Игровая мотивация как средство физического развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и целостного развития личности ребенка. Поэтому нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие дошкольников, которое подразумевает в себе ряд задач:
охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка;

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЧЁТ ДОУ 1.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Выражая сочувствие игровым персонажам, дети оказываются перед 
необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

В другой ситуации, побуждая у дошкольников сочувствие к персонажам, можно предложить им не только выручить или спасти полюбившихся героев, но и просто порадовать их совместными играми. Так дети идут в гости к игрушкам, чтобы позаниматься с ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся.

Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Принимая игровые обстоятельства, предложенные воспитателем, дети выполняют плавные, замедленные движения как будто бы во время качки на корабле, имитируя лазанье по корабельным снастям.

В работе с детьми часть занятий посвящается путешествиям по временам года, в них отражаются природные изменения, трудовая и спортивная деятельность людей. Сюжеты занятий близки детям, их впечатлениям и переживаниям, содержат материал по ознакомлению с окружающим. («Цветные автомобили», Конспект физкультурного занятия: «Прогулка в осенний парк», см. Приложение №4; « В гости к светофору»). Такие путешествия и прогулки проводились в среднем и медленном темпе и включают отдельные игровые упражнения с целью совершенствования необходимых движений.

 

  1. Предметно – образное. Цель: Учить детей придавать снарядам и предметам игровой характер для того, чтобы разнообразить и обогащать двигательную деятельность на данном снаряде и с одним предметом. (Конспект занятия: «Так палка, а так – лошадка»,  см. Приложение №4). Развивая воображение детей, предлагалось по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги дремучего леса», из них дети строят «лодки» и даже «корабль». Такие предметно-образные занятия учат детей придавать снарядам и предметам образ и игровой характер для того, чтобы разнообразить и обогащать двигательную деятельность на данном снаряде и с одним предметом
  2. . По сказкам. Цель: Через сказку или  героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая творчество, фантазию, воображение. (Конспект занятия: «На помощь Колобку», см. Приложение №4).
  3. По литературным произведениям. Цель: Обогащать двигательную деятельность, развивать воображение и артистичность детей, через восприятие сюжета произведения учить преодолевать двигательные трудности в достижении цели.
  4. В форме круговой тренировки. Цель: Развивать у детей моторную память, творческое мышление, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность. Так, например дети выполняют движения по графическим карточкам с изображением данного движения, и переходят от одного изображения к другому. (Образцы карточек-моделей см. Приложение №7)

7.  В форме эстафет и соревнований. Цель: Развивать у детей физические и       волевые качества, стремление к победе, уверенность в своих силах. (Конспект занятия см. Приложение №4)

    8. По интересам. Цель: Выявлять интерес детей к какому либо виду спорта с учётом их возможностей для развития потребности в физических упражнениях.

         9. Контрольное. Цель: Определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребёнка для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребёнка по его результативности для их дальнейшего развития.

        10. Комплексные. Цель: создание положительного эмоционального настроения, совершенствование двигательных навыков и умений, закрепление определённых знаний и умений других видов деятельности (речевой, математической и т.д.) (Конспект занятия: «Прогулка в лес», см. Приложение №4).

          Наиболее ярко игровая мотивация используется во время проведения физкультурных досугов, так как, основная их цель – активный отдых, поэтому нельзя допускать чтобы они  превращались в настоящее соревнование, где борьба ведётся за очки и места, что является непосильной психологической нагрузкой для ребёнка.  Так в содержание физкультурных досугов включаются различные аттракционы, подвижные игры, театрализация в сочетании с музыкальными номерами, сюрпризные моменты. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим занятиям, оказывает благоприятное воздействие на формирование и совершенствование двигательных навыков. (Конспект вечера досуга «Цирк - Цирк», см. Приложение №4).

В процессе работы с детьми по формированию интереса к занятиям и развитию движений встречались трудности:

  • в организации детей на занятии, привлечении их внимания, в создании положительного эмоционального фона, в обеспечении контроля над выполнением движений, трудности в поддержании достаточной дисциплины.
  • В группе 50% детей имеют недостаточный уровень развития тех или 
    иных физических и умственных навыков; ослабленное здоровье, требующее щадящих нагрузок; дети с нарушением осанки, плоскостопием. Следовательно, необходимо было разработать методику работы с учетом разноуровневой подготовленности детей, приходилось работать с детьми как индивидуально, так и малыми подгруппами, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. отрабатывать одно и то же занятие по несколько раз в режиме дня с разными детьми. Такая деятельность первоначально тормозила дальнейшее развитие педагогического процесса, направленного на развитие новых видов движений.
  • Недостаточная помощь родителей, выражающаяся в невыполнении рекомендаций по развитию движений у детей в домашних условиях, нарушение режима дня в выходные дни.
  • Недостаточность в разнообразии физкультурного оборудования в детском саду, его неяркость, некрасочность, статичность.

В результате проделанной работы с дошкольниками,  в конце первого квартала проведено диагностическое обследование детей на выявление интереса к занятиям физкультуры и сформированности двигательных навыков (см. Приложение №1). Данные обследования имеют более высокие результаты по сравнению с началом учебного года.

Так, возрос интерес детей к занятиям на 29%, повысился уровень развития основных движений на 10%. Большее количество детей стало с 
удовольствием заниматься физическими упражнениями, повысился интерес и желание. Увеличился процент детей, движения которых стали более мотивированными, упорядоченными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью - выполнением определенных задач. Дети теперь отличаются высокой работоспособностью, стали более выносливыми, ловкими, гибкими.

Таким образом, игровая мотивация побуждает ребенка выполнять физические упражнения, придаёт смысл двигательной деятельности. Игровые мотивы и задачи близки и доступны ребенку, захватывают его. Они связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладение движением в игре, установлением прямой связи между мотивом и задачей. Игровая форма проведения физических упражнений помогает развить у ребенка инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений, а это, следовательно, улучшает качество их выполнения.

В результате работы с детьми по развитию движений и повышению интереса к занятиям физической культуры намечены перспективы:

 

  •  Укреплять  взаимодействие с родителями, направленное на физическое развитие и оздоровление детей, формирование у них ценностей здорового образа жизни, а именно: организовывать для родителей индивидуальные консультации  по вопросам физического развития, закаливания, организации двигательной деятельности детей в домашних условиях; организовывать совместные физкультурные праздники, досуги, выставки; проводить санитарно-просветительскую работу; знакомить родителей с результатами диагностики физического развития, состояния здоровья и психомоторного развития детей, а также с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и лечебно-профилактическими мероприятиями; оформлять наглядно-иллюстративный материал по вопросам воспитания здорового ребёнка. Это папки передвижки, ширмы, стенды с фотографиями.
  • Дополнить развивающую среду современным, нестандартным оборудованием,  для решения задач физического развития  дошкольников.
  • Продолжать внедрять в педагогический процесс новые методики и технологии по проблеме  укрепления здоровья  и физического развития детей.

 

 

 

 

Литература:

 

 

  1. М.Д. Маханева, «Воспитание здорового ребенка», М., 1999
  2. Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет», М., «Просвещение», 1983
  3. Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова «Общеразвивающие упражнения в детском саду», М., «Просвещение», 1981
  4. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе»,  М, 1983
  5. Е.А. Синкевич, Т.В. Большева «Физкультура для малышей», СПб., 1999
  6. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры народов СССР», М., «Просвещение», 1988
  7. Е.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей», М., 1986
  8. Е.А. Тимофеева  «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»,  М., «Просвещение»,  1979
  9. Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» М. 1983 г.
  10. Ю.А. Кириллова, М.Е. Лебедева, Н.Ю. Жидкова, «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет», СПб.2005 г.
  11. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, «Развивающая педагогика оздоровления», М. 2000 г.
  12. А.И. Сорокина, «Игры с правилами в детском саду», М. 1970 г.
  13. Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, «Физическое развитие и здоровье детей

3-7 лет», М. 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

Калининского  района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Творческий  отчёт по теме:

 

 



 

           

 

 

 

 

 

 

Воспитателя:

Прокопенко

Ирины Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурный уголок в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеразвивающие упражнения под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеразвивающие упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигательная  деятельность на прогулке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бодрящая гимнастика.

 


Информация о работе Игровая мотивация как средство физического развития детей