “Манипуляции” ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.  
Некоторые исследователи основным источником нравственного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета.  Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе.  
А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:  
– сюжетно-ролевые отношения;  
– реальные отношения по поводу игры.  
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.  
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении  со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры. 

Заключение 

Основным стержнем в общей системе  всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной  личности ребенка, и предполагает становление  его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. 

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально  необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. 

Пути решения проблем нравственного  воспитания могут осуществляться как  в процессе специального обучения, так и в свободное время  могут быть использованы этические  беседы, конкурсы, тематические досуги.

Касательно детей старшего дошкольного  возраста, здесь можно говорить о  ведущей роли игры как основного  вида деятельности, а именно о сюжетно- ролевой игре, в процессе которой  можно лучшим образом реализовать  содержание нравственного воспитания.

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного  возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить  свои стремления. Зачастую в игре ребенок  открывает в себе те качества, которые  не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех  или иных навыков.

Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у  ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как  она более привлекательна для  детей и дети занимаются ей с большим  удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить  познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в  современном обществе, заставить  его поверить в свои силы и возможности.

Игра, затем уже, после окончания  ребенком школы, реализует себя и  в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых  игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим  фактором развития ребенка, является не только реализацией  этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

 

Список использованной литературы

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – с.33-35.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272с.
  3. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей: Методические рекомендации. - Н.Новгород, 1992. – 332с.
  4. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры .- М.: Педагогика, 1978.- 410с.
  6. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4. – 386с.
  7. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное  воспитание. – 1995. – №3. –  с. 78-81.

 

 

 

 

 

1 Ушинский К.Д. Сочинения. – М.: Лениздат, 1950. – т.8 – с.207.

 


Информация о работе Игровая деятельность как средство формирования нравственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста