Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты организации игровой деятельности по курсу
"Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Игра ее виды и классификации 12
Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ 17
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей школьника. 27
2.1 Урок по ОБЖ №1 на тему «Обеспечение безопасности при
автономном существовании человека в природной среде».
(для учащихся 6 класса) 27
2.2 Урок по ОБЖ №2 на тему: «Дорожная безопасность»
(для учащихся 8 класса) 37
2.3 Классный час на тему «Пожарная безопасность»
(для учащихся 4 класса) 41
Вывод 50
Заключение 52
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 8 семестр 4 к. Развитие творческих способностей у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности.docx

— 101.32 Кб (Скачать файл)

 Задание на дом:

Придумать кроссворд на тему «Автономное пребывание в природе»

 Место для костра. Костер  необходим для приготовления  жилища, сушки одежды, освещения,  отпугивания насекомых и зверей. Сначала необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от палящего солнца. Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев, камней. Для надежности можно обложить костер рюкзаками. Не разводите костер возле стройных деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить его.

Разведение костра. Чтобы  развести костер, нужны спички, дрова, песок. Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка – березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол. Они разгораются, испаряются моментально  и бывают сухими даже при небольшом  дожде.

  Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте веточки  потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень, бумага, если они у вас окажутся. Для заготовки дров  не обязательно иметь пилу, топор и корзину. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Урок по ОБЖ  №2 на тему: «Дорожная безопасность»

(для учащихся  8 класса)

Цели урока:

  1. Закрепить теоретические знания о правилах поведения на дороге.
  2. Отработать практические навыки безопасного поведения обучающихся как участников дорожного движения.
  3. Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • 3 дорожные аптечки, раздаточный материал;
  • макет перекрестка с фигуркой регулировщика и макетами автомобилей.

Ход урока

1. Вступительное слово  учителя. 

Сегодня на уроке ОБЖ мы проводим занятие, тему которого вам  предстоит определить самим. Чтобы  каждый из вас имел возможность активно  участвовать в уроке, разделитесь  на 3 команды, выберите название. 4 человека будут работать в качестве жюри (команды  рассаживаются за 4 стола, расставляют  таблички, на которых пишут названия команд «Пешеходы», «Водители», «Пассажиры», «Жюри»).

2. Учитель демонстрирует  видеоролик «Безопасность на  дорогах» (1 минута).

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Статистика количества ДТП  и числа пострадавших в них  печальна: за 2009 год в Российской Федерации произошло 203 603 (-6,7%) дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 (-12,9%) человека, а 257 034 (-5,1%) человека получили ранения.

12 326 (-9,4%) ДТП произошли  по вине водителей, находившихся  за рулем в состоянии опьянения,  в результате этих ДТП 2 217 (-7%) человек погибли, а 18 206 (-8,5%) человек  получили ранения.

За прошедший год произошло 19 970 (-9,1%) ДТП с участием детей, в  которых 846 (-16,9%) детей погибли, а 20 869 (-8,4%) детей получили ранения.

Мы должны помнить, что  от нас зависит наша безопасность. Наш урок пройдет сегодня в  форме игры, которая поможет нам  обобщить знания по данной теме. Члены  нашего жюри будут оценивать правильность ответов, за правильный ответ – 1 балл и 1 жетон.

3. Первый конкурс –  «Блиц».

Его тема – «Основные  понятия и определения дорожного движения»

Примерные вопросы.

  1. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару? (Правой.)
  2. Как называется место для ожидания общественного транспорта? (Остановка.)
  3. Как называется «дирижерская палочка» регулировщика? (Жезл.)
  4. Как называется край проезжей части? (Обочина.)
  5. Как называют человека, идущего по тротуару? (Пешеход.)
  6. Разрешается ли движение транспорта при мигающем желтом свете светофора? (Да.)
  7. Как называется автомобиль, который носит «имя» великой русской реки? («Волга».)
  8. Как называют улицу, идущую вдоль берега? (Набережная.)
  9. Как называется велосипед для двоих ездоков? (Тандем.)
  10. Какой дорожный знак ставят у школ, детских садов, других детских учреждений? («Дети».)

4. Второй конкурс –  «История дорожного движения».

Каждой команде задается по 3 вопроса, за правильный ответ – 2 балла. Если команда не может ответить, право ответа переходит другой команде.

Примерные вопросы.

  1. В какой стране появился первый светофор? (Англия.)
  2. В каком городе России появился первый трамвай? (Москва.)
  3. В какой стране появился первый регулировщик? (Англия.)

5. Третий конкурс –  «Сигналы регулировщика».

На макете перекрестка  учитель моделирует дорожную ситуацию, устанавливает фигурку регулировщика, подающего сигналы участникам дорожного движения (рисунок 1). От каждой команды приглашается по одному участнику. С помощью фигур пешехода, автомобилиста, велосипедиста, изображающих участников дорожного движения на макете, они должны выполнить действие в соответствии с сигналом регулировщика. За правильно выполненное действие команда получает 1 балл.

Рисунок 1

6. Четвертый конкурс –  «Помощь при ДТП».

Учитель описывает дорожную ситуацию: произошло ДТП, в результате которого пострадал человек

Известны симптомы: сильное  кровотечение из предплечья правой руки. Кровь вытекает пульсирующей струей. Возьмите дорожные аптечки, выберите из них необходимые для оказания первой помощи медикаменты, укажите  последовательность действий при оказании первой помощи. За правильно выполненное  задание дается 5 баллов.

При остановке артериального  кровотечения используются:

  1. Жгут.
  2. Спиртосодержащие растворы (йод, зеленка) или перекись водорода.
  3. Бинт.
  4. Обезболивающее.
  5. Гипотермический пакет.

Под жгут необходимо положить записку с указанием времени  наложения жгута. Травмированную конечность необходимо зафиксировать.

7. Подведение итогов.

По окончании выполнения заданий жюри подсчитывает общее  количество баллов, набранных каждой командой, выявляет победителей.

Победителем оказывается  та команда, которая показала наилучший  результат. Она награждается дипломом. Все участники игры награждаются значками по теме «Дорожная безопасность».

 

 

 

 

 

2.3 Классный час на тему «Пожарная безопасность» 

(для учащихся 4 класса)

 

Цель занятий:

 пропаганда знаний  по вопросам охраны безопасности  жизни; познакомить с причинами  возникновения пожаров; систематизировать  знания учащихся о причинах  и последствиях пожара; активизация  познавательной и творческой  деятельности учащихся; воспитывать  чувство самосохранения, формировать  умения правильно вести себя  в экстремальной ситуации, быстро  реагировать на опасность.

 

Ход занятия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может –  два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.

Но, сначала, узнаем, что оно  означает. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «огонь»  имеет несколько значений.

1. Это горящие светящиеся  газы высокой температуры, пламя. 

2. Свет от ослепительных  приборов.

3. Боевая стрельба.

4. перен. Внутреннее горение,  страсть.

5. перен. О том, кто  полон пылкой энергии, силы.

6. То же, что жар.

Нас интересует огонь в  первом значении. Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни  человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки  об огне.

Ребята, какие загадки  и пословицы вы знаете?

Учащиеся по очереди  читают загадки и пословицы.

Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без  зубов, а кусает (Огонь).

«Огонь не вода – схватит, не выплывешь».

«Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит».

«Огню да воде бог волю дал».

«Спи, царь Огонь», - говорит  царица Водица».

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.

В старину огонь был  судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был  пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.

Говорят, что огонь –  друг человека. С его помощью совершается  много полезных дел.

Знают все: человек без  огня,

Не живёт ни единого  дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с  огнём,

Он становится нашим врагом.

При неосторожном обращении  огонь нередко из верного друга  превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль – один».

И вот машины красные

Спешат в места опасные.

Ребята, а кто же эти  добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?

Дети. Это пожарные.

Учитель. Правильно,

Прохожие сторонятся –  пожарные торопятся.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они  часто забывают о собственной  жизни.

Для помощи людям в опасных  ситуациях создано специальное  Министерство чрезвычайных ситуаций –  МЧС и специальные войска. Солдаты  этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей  и вертолётов.

Но отвагой на пожарах  отличаются не только пожарные, а и  обычные люди. О таких героях пишут  в книгах, газетах.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице.

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни. Пожары очень опасны. Самое страшное при пожарах – гибель людей.

Ребята, когда возникает  опасная ситуация?

Ответы детей:

- когда дети берут в  руки спички без разрешения  взрослых;

- зажигают без разрешения  газовую плиту;

- раскладывают костёр  в квартире (около дома, вблизи  сарая, сена);

- если забыть выключить  электроприборы или сушить бельё  над плитой.

Учитель. Пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.

Ребята, чтобы не случилось  беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила  пожарной безопасности.

Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

   Игра       Чем тушат пожар

Если тушат пожар –  хлопаем

Информация о работе Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности