Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты организации игровой деятельности по курсу
"Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Игра ее виды и классификации 12
Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ 17
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей школьника. 27
2.1 Урок по ОБЖ №1 на тему «Обеспечение безопасности при
автономном существовании человека в природной среде».
(для учащихся 6 класса) 27
2.2 Урок по ОБЖ №2 на тему: «Дорожная безопасность»
(для учащихся 8 класса) 37
2.3 Классный час на тему «Пожарная безопасность»
(для учащихся 4 класса) 41
Вывод 50
Заключение 52
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 8 семестр 4 к. Развитие творческих способностей у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности.docx

— 101.32 Кб (Скачать файл)

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание по курсу  ОБЖ. Развитие творческих способностей школьника - необходимое условие  воспитания. Содержание курса ОБЖ  позволяет организовать в процессе обучения развитие творческих способностей. Достижение этих целей также реализуется  через организацию деятельности ученика с использованием игровой  деятельности.

Проведя анализ литературных источников, мы выяснили, что в своей  жизнедеятельности, то есть создания условий  для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной  средой и социальной реальностью  и потенциально опасна. Потенциальная  опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии  определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию [36].

Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные  явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и  катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в  эпидемиях, и социальные, связанные  с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в  последнее время чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что в большинстве  случаев их возникновение связано  с деятельностью человека и обусловлено  причинами социального характера.

Процесс обучения школьников на уроках ОБЖ сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий многообразен. Он начинается с создания особенностей ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием  необходимых способностей, качеств  личности, созданием творческого  климата в коллективе. Понятие  безопасность связано с широким  спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Это вызвало  разработку специального научного направления  и образовательной области "Безопасность жизнедеятельности" [32].

Безопасность жизнедеятельности - это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт  опасностей и угроз, способных нанести  неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека [16].

Готовность выпускников  средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех  в профессиональной сфере. Поэтому  проблема развития творческих способностей школьников является ведущей в процессе образования. Учебно-воспитательный процесс  по предмету ОБЖ проводится в различных  формах - это уроки и внеклассные  мероприятия. На уроках изучается программный  материал по курсу ОБЖ.

В содержание внеклассных  и внешкольных мероприятий входят: экскурсии в музеи военно-патриотической направленности, посещение постоянных и эпизодических специализированных выставок; встречи с военнослужащими  и ветеранами Вооруженных сил  РФ, работниками военкоматов, органов  ГОЧС, ГИББД, медицины; подготовка и  участие в окружных и городских  соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, в тематических викторинах, конкурсах, комбинированных эстафетах  и соревнованиях с выполнением  различных упражнений ОБЖ (например, "А ну-ка, парни!", "А ну-ка, девушки!", "Соревнования сандружинниц", "Школа безопасности"). Все формы организации учебно-воспитательного процесса направлены на развитие творческого начала школьников [35].

Структурно программы  курса ОБЖ состоят из трех содержательных линий. Распределение тематики ОБЖ  по ступеням образования соответствует  возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях. Изучение курса позволяет получить систематизированное представление  об опасностях и о прогнозировании  опасных ситуаций, оценить влияние  их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного  поведения. Разнообразные формы  обучения ОБЖ решают задачу развития творческих способностей личности школьника.

 

 

1.2 Игра, ее виды и классификации.

 

Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой  воспроизведение отношений между  людьми. Игра возникает в ходе исторического  развития общества в результате изменения  места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе

Игра – это форма  деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления  предметной деятельности. В игре воспроизводятся  нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного  возраста игра является ведущим видом  деятельности, который формирует  знания, умения и навыки.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в  конце 19 века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование.

Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В.Плеханов, указавший на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной  деятельностью, Д.В.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком  развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается  объект после действий с ним, и  столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей  входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область  действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного  поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в  человеческое общество), приобщение к  коммуникативной культуре – культуре общения.

В раннем возрасте возникает  и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая  игра.

Предметная игра – детская  игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой  ребенок использует их по прямому  назначению.

Символическая игра – вид  игры, в которой реальность воспроизводится  в виде символов, знаков, а игровые  действия выполняются в абстрактной  форме.

На втором году жизни  ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами: появляются предметные игры – подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного  плана могут быть трех типов:

  • игра-исследование;
  • игра-конструирование;
  • ролевая игра;

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники  распределяют, берут на себя и исполняют  различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра – детская  игра, в которой ребенок воспроизводит  сюжеты из событий реальной жизни  людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно  рассматривать, как подготовку ребенка  к участию в общественной жизни  и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые  проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно  отнести игры-соревнования, в которых  формируются и закрепляются такие  важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного  опыта, в котором складывается и  совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая  деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
  • игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений  младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находит  в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.[8]

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим  ей педагогическим результатом, которые  могут быть обоснованы, выделены в  явном виде и характеризуются  учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического  процесса выделяют следующие группы игр:

  1. Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.
  2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
  3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
  4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.

Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:

По характеру игровой  методики игры бывают:

  1. Предметные.
  2. Сюжетные.
  3. Ролевые.
  4. Деловые.
  5. Имитационные.
  6. Игры – драматизации.

И, наконец, специфику игровой  технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, и  с ТСО, а так же с различными средствами передвижения.

Но в первую очередь  следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы:

  • физические (двигательные),
  • интеллектуальные (умственные),
  • трудовые и социально-психологические.

Классификацию педагогических игр мы можем посмотреть в приложении, а так же в главе, посвященной классификации игр. [9]

 

 

В педагогике делались неоднократные  попытки изучить и описать  каждый из видов игры с учетом его  функций в развитии детей, дать классификацию  игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, ее влияния  на развитие личности, а так же для  того, чтобы определить, каким образом  можно влиять на игры, усиливать  их воздействие, педагогически грамотно используя их в воспитательном процессе.

В силу многообразия игр  оказывается сложным определить исходное основание для классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи передовым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов  игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют, «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.).[8]

В отечественной педагогике сложилась классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и  творчества детей в игре. Первоначально классификацию игр по такому принципу предложил П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

Безусловно, это не самая

Подробную классификацию  педагогических игр смотрите в приложении [стр. ]

 

 

1.3 Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ

Игровая деятельность рассматривается  как наиболее доступный эффективный  метод обучения школьника его  собственной активной позиции, связанный  с инициативой, фантазией, творчеством. Игровые формы обучения позволяют  использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через  преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельностью. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта [12].

Информация о работе Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности