Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:48, реферат

Краткое описание

Среди игровых театрализованных форм лидирующее положение занимает игровое театрализованное представление. Понять сущность этого жанра поможет знание его базовой основы — театрализованного представления. Театрализованное представление — это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено истори-ко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др.

Вложенные файлы: 1 файл

_metodmaterial_kuznezova_igra_pedagou_dop.obr.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Игровые театрализованные формы: особенности их использования  в работе с детьми

 

 

ОВРЕМЕННЫЙ  ДЕТСКИЙ ТЕАТР ИМЕЕТ

одну  важную особенность, которая не свойственна  театру для взрослых. Эта особенность — широкое использование игры. В большей степени она присуща детскому любительскому театру, нежели профессиональному театру для детей. Дело, видимо, в том, что режиссеры и драматурги любительского театра находятся ближе к зрителю и лучше знают его психологию и запросы. А кроме того, они не так сильно связаны условностями театра. Мы являемся свидетелями широкого распространения игрового театра и еще в большей степени — игровых театрализованных форм. По нашему мнению, они будут развиваться и впредь. Сделаем в данной статье попытку осмыслить это явление и сформулировать некоторые выводы и практические рекомендации.

Среди игровых театрализованных форм лидирующее положение занимает игровое театрализованное представление. Понять сущность этого  жанра поможет знание его базовой  основы — театрализованного представления. Театрализованное представление — это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено истори-ко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др. В зависимости от темы и задач автора в представлении могут доминировать какие-либо виды искусства, изобразительные приемы.

Широко  распространены представления публицистические, эстрадно-юмористические, ярмарки, представления-концерты и др. В одних из них преобладает агитационное начало — стремление вызвать интерес публики к социальной или политической ситуации, цель других, например эстрадного представления или капустника, — развлечь зрителей, облекая действие в юмористическую форму, заострить внимание на бытовых и социальных моментах. Основные признаки театрализованного представления:

зрелищность,

синтетичность,

экспрессивность,

идейно-художественная целостность.

Если  в литературно-музыкальной композиции главные выразительные средства слово и музыка, то в театрализованном представлении — калейдоскоп красок, цветов, звуков. Применяются самые разные виды искусств, технические и сценические средства. Композиция предполагает камерность, пастельность тонов или даже графическое решение.

Театрализованное  представление — это яркое, броское, полифоническое, зрелищное действие. В нем превалирует динамичное игровое начало, при этом между артистами и зрителями в большинстве случаев не происходит прямого контакта. Здесь четко просматривается разделение на сцену и зал: всякое вторжение зрителя может нарушить художественно-смысловую линию представления.

Тем не менее это не является непреложным  требованием: сценарист и режиссер вольны подключать зрителя к участию или соучастию в действии, что можно рассматривать как авторский прием, вполне допустимый в этом очень демократичном жанре.

Драматическое искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании школьников. Но не менее важно то, что театр помогает детям обрести социальный опыт. Известно: чтобы воспитать какое-либо положительное качество, необходимо показать детям его образец. И театр такой образец для подражания дает детям в действиях сценических героев. Причем делается это ярко и привлекательно. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что юный зритель, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно избирает образец для подражания, приходит к какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения. Сила воздействия на личность этих, самостоятельно добытых, прочувствованных ценностей столь велика, что нередко проявляется в его реальной жизни и деятельности. Своеобразным полигоном, дающим возможность ребенку самостоятельно принимать нравственные решения и действовать в соответствии с ними, может стать новая, активно развивающаяся ныне театральная форма — игровое театрализованное представление.

Театрализованное  представление, как и игровое  театрализованное представление, имеет  множество форм проявления. Они зависят от целей и задач, места проведения, половозрастных особенностей участников и ряда других обстоятельств. Их описание и классификация в принципе возможны, но всегда будут неполными, так как в известную форму постоянно вносится что-то новое, что создает множество разновидностей жанра. Впрочем, огорчаться этому не следует, напротив, надо радоваться, что существует жанр, в котором сценарист не ограничен жесткими рамками условностей. Однако и в игровом театрализованном представлении существуют если не законы, то правила, которые сценаристы не могут игнорировать.

Так, в игровом театрализованном представлении обязательно должно присутствовать либо обычное, присущее пьесам, либо особым образом организованное действие, которое служит развитию основной идеи. Это роднит рассматриваемый нами жанр с драмой, давая основание причислять его к сценарной драматургии. Другое дело, что художественно-образный язык этого жанра более пестр, чем язык обычной пьесы. В силу своей природы в этом жанре одинаково хорошо «звучат» и язык драмы, и языки других видов литературы и искусства. Здесь уместен даже чуждый драме эпический язык. Кроме того, в игровом театрализованном представлении нет временных и пространственных ограничений. Важнейшим элементом художественного языка, а также и важнейшим элементом действия здесь является игра в силу ее особого языка, специфики и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Именно игра и придает рассматриваемому жанру специфическую особенность. Рассмотрим некоторые формы, которые присущи игровым представлениям.

Игровая пьеса. По большей части — это  собственно пьеса, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями.

Излюбленный прием авторов — диалоги персонажей со зрителями, где зрители выступают в роли коллективного и, как правило, положительного персонажа.

Этот  прием предоставляет большие  возможности, но так как настоящий, осмысленный и двигающий действие диалог, в котором участвуют зрители, написать очень трудно, авторы пользуются им не очень охотно или применяют упрощенную схему диалога. Вопросы, на которые вынуждены отвечать зрители, типа «А кто здесь набедокурил?», «А куда спрятался злодей?» и другие подобные делают зрителей не подлинными действующими лицами, а отводят им роль сторонних наблюдателей и информаторов. А иногда и бесстрастных судей — этаких барометров абстрактной нравственности и морали. При этом часто нарушается грань, отделяющая информаторов от ябед и доносчиков. И одно только это наносит непоправимый вред воспитанию личности, сводит на нет все благие мысли и идеи, ради которых писалась пьеса.

В большинстве  случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. На мой взгляд, это обусловлено тем, что мир сказок хорошо знаком и близок детям, они прекрасно знают их сюжеты. Это дает им возможность легко включаться в действие и развивать его в соответствии с веками сложившимися функциями и структурой сказки. Это одна из причин широкого использования сказки, в том числе и в игровых театрализованных представлениях.

Игровое театрализованное представление отличается от игровой пьесы более разнообразным художественно-образным языком и тем, что в нем широко используется игра. С помощью игры организуются и включаются в действие зрители: она ставит их перед выбором линии поведения, предоставляет возможность проявить силу, ловкость и сноровку. Игра помогает противодействующим персонажам сравнительно просто и легко вводить детей в заблуждение и даже вовлекать их в свой лагерь, что предоставляет сценаристам прекрасную возможность создавать сложную, захватывающую интригу, обогащать сюжет и обострять конфликт.

Подчеркну, что игровая пьеса и игровое представление более всего тяготеют к драматическому произведению (пьесе), поэтому сценаристам необходимо заботиться о развитии действия, а главное, как это ни странно для театрализованного представления, создавать образы героев, особенно главных действующих и противодействующих лиц. Герои в подобных представлениях постоянно общаются с детьми. Общения не получится, если герои будут «не настоящими», если хоть в чем-то будет нарушена правда искусства. Кстати, это одна из основных трудностей для сценариста и режиссера: как соединить вымышленный мир театра и самую настоящую, полнокровную жизнь, в которой существуют дети? Дети, конечно чрезвычайно восприимчивы к условностям и легко принимают любое корректное предложение с магическими для них словами «если бы» и «как будто». Но именно — корректное, а это значит, любой ход, любое действие должны быть убедительны и оправданны. Вот главные, хотя и не все условия, благодаря которым может происходить соединение, слияние реального и вымышленного.

Несмотря  на большую популярность и значительные воспитательные возможности театрализованных игровых представлений, создается их не так уж и много. Причина в том, что жанр этот требует от сценаристов глубоких знаний не только законов драматургии, но и законов игры и психологии общения. Большая трудность для сценариста — включить игру в сюжетную канву, не нарушая, а, наоборот, усиливая и развивая действенную линию представления. Сценаристу необходимо выявить суть каждой игры, найти интересный, оригинальный способ ее использования и непременно наполнить смыслом сам процесс игры. Поясню на примере. Когда массовик-затейник набирает две команды и заставляет их перетягивать канат, совершается примитивное действие, осмеянное многими поколениями острословов.

В данном случае массовик предлагает людям занятие, для выполнения которого не требуется ни интеллекта, ни эмоций — одна только грубая мускульная сила. Но если к этой силовой задаче присовокупить смысловую, содержательную, изменится сама суть состязания. Положим, детям будет предложено состязаться в перетягивании каната с отрицательными персонажами с условием, что от его результатов будет зависеть судьба героя представления. В этом случае у детей появится позитивный мотив выполнения данного действия, а их поведение станет более эмоциональным. Вообще же опытный сценарист знает, что тот же канат, при соответствующей мотивации, может становиться средством и состязательности, и противодействия, и единения; с его помощью можно ограничить свободу пере-

движения  в пространстве, но можно и расширить ее... Да мало ли какие задачи можно решить при помощи обычной веревки! Точно так же и любая игра может служить многим, часто противоположным целям выполнять самые разнообразные задачи.

Как уже говорилось выше, сюжетная основа сценариев игровых театрализованных представлений часто заимствуется у сказки или известного литературного произведения. В этой связи очень важно сохранить структуру базового произведения. Если же сценарист меняет структуру, характер, функции известных персонажей, он обязан мотивировать это, договориться о новых «правилах игры» со зрителем. В данном случае договор и мотивация имеют первостепенное значение, так как в подобных представлениях обязательно привлечение зрителей в качестве действующих лиц, а потому они должны хорошо знать правила новой игры.

Иногда  сценаристы, желая вырваться из жестких  рамок базового сюжета, меняют функции героев, да и сюжет выворачивают наизнанку. Есть сценаристы, одержимые прямо-таки маниакальной страстью превращать Бабу-Ягу в Мать Терезу, а Бармалея — в величайшего гуманиста всех времен и народов. Такие попытки, как правило, неудачны, ибо авторы сценариев не считают нужным, а иногда и не в состоянии обеспечить свои изыски логичной и достоверной мотивацией, предложить приемлемые правила игры.

Хотя в искусстве используются разнообразные приемы и подходы, все же при изменении функций известных сказочных и литературных героев надо учитывать типические черты характера, которыми они были наделены в базовом произведении. Есть такие персонажи, которых легко можно переводить из лагеря положительных героев в лагерь противодействующих, и наоборот. Таковы, например, сказочные Волк, Лиса, Кот, Баба-Яга и др. Это обусловлено сложившимся представлением о них в фольклоре, да и в жизни они часто выступают в разных ипостасях. Так, Баба-Яга в одном случае зажаривает

детей, а в другом — помогает доброму  молодцу. Волк в фольклоре лакомится  козлятами, поросятами, бабушками, но в  то же время может стать верным другом, помощником и советчиком Ивану-царевичу, а в реальной жизни он — то злейший враг скотоводов, то незаменимый санитар лесов и полей. Некоторые из положительных персонажей могут временно пребывать в противостоящем лагере, даже быть отрицательными героями. Но есть персонажи, которых обрядить в наряд злодея никак нельзя. Это персонажи, в типических чертах которых заложено острое чувство справедливости и доброты, а главное, ярко выражено стремление к покровительству и защите слабых. Причем эти герои не вписываются в противоположный лагерь, несмотря на то, что в их характере имеются некоторые отрицательные черты, а точнее сказать, слабости.

Самые типичные герои этого ряда: Бу-ратино, Емеля, Карлсон, Винни-Пух и др.

Сценарист игрового представления непременно должен найти привлекательные манки для включения зрителей в игру, а стало быть, и в сценическое действие. Если по каким-то причинам этого не получится, действие может прерваться, а представление постигнет неудача. Чтобы этого не случилось, сценаристу, а еще более режиссеру-постановщику, необходимо предусмотреть запасные варианты действия, аналогичные игре по смыслу и тем-поритму, и, конечно, дополнительные манки для включения зрителей в игру, а через нее — в действие. Здесь необходимо предостеречь авторов, что места в представлении, где зрители вводятся в действие и выводятся из него, представляют повышенную опасность. Вот почему сценарист должен прописывать их с особой тщательностью, предусматривая возможные повороты действия, связанные с самодеятельностью зрителей, и последствия таких неожиданностей.

В игровом  представлении широко используются подвижные игры, поэтому необходимо уже в сценарии предусматривать условия их безопасного проведения.

К примеру, хотя бы в ремарках предостерегать об опасности и давать советы по ее предотвращению. К разряду очень опасных относятся игры с едой. К сожалению, они очень часто авторами включаются в сценарии. Такие игры, в которых дети могут получить травму, подавиться или захлебнуться, считаю, нельзя включать в программы ни под каким предлогом. А игры с едой неуместны еше и по нравственным соображениям. В России, да и у большинства народов мира, отношение к еде, а особенно к хлебу, всегда было одухотворенным. Хлеб в сознании народа воспринимается как некое существо, освященное трудом, традициями и всеобщим уважением. Он как бы одушевлен. Кроме того, игра с едой требует особого такта. Надо также помнить, что нарушение правил гигиены в местах массового скопления детей — прямая угроза их здоровью.

Информация о работе Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми