Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:16, курсовая работа
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и целостного развития личности ребенка. Поэтому нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие дошкольников, которое подразумевает в себе ряд задач:
охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка;
Введение.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и целостного развития личности ребенка. Поэтому нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие дошкольников, которое подразумевает в себе ряд задач:
Нормальное физическое развитие невозможно без постоянного движения. Отечественные и зарубежные физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости решительности ребенка.
Врач и педагог В.В.Горшевский в результате
глубоких медицинских ис-
следований пришел к выводу, что недостаток
движений не только отрицательно сказывается
на здоровье детей, но и снижает их умственную
работоспособность, тормозит общее развитие,
делает детей безразличными к окружающему.
По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции
возбуждаются к жизни
движениями. Он рекомендовал предоставлять
возможность детям двигаться как в повседневной
жизни, так и на занятиях.
Как известно детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ловкости и скорости выполнения упражнений. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Основным принципом педагогической работы с детьми является личностно-ориентированная модель взаимодействия, которая предполагает передачу детям знаний, навыков и умений через игру. Именно игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра для ребенка делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
П.Ф.Лесгафт видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал сложным действием, упражнением более высокого порядка, нежели отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребенка. Особо он подчеркивал факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
Из этого следует, что игровая форма проведения физкультурных мероприятий является в дошкольном учреждении основой методики обучения и развития детей физическим движениям, общеразвивающим упражнениям, элементам спортивных игр и упражнений, воспитания физических качеств и интереса к занятиям спортом.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях.
Поэтому хотелось бы разнообразить жизнь детей, осуществлять передачу и закрепление знаний, навыков и умений в игровой форме.
Таким образом, в процессе работы с детьми, я решила выяснить: Будет ли игровая мотивация способствовать повышению уровня физического развития дошкольников и интереса к занятиям спорта.
Задачи.
Методика работы с детьми.
На первом этапе работы по физическому воспитанию и развитию движений у детей, придерживалась строгой классической структуры проведения физкультурных занятий. В результате, 50% детей группы были не заинтересованы для выполнения заданий, постоянно отвлекались, мешали другим детям, внимание детей было крайне рассеянным, качество выполнения основных движений также находилось на низком уровне. Следовательно, такие занятия несли низкую эффективность для воспитательно-образовательного процесса. Это подтверждают данные диагностического обследования (см. Приложение №1). Из 14 человек детей стойкий интерес к занятиям проявили лишь 15%, неустойчивый - 35%, незаинтересованные- 50%
Следующие результаты диагностики по
качеству выполнения основных
движений (навыки и умения): ниже нормы
- 57%, норма - 43%. Диагностические данные
показывают: половина состава детей недостаточно
полно выполняет требования программы,
движения замедленные, неловкие, неэстетичные,
низкий уровень качества, навыки у детей
еще не сформированы.
Вывод: традиционные формы работы по развитию движений и отношению детей к занятиям не дают достаточного эффекта, т.е. все упражнения выполнялись без желаний, стараний и соответственно не имели должного качества и успеха. Некоторые дети вообще отказывались что-либо выполнять, следовательно, такие занятия имеют низкую моторную плотность, неудовлетворяющую требованиям программы, организованность детей на низком уровне. Причиной этого является отсутствие творческого, изобретательно стимула, игровой мотивации, сюжета, проблемно-игрового замысла в занятиях. Также малое количество спортивного оборудования, не многофункциональное его использование, не достаточное отношение родителей к физическим упражнениям детей.
Для решения поставленных задач и развития интереса к физическим занятиям создавались условия, при которых дети захотели бы заниматься физическими упражнениями, а смысл выполняемого движения стал бы им понятен.
2. Разработано тематическое планирование физкультурных занятий для детей средней логопедической группы с учётом лексических тем (см. Приложение №2).
3. Пополнили оборудование физкультурного уголка: изготовили флажки, ленточки, султанчики для гимнастических упражнений; приобрели мячи разных размеров, кегли, скалки, обручи, мешочки с песком для развития равновесия и метания, гантели, кольцебросы, серсо, дермантиновую дорожку - для занятий по профилактике и коррекции плоскостопия, верёвочную лестницу, настольно - печатные игры по теме: «Спорт» и «Здоровье». Изготовили маски и нагрудники с карманами для подвижных игр, мишень для метания; картотеку подвижных игр и упражнений. Подобрали музыкальные записи для сюжетных занятий. (см. Приложение №3)
Основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям в детском саду являются физкультурные занятия, но они не должны стать для детей узкоспециализированными тренировками, подготовкой детей к соревнованиям.
Чтобы вызвать интерес к занятиям физической культурой, использовались нетрадиционные формы:
Так, например, учитывая особенности возраста и недоразвитие речи дошкольников (трудно выполнять движения по слову воспитателя), поэтому на занятиях придумывались игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения: «Кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Алеше покатился!»
Вызвать интерес к движениям помогало стихотворение, песенка, потешка.
Поощрение действий ребенка вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь действие, упражнение. Например, пройти по широкой и узкой дорожке, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения.
Большой интерес имела у детей игра с вариантами (см. Приложение №4). Новые варианты подвижной игры способствуют развитию самостоятельности детей, формируют потребность в движении. Вариативность игр обеспечивается сменой атрибутики. Так, в подвижной игре «Кот и мышки» в I варианте мыши были огорожены веревкой, они перепрыгивали ее и выходили гулять, во II варианте дети уже прячутся за стульчик в свои домики, в III варианте – подлезают под скамейку и т.д.
Особое место в занятиях по развитию
движений отводилось выполнению физических
упражнений под музыку, - это является
наиболее эффективной формой создания
у детей правильного понимания характера
движений. Говоря о большом значении музыки
в развитии движений, педагог Н.А. Ветлучина
отмечает: «... между музыкой и движениями
при одновременном их исполнении устанавливаются
очень тесные взаимосвязи. Их объединяет
одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую
роль при этом играет музыка, развитие
ее образов. Движение, сопутствуя музыке,
выражает именно ее образное содержание.
Возникает важный вопрос о единстве восприятия
ребенком музыки, когда он движется, и
движений, которыми он стремится выразить
ее содержание».
Примером этого являются фотографии (см.
Приложение №3) занятий, где дети под музыкальные
произведения исполняют различные физические
упражнения, движения. По лицам и настроению
детей видно, что им нравится двигаться,
делают они это с большим удовольствием,
стараясь выразить движениями содержание
музыки, войти в образ. Вместе с детьми
мы разработали под музыкальные детские
песни комплексы общеразвивающих упражнений.
Говоря, о музыке, нельзя не упомянуть о ритмической гимнастике, которая используется в практике работы с детьми. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят ОРУ, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально.
В работе с детьми применяется методика игрового стретчинга. Все занятия проводились в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач (Конспект занятия, см. Приложение №4). В этих занятиях широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где воспитатель - режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Для того чтобы дети лучше и быстрее усваивали движения, развивали творчество и воображение, разработано десять типов физкультурных занятий:
2. Сюжетно – игровые. Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать её, преодолевая проблемные ситуации. (Конспект занятия: «В гости к бабушке в деревню» см. Приложение №4). Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором создается воображаемая ситуация; перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщаются последовательность выполнения упражнений и их содержание. Эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например «Колобок», конспект занятия прилагается, см. Приложение №4) попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступить в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, ребята спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки и лужи», идут по «кочкам», перепрыгивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий.
Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий.
Информация о работе Игровая мотивация как средство физического развития детей